20-09-2023
Серенада для струнного оркестра до мажор, Op. 48 Петра Ильича Чайковского была написана композитором осенью 1880 года и посвящена композитору и виолончелисту Карлу Альбрехту. В том же году Чайковский сделал переложение своего нового сочинения для фортепиано в четыре руки. Первое исполнение произведения состоялось в Санкт-Петербурге 18 (30) октября 1881 года под управлением Эдуарда Направника. В Москве струнная серенада впервые была исполнена в 1882 году под управлением Макса Эрдмансдёрфера. В этом сочинении Чайковский обратился к жанру серенады, характерному для музыки XVIII века. По собственному признанию композитора образцом для его струнной серенада была музыка Вольфганга Амадея Моцарта. По выражению композитора и музыковеда Бориса Асафьева, по форме это произведение «стоит на полпути между сюитой и симфонией».
Содержание |
Произведение состоит из четырёх частей, озаглавленных Чайковским по-итальянски:
Первая часть цикла «Пьеса в форме сонатины», стилизованная Чайковским под музыку венских классиков, написана в тональности До мажор. В письме Фон Мекк композитор так объяснил концепцию музыки этой части:
В первой части я заплатил дань моему поклонению Моцарту, это намеренное подражание его манере, я был бы счастлив, если бы нашли, что я не слишком далек от взятого образца. |
.
Вальс | |
|
|
Помощь по воспроизведению |
В серенадах классической эпохи вторая часть, как правило, традиционно представляла собой бытовой танец менуэт. Чайковский сохранил эту традицию, однако заменил менуэт на другой трёхдольный танец — вальс. Вальс написан в тональности Соль мажор.
Третья часть цикла, Ре мажорная элегия, по мнению критиков тесно связана с вокальной музыкальной традицией. Вступление к части по мелодическому строю напоминает церковное пение. Дальнейший музыкальный материал представляет собой романс или «песню без слов».
Основная тема финала струнной серенады позаимствована Чайковским из русской народной песни «Под яблонью зеленою». В дальнейшем эта тема разрабатывается автором в соответствии с традициями классической сонатной формы. Кроме того, музыка финала перекликается с другой народной песней «А как по лугу, лугу». Как и первая часть цикла, финал серенады написан в тональности До мажор.
Произведения П. И. Чайковского | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Оперы | Воевода | Ундина | Опричник | Евгений Онегин | Орлеанская дева | Мазепа | Черевички | Чародейка | Пиковая дама | Иоланта | ||||||
Балеты | Лебединое озеро | Спящая красавица | Щелкунчик | ||||||
Симфонии | № 1 g-moll «Зимние грёзы» | № 2 c-moll | № 3 D-dur | № 4 f-moll |«Манфред» h-moll | № 5 e-moll) | № 6 h-moll «Патетическая» | № 7 Es-dur «Жизнь», неоконченная | Серенада для струнного оркестра | ||||||
Концерты и концертные пьесы |
|
||||||
Струнные квартеты | № 1 D-dur | № 2 F-dur | № 3 es-moll | ||||||
Для фортепиано | 2 сонаты (cis-moll | Большая соната G-dur | Времена года | Детский альбом) |
Серенада для струнного оркестра (Чайковский).