07-09-2023
Пожар в Бакинском метро | |
Тип | |
---|---|
Место | |
Страна | |
Дата | |
Погибших |
289 |
Пострадавших |
270 |
|
Пожар в бакинском метро 28 октября 1995 года — крупнейшая авария в Бакинском метро, а также крупнейший по числу жертв инцидент в истории всех метрополитенов мира[1].
Содержание |
Согласно официально опубликованным данным, в результате пожара погибло 286 пассажиров (в том числе 126 женщин и 28 детей) и трое спасателей, итого 289 человек. Число раненых составило 270 человек (в том числе 69 человек было госпитализировано и 13 находились в тяжёлом состоянии). Один из выживших пассажиров вспоминал[2]:
Как только поезд вошёл в туннель, я увидел вспышку. Затем пламя охватило вагон, был звук разбитого стекла, и свет погас. Люди начали разбивать окна, чтобы выбраться оттуда. Мы начали задыхаться.
После трагедии Президент Азербайджана Гейдар Алиев специальным указом объявил в республике общенациональный траур. Гейдар Алиев распорядился также выделить семьям погибших по 1 млн. манат и похоронить жертв трагедии за государственный счёт[3].
Согласно главной версии причин трагедии, тяговый двигатель одного из вагонов загорелся, и растерявшийся машинист принял ошибочное решение остановить состав в узком тоннеле между станциями «Улдуз» и «Нариманова». Из-за плохой вентиляции и слабой освещённости тоннеля многие пассажиры задохнулись или были раздавлены в панике. Многие получили порезы от разбиваемых в целях освобождения стеклянных окон и дверей. Несмотря на это, председатель правительственной комиссии по расследованию аварии, а также первый вице-премьер страны Аббасов заявил[3], что главной причиной трагедии является устаревшее оборудование:
… устаревшая система метро, оставшаяся в наследство от советской эпохи. В советские времена не очень-то заботились о безопасности пассажиров, и поэтому типовые электрички, гоняющие по тоннелям на всём пространстве бывшего СССР, не снабжены надлежащей системой безопасности. В бакинском метро ездят такие развалюхи, в которые просто страшно садиться.
Насколько эти слова соответствуют действительности, неясно, так как, несмотря на возгорание техники, основной причиной гибели людей был человеческий фактор, а не устаревшее оборудование. В Бакинском метро до и после этого события несколько раз происходили теракты, более мелкие пожары и обрушения эскалатора[4][5].
Пожар в Бакинском метро 1995.