Lt304888.ru

Туристические услуги

Мясковский, Николай Яковлевич

21-07-2023

Николай Яковлевич Мясковский
Страна

{{{Страна}}}

Профессии

композитор, педагог, музыкальный критик

Коллективы

МГАК имени П. И. Чайковского

Награды

www.myaskovsky.ru

Никола́й Я́ковлевич Мяско́вский (18811950) — русский советский композитор, музыкальный критик.

Доктор искусствоведения (1940). Профессор Московской консерватории (1921). Народный артист СССР (1946). Лауреат пяти Сталинских премий (1941, 1946 — дважды, 1950, 1951 — посмертно).

Содержание

Биография

Родился 8 (20) апреля 1881 года в Новогеоргиевске (ныне Модлин в Польше) в семье Якова Константиновича Мясковского, потомственного военного инженера, и Веры Николаевны Мясковской (Петраковой), которая также происходила из семьи военных. Второй ребенок в семье. После смерти матери, сестра отца, Еликонида Константиновна Мясковская, взяла на себя опеку над детьми.

C детства играл на фортепиано и скрипке, но поскольку карьера музыканта не поощрялась в семье, поступил в Военно-инженерное училище. Патетическая Симфония Чайковского, исполненная Артуром Никишем в 1896 году, произвела на Мясковского большое впечатление, и он принял окончательное решение стать композитором.

Параллельно с учебой в училище, частным образом обучался музыке — у Р. М. Глиэра в Москве, И. И. Крыжановского в Петербурге, а затем, уже будучи военным инженером, — в Петербургской консерватории у Лядова и Римского-Корсакова, где среди его однокурсников были С. С. Прокофьев и Б. В. Асафьев. Окончив консерваторию в 1911 году, Мясковский начинает сотрудничать в московском журнале «Музыка», пишет первые крупные сочинения.

Для ранних работ Мясковского характерны мрачные, даже зловещие тона, которые органично переплетающтся с лирическими, задушевными интонациями русской музыки. Идеи, идущие от позднего романтизма П. И. Чайковского, импрессионизма А. Н. Скрябина, модернизма И. Ф. Стравинского и С. С. Прокофьева, а также собственные музыкальные идеи Мясковского. В его раннем творчестве все эти стили нашли свое продолжение, органично дополняя друг друга. Его первые 10 симфоний (1908 −1927) отличает вязкая, тяжёлая полифония с обилием низов и очень мощным звучанием.

С началом Первой мировой войны Мясковский отправляется на фронт в качестве офицера сапёрных войск. В 1917 году он получает назначение в Военно-Морской штаб в Петрограде, а в 1918 году переезжает в Москву, в которой он прожил большую часть жизни. После демобилизации с военной службы в Красной Армии, с 1921, Мясковский — профессор класса композиции Московской консерватории.

В 1923 году Мясковский пишет свою 6-ю симфонию, монументально-трагическое произведение, навеянное воспоминаниями о Якове Константиновиче, убитом матросом только за то, что на нём была генеральская шинель. При этом необходимо отметить, что, несмотря на то, что Мясковский принял Октябрьскую революцию, он сохранил очень тёплые воспоминания о своём отце. А тот факт, что убили его фактически его единомышленники, очень угнетал Николая Яковлевича.[1].

6-я симфония Н.Мясковского — это отражение трагедии русского народа, расколотого гражданской войной. Очень показателен мрачный старообрядческий хор в финале, как символ нового, социального раскола XX века в России. Симфония имела оглушительный успех. Мясковский даже удостоился сравнения с П. И. Чайковским. Об этом произведении говорили как о первой симфонии, достойной названия 6-й, после гениальной 6-й симфонии Чайковского.

В начале 30-х годов (начиная с 11-й симфонии) Мясковский меняет стиль музыки на более светлый, что стало отражением того давления, которое оказывали на него власти. Показательно то, что единственное мрачное произведение того периода, 13-ю симфонию, он вынужден был представить на закрытой премьере. Что аналогично ситуации, сложившейся вокруг 4-й симфонии Д. Д. Шостаковича.

Среди других его работ 30-х годов также особо выделяется 16-я симфония, посвященная советской авиации. Её драматизм навеян впечатлениями от катастрофы огромного самолёта АНТ-20 «Максим Горький», случившейся в мае 1935 года.

