Lt304888.ru

Туристические услуги

Мусульманское имя

12-10-2023

Перейти к: навигация, поиск
«Мухаммад» — одно из самых распространённых имён среди мусульман.

Мусульманские имена — это личные имена, возникшие под влиянием исламской религии и характерные для представителей мусульманских народов.

У мусульман имя человека играет важную роль, является символом и выражает сущность того, кто это имя выбирал[1]. Имя должно содержать хороший смысл и иметь приятное произношение, быть благородным и не указывать на что-то запрещённое или порицаемое шариатом[2].

Содержание

Этикет имянаречения

В исламе является обязательным давать имя мужчинам и женщинам[3]. При именовании ребёнка является желательным, чтобы имя несло хороший смысл, содержало поменьше букв и было лёгким на языке, было быстрозапоминающимся и было подходящим и соответствующим социальной среде[4].

Аль-Маварди в своей книге «Насыхат аль-мулук» говорит:

Если родится ребёнок, то одним из первых проявлений благочестия по отношению к нему будет наряжение его в хорошее имя и благородную, хорошую кунью. Воистину, хорошее имя оставляет след в душах в первый же момент, как его услышат.

Аль-Маварди Насыхат аль-Мулук. — С. 167.

Самые желательные имена

Самыми лучшими из имён считаются «Абдуллах» («Раб Аллаха») и «Абдуррахман» («Раб Милостивого»). Согласно хадису Мухаммеда, который передали Муслим ибн аль-Хадджадж и Абу Давуд, эти имена являются самыми любимыми для Аллаха. Известно, что пророк Мухаммед назвал сына своего дяди Аббаса Абдуллахом. Первый ребёнок мухаджиров, который родился в Медине был назван этим именем (Абдуллах ибн Зубайр). Среди сподвижников Мухаммеда было около 300 человек, носивших это имя[5].

Сразу за этими именами следуют имена, которые построены по принципу «Абд + одно из имён Аллаха». Считается похвальным назвать ребёнка таким образом, однако у шиитов-рафидитов нежелательны имена «Абд аль-Малик» и «Абд аль-Азиз» (имена Омейядских халифов). Также у шиитов нежелетельно имя «Абдуррахман», из-за того, что убийцу Али ибн Абу Талиба звали Абдуррахман ибн Мульджим[5].

Следующим по степени почётности считаются имена пророков и посланников. Известно, что сам Мухаммед назвал именем «Ибрахим» своего сына[6] и сына Абу Мусы аль-Ашари. Именем «Юсуф» он назвал сына Абдуллаха ибн Салямы[7]. Исламские богословы единогласны в том, что дозволено давать детям имена пророков и посланников, однако существовало разногласие касательно имени «Мухаммад», из-за запрета Умара ибн аль-Хаттаба. Но Ибн Хаджар аль-Аскалани приводит сведения о том, что он впоследствии отказался от этого мнения[8]. Сказал Ибн Кайим Джаузия:

Правильным является то, что называть его именем разрешено, а делать себе кунью, подобную его кунье — запрещено. Запрет в течение его жизни более строгий. Сочетать в себе его имя и кунью — запрещено[комм. 1][9].

Интересно, что первым, кого назвали одним из имён Мухаммада — «Ахмад» — был Ахмад аль-Фарахиди аль-Басри, отец знаменитого Халиля аль-Фарахиди, который родился в конце первого века по хиджре. До этого никого таким именем не называли[10][11][12].

Также желательно давать детям имена сподвижников Мухаммеда и других исламских праведников. аль-Мугира ибн Шуба передал, что Мухаммад сказал: «Они (сподвижники) называют (своих детей) именами пророков и праведников после них» (Сахих Муслим)[13].

Запретные имена

Запретными считаются имена, которые означают что-то плохое или запретное согласно шариату, или являются таковыми из-за особенностей произношения. Также запрещены имена восхваляющие или, наоборот, ругающие своих носителей.

Ибн Джарир ат-Табари говорил:

Не подобает называться именем с плохим значением или именем, в котором есть восхваление, или именем с ругательным значением, даже если это просто имя человека, и не имеются в виду его истинные черты. Однако плохо будет, если кто-то услышит такое имя и подумает, что это качество названного. Поэтому пророк (мир ему и благословение Аллаха) изменял имя на такое, значение которого применительно к обладателю имени было правдивым.

— Ибн Хаджар аль-Аскалани «Фатх аль-Бари» (10/476)

К запрещённым именам относятся:

  • Имена типа «Абд Шамс» («Раб Солнца»), «Абд ар-Расул» («Раб Пророка»), «Абд аль-Хусейн» («Раб Хусейна (ибн Али)») и т. п. из-за язычества, которое содержится в них.
  • Имена, которыми дозволено назвать только Аллаха. Например, «ар-Рахман», «аль-Халик» («Создатель»), «аль-Мумит» («Умерщвляющий») и т. п.
  • Имена, в которых содержится уподобление немусульманам, то есть придуманы ими и характерны для них[14].
  • Имена идолов. Например, «Узза», «Манат», «аль-Лат» и т. п.
  • Имена, содержащие самовосхваление и ложь. Например, «Малик аль-Амляк» («Царь царей»), «Султан ас-салатин» («Султан всех султанов»), «Шахиншах» («Шах всех шахов») и т. п.
  • Имена шайтанов. Например, «Хинзаб», «аль-Авар», «аль-Вальхан», «аль-Аджда» и др.[15]

