Lt304888.ru

Туристические услуги

Неоконченная пьеса для механического пианино (фильм)

11-09-2023

Неоконченная пьеса для механического пианино
Жанр драма
Режиссёр Никита Михалков
На основе Безотцовщина
Авторы
сценария
Никита Михалков
Александр Адабашьян
В главных
ролях
Александр Калягин
Елена Соловей
Оператор Павел Лебешев
Композитор Эдуард Артемьев
Художники-постановщики Александр Адабашьян
Александр Самулекин
Кинокомпании Киностудия «Мосфильм».
Первое творческое объединение
Интер Альянце Фильм
Длительность 98 мин.
Страны  СССР
ФРГ
Язык русский
Год 1977
IMDb ID 0076446
Цитаты в Викицитатнике

«Неоконченная пьеса для механического пианино» — советский фильм Никиты Михалкова, снятый в 1977 году в основном по юношеской пьесе А. П. Чехова «Безотцовщина», а также использованы мотивы из других чеховских произведений «В усадьбе», «Учитель словесности», «Три года», «Моя жизнь» и др.

Картина снималась в Пущине, на берегу Оки, где в полукилометре от гостиницы находилась заброшенная усадьба Арцыбашевых (XVIII век) — двухэтажный каменный дом и старый парк с заросшими аллеями и прудами.

Сюжет

Летом в усадьбе генеральской вдовы Анны Петровны Войницевой собираются гости: доктор Трилецкий, господин Петрин (кредитор хозяйки), Порфирий Семёнович Глагольев (обожатель Анны Петровны), соседи Платоновы — Михаил Васильевич с женой Сашенькой, ещё один сосед-кредитор Павел Петрович Щербук с дочерьми и племянником Петечкой. Пасынок Войницевой Серж представляет гостям свою жену Софью, в которой Михаил Васильевич Платонов узнаёт свою прежнюю любовь.

Общество развлекается, играют в фанты. Только Платонов регулярно пытается завести разговор о ничтожности каждого конкретного человеческого существования.

Вечером во время фейерверка происходит объяснение Михаила Васильевича с Софьей. В результате Софья готова бросить своего мужа и начать с Михаилом Васильевичем «чистую новую жизнь». Но Михаил Васильевич оказывается не готов к такому повороту. Запутавшись в своих чувствах, он бросается с невысокого обрыва в реку, но воды в реке по колено. Жена со слезами на глазах говорит Платонову, что любит его.

В финале все персонажи встречаются на рассвете на лугу около реки. Завершают фильм кадры с Петечкой, который отворачивается во сне от лучей восходящего солнца.

В ролях

В фильме использована музыка

В 2020 году сообщалось о завершении реставрации фильма[1].

Награды

  • 1977 — МКФ в Картахене (Специальный приз жюри А. Калягину)
  • 1977 — МКФ в Сан-Себастьяне (Приз «Большая золотая раковина»)
  • 1978 — МКФ авторского кино в Белграде (Гран-при Союза художников кино и телевидения Югославии)
  • 1978 — МКФ в Чикаго (Премия «Золотой Хьюго»)
  • 1978 — Премия «Давид ди Донателло»

Из истории создания фильма

Хотя за основу сценаристами была принята пьеса «Безотцовщина» («Платонов»), при создании сценария использовались также отдельные мотивы и ситуации рассказа «Учитель словесности» (игра в карты на поцелуй), повестей «Три года», «Моя жизнь» и некоторых других произведений Чехова. Так, вся линия Павла Щербука восходит к выступлениям дворянина Рашевича против «чумазых» в рассказе «В усадьбе».

Никита Михалков предлагал роль генеральши Анны Петровны Людмиле Гурченко, но при съёмках мюзикла «Мама» Гурченко сломала ногу и потому была вынуждена отказаться от съёмок в фильме Михалкова[2]. На роль доктора Трилецкого был изначально утверждён Евгений Стеблов, но перед съёмками актёр попал в ДТП и был госпитализирован. Александр Адабашьян уговорил сыграть эту роль самого Михалкова, который был со Стебловым одного роста[2]. На роль Софьи пробовалась Ирина Муравьёва[3].

Соавтор сценария Александр Адабашьян вспоминает о том, какая атмосфера царила на съёмках: « …В полукилометре от прекрасной и почти всегда пустой гостиницы стояла заброшенная усадьба с двухэтажным каменным домом, парком из заросших аллей и цветущих прудов… Михалков просил, чтобы каждый артист, независимо от объёма его роли, весь съёмочный период провёл в Пущино. С семьёй, с детьми, чтобы ходить в лес за грибами, купаться в реке, по вечерам ходить в гости и за чаем говорить о погоде на завтра, о том, что завтра снимать и как играть, — так эти чаепития переходили в репетиции, но чёткого разграничения на „дело“ и „не дело“ не существовало… Весь способ существования был так ненавязчиво, но точно срежиссирован, что грани между работой и отдыхом не существовало…»[4]

Примечания

  1. Архивировано 12 января 2021 года. Дата обращения: 10 января 2021.
  2. ↑ Архивировано 24 мая 2019 года.
  3. Ирина Муравьева. «Не учите меня жить!» Дата обращения: 27 января 2020. Архивировано 27 января 2020 года.
  4. Грани между работой и отдыхом не существовало. // Чапаев.Медиа. Дата обращения: 13 августа 2020.

Ссылки

  • Обзор и критика фильма NY Times
  • Александр Калягин о работе с Никитой Михалковым в фильме «Неоконченная пьеса для механического пианино» Wayback Machine

Неоконченная пьеса для механического пианино (фильм).

© 2020–2023 lt304888.ru, Россия, Волжский, ул. Больничная 49, +7 (8443) 85-29-01