Lt304888.ru

Туристические услуги

Утомлённые солнцем

16-05-2023

Утомлённые солнцем
Жанр

драма, мелодрама

Режиссёр

Никита Михалков

Продюсер

Никита Михалков
Мишель Сейду

Автор
сценария

Рустам Ибрагимбеков
Никита Михалков

В главных
ролях

Олег Меньшиков
Никита Михалков
Ингеборга Дапкунайте

Оператор

Вилен Калюта

Композитор

Эдуард Артемьев
Дмитрий Атовмян

Кинокомпания

Студия ТРИТЭ
Camera One (Франция)

Длительность

148 мин.

Бюджет

2,8 млн. $

Сборы

2,4 млн. $

Страна

 Россия
 Франция

Год

1994

IMDb

ID 0111579

«Утомлённые солнцем» — совместный российско-французский фильм 1994 года, драма режиссёра Никиты Михалкова. Награждён премией Американской академии киноискусства «Оскар» за лучший иностранный фильм и Большим призом жюри 47-го Каннского фестиваля (Франция).

Содержание

Название

Название фильма отсылает к популярному в 1930-е годы танго «Утомлённое солнце», неоднократно звучащему в фильме; кроме того, оно ассоциируется с названием книги и фильма «Унесённые ветром» — американской любовной драмы, разворачивающейся на фоне масштабных исторических потрясений. Сравнение с этим фильмом неоднократно проводили кинокритики, ср.:

…по форме «Утомлённые солнцем» следуют традиции «брежневского кино со знаком качества»: интимный психологизм и живописная красивость в первой половине сменяются во второй реанимацией большого эпического стиля — унесённого ветром истории и вызывающего ностальгическую боль. Что касается содержания, то это и есть наши «Унесённые ветром» — консервативный кинороман с любовной интригой, спроецированной на плоскость истории.
  • Татьяна Тишкевич[2]:
Знаменитое танго своей щемящей мелодией передает зрителю искорку горькой тоски об утрате чего-то чистого и настоящего, а также дает название самому фильму — «Утомлённые солнцем», которое, перекликаясь с названием другого эпического произведения — «Унесённые ветром», как бы свидетельствует о существовании Высших Сил в судьбе человека, ему неподвластных.

Сюжет

Действие фильма начинается ранним летом 1936 года — как раз незадолго до пика сталинских репрессий конца 1930-х годов в СССР. Сергей Котов (Никита Михалков) — легендарный комдив, истинный коммунист, отмеченный наградами герой Гражданской войны и любимец самого товарища Сталина, живёт на даче, расположенной в сельской местности вместе с женой Марусей (Ингеборга Дапкунайте), маленькой дочерью Надей (Надежда Михалкова) и родственниками Маруси — большой и шумной семьёй интеллигентов с дореволюционным прошлым.

В их спокойную и наполненную идиллией сельскую жизнь вмешивается Митя (Олег Меньшиков) — бывший дворянин и ветеран Белой Армии, который незадолго до своего внезапного исчезновения в 1928 году приходился женихом Марусе. Его с радостью приняли, и он представился маленькой Наде просто как «дядя Митяй». Однако вскоре становится очевидным, что, несмотря на свою юмористичную и дружелюбную натуру, Митяй явился сюда с другими намерениями: теперь он работает в НКВД и прибыл сюда, чтобы арестовать Котова по указанию свыше — за причастность к несуществующему заговору.

В каком-то смысле можно сказать, что Митя мстит Котову за то, что тот в 1928 году отправил его в Париж отслеживать бывших участников Белого движения, многие из которых были возвращены в СССР и расстреляны (см. Белая эмиграция). Тем самым Котов разлучил Митю с Марусей. После этого Митя возненавидел Котова, обвиняя в том, что тот лишил его Маруси и заставил переступить через честь и совесть. Котов меж тем считает Митю «политической проституткой», напоминает ему, что еще в 1923 году Митя был перевербован ОГПУ, и что он, Митя, в любой момент «продаст и купит» своё же правительство. Он убеждён, что намерения Мити есть не что иное, как личная месть. Однако объяснившись, Котов и Митя прилюдно продолжают поддерживать иллюзию дружбы.

