12-08-2023
«Н. В. Гоголь» | ||
---|---|---|
|
||
Пароход «Н. В. Гоголь» | ||
Основная информация | ||
Тип | Пассажирский речной колёсный пароход | |
Государство | Россия | |
Порт приписки | Северодвинск | |
Владелец | Центр судоремонта «Звёздочка» | |
Верфь | Сормовский завод | |
Спущено на воду | 1911 год | |
Современный статус | В эксплуатации | |
Параметры | ||
Длина | 70,7 м | |
Ширина | 14 м | |
Средняя осадка | 1,4 м | |
Технические данные | ||
Силовая установка | Два огнетрубных пролётных котла с площадью нагрева 83,4 м², одна наклонная паровая машина тройного расширения, 380 л. с. | |
Винты | 2 боковых гребных колеса | |
Мощность | 380 л. с. | |
Скорость | 18 км/ч | |
Автономность плавания | 62 т мазута на 6 ходовых суток | |
Пассажировместимость | До реконструкции 695 (включая палубных пассажиров), сейчас 140 чел |
«Н. В. Гоголь» — колёсный пассажирский речной пароход. Самые старые части судна относятся к 1911 году, поэтому «Н. В. Гоголь» является самым старым пассажирским судном России, всё ещё находящемся в регулярной эксплуатации[1]. «Гоголь» работает на Северной Двине.
Содержание |
Два однотипных судна, «Н. В. Гоголь» и «Генерал Кондратенко» (позднее переименован в «А. И. Желябов») были построены в 1910—1911 году в Нижнем Новгороде на Сормовском заводе по заказу Северного пароходного общества «Котлас — Архангельск — Мурман». Пароходы были оборудованы по последнему слову техники того времени. Стоимость каждого судна составляла 140 тыс. рублей.
Пароходы перегонялись к месту службы по Волге, Шексне, Северно-Двинской системе через Кубенское озеро и по Сухоне. Так как габарит шлюзов на Северо-Двинской системе был слишком мал, суда пришлось разделить на три части: носовую, среднюю и кормовую. Пароходы были заново собраны в Михайловских мастерских Северного пароходного общества в Великом Устюге.
С 1911 года пароход работал на линии Вологда-Архангельск. Путь из Вологды в Архангельск занимал трое суток и девять часов, обратный путь длился четверо суток и девятнадцать часов. Пароход пользовался популярностью у пассажиров благодаря хорошей библиотеке и буфету с большим ассортиментом блюд.
Во время Гражданской войны «Гоголь» использовался как госпитальное судно и военный транспорт.
Осенью 1919 года пароход в разобранном виде был перевезён по железной дороге в Петроград для ремонта. Ремонт продлился два года, после чего пароход вернулся на линию Архангельск-Вологда. Через двадцать лет, в 1939—1941 годах, пароход прошёл капитальный ремонт. При этом пароходу был заменён корпус, то есть фактически от судна 1911 года постройки остались только паровая машина и паровые котлы, которые были размещены в новом корпусе. Старый корпус ещё несколько лет использовался как гостиница.
Во время Великой Отечественной войны пароход служил плавучим госпиталем. После войны работал на линии Котлас-Архангельск.
В 1958—1959 году пароход опять прошёл капитальный ремонт, в ходе которого котлы были переведены с угольного на нефтяное отопление.
В 1972 году «Гоголь» стал плавучей базой отдыха ФГУП «Звёздочка» в городе Северодвинске. Именно поэтому он не был сдан на слом, в отличие от других пароходов той же эпохи. В 1972—1973 году пароход проходил переоборудование. С 1973 года «Гоголь» совершал рейсы-круизы по Северной Двине для работников завода «Звёздочка».
В 1994—1996 годах пароход прошёл очередную реконструкцию. При сохранении исторического внешнего облика судна внутренние помещения были переоборудованы для соответствия современным требованиям, предъявляемым к круизным судам.
«Н. В. Гоголь» продолжает использоваться на Северной Двине, теперь — в роли круизного ретро-судна.
Корма
Левый борт
Нос
Правый борт
Н. В. Гоголь (пароход).