14-10-2023
На западном фронте без перемен | |
All Quiet on the Western Front | |
Жанр | |
---|---|
Режиссёр | |
Продюсер | |
Автор сценария |
Эрих Мария Ремарк(роман) |
В главных ролях |
|
Оператор | |
Композитор | |
Кинокомпания | |
Длительность |
138 мин. |
Бюджет |
1,2 млн. $ |
Страна | |
Год | |
IMDb |
ID 0020629 |
«На западном фронте без перемен» (англ. All Quiet on the Western Front) — военный фильм 1930 года, основанный на одноимённом романе Эриха Марии Ремарка. Фильм создан Льюисом Майлстоуном; в 1990 году был включён в Национальный реестр фильмов.
Содержание |
Для крупномасштабных батальных сцен и пиротехнических эффектов более 20 акров земли Ирвин Ранчо в Калифорнии были превращены в поля сражений, на которых находилось более 2000 «солдат». Это был первый звуковой фильм, использующий гигантский передвижной кран с камерой, в частности для съёмок реалистичных батальных сцен, и один из первых звуковых фильмов, в котором широко использовались подвижные кинокамеры[1].
Выпущенный первоначально в 140-минутной версии, фильм в дальнейшем сокращался до 110 и даже 90 минут. Эти усеченные версии, не передающие атмосферу фильма Майлстоуна, издаются и в настоящее время. В 1939 году была выпущена версия со специальной антинацистской вставкой[1].
Сыграв роль Пауля Боймера и получив во время работы над фильмом определенный моральный опыт, актёр Лью Эйрс отказался от воинской службы в период Второй мировой войны по морально-этическим соображениям.
Фильм повествует о «потерянном поколении», о ещё совсем молодых парнях, которые со школьной скамьи добровольно отправились на фронт, увлечённые шовинистической пропагандой.
Как и в романе Ремарка, война в фильме представлена глазами главного героя — Пауля Боймера, вместе со всеми одноклассниками отправившегося на бессмысленную войну после пламенной речи школьного учителя — о красоте воинского подвига и героической гибели во имя отечества. Но уже учебный лагерь, где вчерашний почтальон неожиданно оборачивается унтер-офицером и требует беспрекословного подчинения, разочаровывает молодых людей, а первый же артобстрел и первая атака французских солдат окончательно развеивают их иллюзии.
Самым тяжёлым испытанием для Пауля Боймера становится медленная, мучительная смерть французского солдата, с которым он оказывается один на один в окопе. Поначалу полагавший участие в войне своим патриотическим долгом, Боймер постепенно, хлебнув горя и крови в окопах Первой мировой, становится убеждённым пацифистом.
Приехав на побывку в свой родной город, Боймер заходит к школьному учителю и рассказывает ему правду о войне, но тот его не слышит; Боймер призывает молодых людей не идти на фронт, не губить своей жизни, своей души, но его объявляют трусом и предателем.
В самом конце войны Пауль погибает. В финале на фоне солдатских крестов камера показывает лица тех, кого забрала война.
Фильм упоминается в 37 главе книги И. Ильфа и Е. Петрова «Одноэтажная Америка». продюсер фильма Карл Лэммле был очень недоволен тем, что у фильма будет трагический конец (соотвествующий роману) и требовал у Майлстоуна переделать его в хэппи-энд. На это Майлстоун язвительно ответил, что в таком случае войну в фильме выиграют не французы, а немцы, после чего конфликт исчерпался.
Фильмы Льюиса Майлстоуна | |
---|---|
1920е | Младший брат (1927) • Два аравийских рыцаря (1927) • Райский сад (1928) |
1930е | На западном фронте без перемен (1930) • Первая полоса (1931) • Дождь (1932) • О мышах и людях (1939) |
1940е | Край тьмы (1943) • Северная звезда (1943) • Странная любовь Марты Айверс (1946) • Гнедой пони (1949) |
1950е | Холм Свиного Рёбрышка (1959) |
1960е | Одиннадцать друзей Оушена (1960) • Мятеж на «Баунти» (1962) |
На западном фронте без перемен (фильм, 1930).