В 1940 году композитор сочиняет свою 21-ю симфонию — произведение потрясающей силы, в котором нашли отражение и тягостные раздумия о правильности пути страны, и искренняя вера композитора в светлое будущее. Чистая сонатная форма, мастерское сочетание мрачных и светлых тонов, философская глубина сочинения принесли этому произведению всеобщее признание в мире. Эта великолепная симфония открыла последний, завершающий период творчества Советского мастера. В начале Второй мировой войны Мясковский был эвакуирован сначала на Кавказ, в Грузию и в Кабардино-Балкарию, а затем в г. Фрунзе. В эвакуации Мясковский написал три патриотические симфонии (22—24), включая 23-ю симфонию на кабардино-балкарские темы, струнные квартеты, несколько маршей, которые композитор рассматривал, как свой посильный вклад в борьбу с врагом.

После войны Мясковский получает звание Народного артиста СССР, но тем не менее в 1948 году попадает в список формалистов. Его музыка была охарактеризована как мрачная, недостаточно оптимистическая и за исключением двух-трёх произведений перестала исполняться в СССР. В частности, его лирико-ностальгическая 25-я симфония была охарактеризована как «философские бредни, чуждые рабочему классу». А кантата «Кремль Ночью» вызвала шквал критики за подачу образа И. В. Сталина с атрибутами восточного деспота и двусмысленность текста. Надо сказать, что здесь Мясковский проявил большое мужество. В конце 30—х годов он достаточно лояльно относился к режиму, изредка протестуя, как было, например, в случае с арестом музыковеда и композитора Жиляева. Но в 1948 году Николай Яковлевич открыто встал в музыкальную оппозицию, защищая своих коллег С. С. Прокофьева , Д. Д. Шостаковича и А. И. Хачатуряна. На заседании союза композиторов он охарактеризовал «Постановление по борьбе с формализмом» как истерическое, что привело к его конфликту с Т. Н. Хренниковым .[2].

Последние два года своей жизни Мясковский провел на даче у Николиной горы, приводя в порядок свои сочинения и работая над своей последней, 27-й, симфонией.

8 августа 1950 года композитор умер от рака. Его похоронили на Новодевичьем кладбище (участок № 3), рядом с могилами Скрябина и Танеева.

Педагогическая деятельность

Помимо 27 симфоний, Мясковский написал скрипичный и виолончельный концерт, много лирических, камерно-инструментальных и вокальных сочинений. За время преподавания в Московской консерватории он воспитал многих композиторов, среди которых Д. Б. Кабалевский, Б. А. Мокроусов, А. В. Мосолов, В. И. Мурадели, Л. Н. Оборин, Н. И. Пейко, Л. В. Фейгин и А. И. Хачатурян. Но при этом хочется отметить, что большим композитором из всей плёяды учеников советского мастера стал лишь последний.

По воспоминаниям учеников Николай Яковлевич был добрым ,отзывчивым человеком ,никогда не позволявшим себе хамства ,даже если ему что - то и не нравилось в музыке студентов консерватории.

Музыкальный стиль композитора

Стиль музыки Мясковского суров, но, в то же время, удивительно лиричен и красив. В нем органично переплетаются элементы русского позднего романтизма, модернизма и французского импрессионизма, получившего в России наименование Символизм. Помимо П. И. Чайковского, в его творчестве заметно влияние Н. А. Римского—Корсакова и А Н.Cкрябина.

Среди его симфоний особенно выделяются лирико-трагические: 2-я (1912), 3-я (1914), 4-я (1917) и 5-я (1921), трагико-монументальная 6-я (1923), героико-драматическая 16-я (1936), задумчиво-ностальгические 21-я (1940) и 25-я (1946), патриотическая 22-я (1941), посвящённая событиям Великой Отечественной войны , а также последняя 27-я (1950).

Выдающийся русский дирижёр Е. Ф. Светланов, сделавший в 1991—1993 годах запись всех его симфонических произведений, называл Мясковского прямым наследником русских классиков 19 века. Также он с горечью отмечал, что творчество этого композитора на сегодняшний день почти забыто.

Причиной такого положения стало:

1) Отсутствие пропаганды его творчества в течение последних 30 лет.

