Lt304888.ru

Туристические услуги

Симфония № 6 (Чайковский)

22-04-2023

Симфония № 6 си минор, соч. 74 «Патетическая» — последняя симфония Петра Ильича Чайковского, которую он писал с февраля по конец августа 1893 года. Название ей дал брат композитора — Модест, но сам композитор в начале работы над симфонией хотел дать ей программное название «Жизнь». Симфония негласно посвящена Володе (Бобу) Давыдову (его племяннику). Название «патетическая» свидетельствует о том, что в симфонии противопоставлены глобальные проблемы жизни и смерти.

Премьера состоялась 16 октября (28 октября1893 г. в Петербурге под управлением автора, за 9 дней до смерти композитора.

Программа

Чайковский в самом начале работы над симфонией упоминал о "тайной программе". Эту программу он нигде не записал, однако остались некоторые свидетельства современников о том, какое образное содержание он воплотил в этом сочинении.

По воспоминаниям певицы Александры Панаевой-Карцовой, после первого исполнения Шестой симфонии композитор, провожая свою кузину Анну Мерклинг, согласился с её предположением, что он описал ей свою жизнь:

Ты угадала. Первая часть – детство и смутные стремления к музыке. Вторая – молодость и светская веселая жизнь. Третья – жизненная борьба и достижение славы. Ну, а последняя, - это De profundis, то есть – молитва об умершем, чем всё кончаем, но для меня это еще далеко, я чувствую в себе столько энергии, столько творческих сил; я знаю, что создам ещё много, много хорошего и лучшего, чем до сих пор.

Племянник Чайковского Юрий говорил:

Шестая симфония, по моему глубокому убеждению, является произведением автобиографичсеким. Помню, что такого мнения придерживались Модест Ильич Чайкрвский и мой брат Владимир, которому Пётр Ильич посвятил эту симфонию.

Брат композитора Модест Ильич Чайковский писал в 1907 году чешскому музыковеду Рихарду Батке:

Вы хотели узнать программу Шестой симфонии.ю но я ничего не могу сообщить Вам, так как брат держал её в своих мыслях. Он унёс эту тайну с собой в могилу. Но если Вы всё-таки хотите, я сообщу Вам то немногое, что узнал от брата. Первая часть представляет собой его жизнь, сочетание страданий, душевных мук, с непреодолимым томлением по Великому и Возвышенному, с одной стороны, борьбу со страхом смерти, с другой — божественную радость и преклонение перед Прекрасным, перед Истиной, Добром, всем, что сулит вечность и небесное милосердие. Так как брат большую часть своей жизни прожил ярко выраженным оптимистом, он закончил первую часть возвращением второй темы. Вторая часть, по моему мнению, представляет собой ту радость жизни, которая не может сравниться с преходящими мимолётными радостями нашей повседневной жизни, радость, музыкально выраженная необыкновенным пятидольным размером. Третья часть свидетельствует об истори его развития как музыканта. Это не что иное, как шалость, игра, развлечение в начале его жизни до двадцатилетнего возраста, но потом всё это делается серьёзнее и кончается достижением мировой славы. Её и выражает триумфальный марш в конце. Четвёртая часть — состояние его души в последние годы жизни — горькие разочарования и глубокие страдания. Он приходит к мысли, что слава его как художника преходяща, что сам он не в силах побороть свой ужас перед вечным Ничто, тем Ничто, где всему, что он любил и что в течение всей жизни считал вечным, угрожает бренность.

Состав оркестра

Деревянные духовые
Флейта пикколо
2 флейты
2 гобоя
2 кларнета (A)
2 фагота
Медные духовые
4 валторны (F)
2 трубы (A, B)
3 тромбона
Туба
Ударные
Литавры
Тарелки
Большой барабан
Там-там
Струнные
I и II скрипки
Альты
Виолончели
Контрабасы

Части

  1. Adagio. Allegro non troppo
  2. Allegro con grazia
  3. Allegro molto vivace
  4. Финал. Adagio lamentoso. Andante

Симфония № 6 (Чайковский).

© 2020–2023 lt304888.ru, Россия, Волжский, ул. Больничная 49, +7 (8443) 85-29-01