Упомянув о своей огромной популярности и тесных связях со Сталиным, Котов с возмущением заявляет Мите, что режим никогда не посмеет его тронуть. Тем не менее, в конце фильма для ареста комдива на дачу в чёрном автомобиле, назвавшись работниками областной филармонии, приезжают сотрудники НКВД в штатском. Но и в этот момент поддерживается иллюзия дружбы: Котов сообщает семье о необходимости срочного отъезда в Москву по делам, семья предлагает «гостям» пройти к столу, затем устраивает проводы с песнями, а Наде даже разрешают проехаться в автомобиле часть пути. Не понимая, что происходит, Надя беззаботно прощается с отцом и идёт домой.

Находясь в машине, комдив Котов демонстрирует уверенность в собственной правоте: гордость комдива Красной Армии продолжает оставаться в нём непоколебимой. Рассчитывая всё уладить лишь одним телефонным звонком Сталину, Котов, насмехаясь, намекает энкаведешникам, что их карьере скоро придёт конец. Напряжённая ситуация приходит к неожиданной развязке, когда на пути появляется стоящий поперёк полевой дороги грузовик. Его шофёр крайне раздражён тем, что полдня колесит по округе в поисках нужного ему посёлка, что никто из местных не может ему помочь, и утверждает, что в его машине кончился бензин. Подойдя к легковому автомобилю ближе, он радостно узнаёт комдива, но как только Котов пытается выйти из машины, чтобы объяснить дорогу в посёлок, чекисты жестоко его избивают и связывают, попутно застрелив шофёра грузовика, ставшего свидетелем избиения. По отрывочным репликам Котов понимает, что звонок Сталину ему сделать не позволят. Митя остаётся внешне непреклонным. Автомобиль продолжает свой путь, исчезая за огромным, по случаю праздника подвешенном на аэростате плакатом с изображением Сталина.

Эпилог фильма повествует о том, что комдив Сергей Котов был признан виновным в шпионаже и расстрелян. Маруся также была арестована и провела остаток своих дней в ГУЛаге. Вместе с ней была арестована и Надя, но пройдя лагеря, она выжила и дожила до «хрущёвской оттепели», когда все три приговора были отменены. Унаследовавшая музыкальный талант от матери, Надя Котова посвятила себя работе музыкального педагога в одной из казахских школ. Митя, как повествуют последние сцены фильма, пытается совершить самоубийство, вскрыв себе вены.

В ролях

Съёмочная группа

Призы

  • Награда Американской академии киноискусства «Оскар» за лучший иностранный фильм (1994);
  • Большой приз жюри 47-го Каннского кинофестиваля (1994);
  • Гран-при «Янтарная пантера» 1-го Международного кинофестиваля Балтийских государств в Калининграде;
  • Приз Прессы за лучший фильм (Россия, 1994);
  • Государственная премия Российской Федерации (1994).

Интересные факты

  • Песня «Утомлённое солнце», исполняемая П. Михайловым в фильме, действие которого происходит в 1936 году, была записана певцом в 1937-м[3]. Текст отличался от звучащего в фильме.
  • Во второй части фильма Наде Котовой будет не 11 лет, как следует из сюжета первой части фильма, а 20.
  • По телевидению фильм был впервые показан 21 октября 1995 года — в 50-летний юбилей Никиты Михалкова.
  • По мотивам ленты британский драматург Питер Флэннери (англ.)русск. написал одноимённую пьесу, по которой в 2009 году, на сцене лондонского Королевского Национального театра, был поставлен спектакль с Киараном Хайндсом в роли Котова[4].

См. также

В Викицитатнике есть страница по теме
Утомлённые солнцем (фильм)

Ссылки

  • «Утомлённые солнцем» на сайте «Кино России»
  • Фильм и критика на сайте кинотеатр.ру
  • Полное описание фильма (без графики)

Примечания

  1. Андрей Плахов. Михалков против Михалкова
  2. Татьяна Тишкевич. Из жизни глубины мне слышен голос…
  3. В. Полонский, Л. Шемета. Утомлённое солнце нежно с морем прощалось… // Зеркало недели (Киев). № 24 (348), 23—29 июня 2001.
  4. Burnt By The Sun, National Theatre, London  (англ.). The Independent (5 марта 2009). Проверено 27 августа 2012.

Утомлённые солнцем.

© 2020–2023 lt304888.ru, Россия, Волжский, ул. Больничная 49, +7 (8443) 85-29-01