Нежелательные имена

  • Нежелательными являются те имена, которые режут сулух из-за значения или звучания. Например, «Харб» («Война»), «Ханджар» («Кинжал»), «Хиям» (название болезни верблюдов) и т. п.
  • Нежелательны похотливые и связанные со страстью имена. Например, «Гада» (молодая девушка, которая идет гордой завлекающей походкой), «Фатин» (соблазняющая своей красотой) и т. п.
  • Нежелательны имена, которые указывают на грех или неповиновение. Например, «Залим» («Тиран»), «Саррак» («Вор») и т. п.
  • Также нежелательны имена скверных животных. Например, «Ханаш» («Змея»), «Химар»(«Осёл»), «Кальб» («Собака») и т. п.
  • Нежелательны имена типа «слово + ад-Дин/аль-Ислам». Например, «Рукн ад-Дин» («опора религии»), «Нур аль-Ислам» («Свет ислама») и т. п., из-за величия этих двух понятий («Дин» и «Ислам»). Известно, что ан-Навави не любил когда его называли «Мухй ад-Дин» («Оживитель религии»), а Ибн Таймия не любил прозвища «Такий ад-Дин» («Праведник религии»). Первым человеком, которого так назвали является Баха-уд-Даула ибн Бавейх (Рукн ад-Дин).
  • Нежелательны двойные имена (напр. «Мухаммад Ахмад»), которые создают путаницу.
  • Множество богословов сочли нежелательным наречение именами ангелов. Например, «Джибриль», «Микаил», «Исрафил» и т. п.
  • Множество богословов сочли нежелательным наречение названиями сур Корана. Например, «Йа Син», «Та Ха» и т. п.

Смена имени

Если имя человека несёт плохой смысл, содержит уподобление немусульманам, то есть является одним из запретных или нежелательных имён (см. разделы выше), то считается обязательным сменить такое имя на более желательное и благозвучное. Из сообщений о Мухаммеде известно, что он менял плохие имена на более хорошие[16].

Популярность

Арабское имя Мухаммад и его производные является самым популярным мужским именем у мусульман. В начале XXI века имя Мухаммед стало самым популярным в некоторых странах Европы (Великобритания, Бельгия)[17]. В десятку самых популярных мужских имён в Бельгии помимо имени Мухаммед также вошли Амин, Аюб и Мехди. Среди популярных женских имён Бельгии — Айя, Ясмин и Сальма.[18].

Комментарии

  1. То есть, брать кунью Мухаммеда «Абуль-Касим» — нежелательно, а если человека зовут «Мухаммад» и у него есть кунья «Абуль-Касим» — это является запретным.

Примечания

  1. Бакр Абу Зейд, 1995, с. 6
  2. Бакр Абу Зейд, 1995, с. 31
  3. Ибн Хазм Маратиб аль-Иджма. — С. 154.
  4. Бакр Абу Зейд, 1995, с. 39—41
  5. 1 2 Бакр Абу Зейд, 1995, с. 33
  6. Муслим ибн аль-Хадджадж «Сахих».
  7. Ибн Хаджар аль-Аскалани Фатх аль-Бари. — Т. 10. — С. 578.
  8. Ибн Хаджар аль-Аскалани Фатх аль-Бари. — Т. 10. — С. 573—579.
  9. Ибн Кайим аль-Джаузия «Заад аль-Маад» / Абдуль-кадир аль-Арнаут. — Т. 2. — С. 347.
  10. Ас-Самани Аль-Ансаб. — Т. 9. — С. 257.
  11. Ибн Хаджар аль-Аскалани Табсыр аль-Мунтабих. — Т. 1. — С. 3.
  12. Ас-Суюти Аль-Васаиль. — С. 86.
  13. Бакр Абу Зейд, 1995, с. 37
  14. Ахкам ахль аз-зимма. — Т. 2. — С. 786—789.
  15. Тухфат аль-мавдуд би-Ахкам аль-мавлюд. — Джидда: Муджамма аль-Фикх аль-Ислами. — С. 117.
  16. Этот хадис передал ат-Тирмизи со слов Аишы
  17. Мухаммед обошёл Джека в списке самых популярных имен в Англии. РИА Новости (28 октября 2010). Архивировано из первоисточника 4 апреля 2013. Проверено 4 апреля 2013.
  18. В столице Евросоюза Мухаммед оказался популярнее Адама. Lenta.ru (17 сентября 2008). Архивировано из первоисточника 4 апреля 2013. Проверено 4 апреля 2013.

Литература

  • Бакр Абу Зейд Имянаречение ребёнка = تسمية المولود. — 3. — Эр-Рияд: Дар аль-Асыма, 1995. — ISBN 9960-749-46-0

Ссылки

  • Мужские мусульманские имена. Библиотека Гумер. Архивировано из первоисточника 17 мая 2013. Проверено 5 мая 2013.

Мусульманское имя.

© 2020–2023 lt304888.ru, Россия, Волжский, ул. Больничная 49, +7 (8443) 85-29-01