2) Тот факт, что композитор, работая на стыке нескольких течений, так и не был до конца признан ни среди радикальных модернистов, ни среди песенников. А для любителей классического романтизма XIX века его творчество чересчур тяжеловато. При том, что лирическая составляющая там осталась в достаточно архаичной форме. То есть получилось, что для одних он слишком тяжёл и современен, а для других слишком консервативен. Именно на это обстоятельство указывают современный исследователь жизни и творчества Н. Я. Мясковского — Д. Горбатов, а также крупнейший русский дирижёр современности Г. Рождественский.[1].


3) Тот факт, что Мясковский до конца жизни оставался убежденным марксистом-ленинистом современными слушателями трактуется как конформизм. Хотя его отношение к Сталинскому режиму резко ухудшилось в конце 40-х годов. В результате получилось, что Мясковский и не оппозиция, но и не сталинист. Это тоже стало причиной забвения его творчества.

При этом надо отметить, что большая часть произведений композитора аполитична и являет собой музыкальное воплощение красот русской природы: бескрайних лесов, цветочных лугов и ночного неба.

Великий виолончелист М.Л.Росторопович называл Виолончельный концерт Мясковского среди 10 своих самых любимых произведений, вообще когда-либо написанных для этого инструмента. [1].


Сергей Прокофьев писал о Мясковском: В нём больше от философа — его музыка мудра, страстна, мрачна и самоуглублённа. Он близок в этом Чайковскому и думаю, что является, по сути, его наследником в русской музыке. Музыка Мясковского достигает истинных глубин выразительности и красоты.

Дмитрий Шостакович отзывался о Мясковском как о крупнейшем после Г. Малера cимфонисте, среди произведений которого целый ряд является шедеврами симфонического искусства. В связи с этим, среди немногочисленных поклонников Мясковского сохраняется надежда на возрождение имени композитора и исполнение его произведений.

Имя Мясковского носил работавший на протяжении 38 лет Уральский струнный квартет. В 2006 году в честь Мясковского назван Белый зал Московской консерватории[3].

Награды и премии

Произведения

Литература

  • Барсова И. А. Николай Сергеевич Жиляев: Труды, дни и гибель. — М., 2008.
  • Власова Е. С. 1948 год в советской музыке . — М.: 2010.
  • Горбатов Д. Последний вздох русской классики.Статья - 2001 .
  • Горбатов Д. Проблема Мясковского. Статья . - 2006 .
  • Гулинская З. К. Н. Я. Мясковский. — М., 1985.
  • Долинская Е. Б. Фортепианное творчество Н. Я. Мясковского. М., 1980.
  • Долинская Е. Б. Стиль инструментальных сочинений Н. Я. Мясковского и современность. М., 1985.
  • Ершова Т. Н. Я. Мясковский: начало творческого пути // Из истории русской и советской музыки / Ред.-сост. А. Кандинский. — М., 1971. С. 29-63.
  • Иконников А. Художник наших дней Н. Я. Мясковский. — М., 1982.
  • Кунин Ф. Н. Я. Мясковский. — М., 1981.
  • Кудряшов Ю. Н. Я. Мясковский. — Л., 1987.
  • Ламм О. Страницы творческой биографии Н. Я. Мясковского. — М., 1989.
  • Ливанова Т. Н. Н. Я. Мясковский: Творческий путь. — М., 1953.
  • Н. Я. Мясковский: Собрание материалов в двух томах. — М., 1964.
  • Сегельман М.Николай Мясковский - Шестая симфония . Буклет к СD - изданию. Мелодия - 2005.
  • Справочник-путеводитель по симфониям Н. Я. Мясковского / Сост. В. Виноградов. — М., 1954.
  • Цыпин Г. 15 Бесед с Евгением Светлановым. — М., 1998.

Примечания

  1. ↑ Научно-документальный фильм «Невольник чести»
  2. Науч-поп. фильм «НЯМА» о Н.Мясковском
  3. Концертный зал имени Н. Я. Мясковского

Ссылки

  • Официальный сайт, посвящённый Мясковскому
  • Научно - документальный фильм "Невольник чести"
  • Науч-поп. фильм «НЯМА» о Н.Мясковском


Мясковский, Николай Яковлевич.

© 2020–2023 lt304888.ru, Россия, Волжский, ул. Больничная 49, +7 (8443) 85-29-01