22-06-2023
Приключенческая игра (синонимы: Квест (транслит. англ. quest — поиски), Adventure (англ. приключение) — один из основных жанров компьютерных игр, требующих от игрока решения умственных задач для продвижения по сюжету. Сюжет игры может быть предопределённым или же давать множество исходов, выбор которых зависит от действий игрока.
Содержание |
Англоязычный термин adventure game на самом деле является сокращением от Adventure-type game, то есть фактически «игра, похожая на Adventure».
Само название «квест» (англ. quest) было именем собственным и использовалось в названии компьютерных игр, разработанных компанией Sierra On-Line: King's Quest, Space Quest, Police Quest. В 1990-х годах приключенческие игры были весьма популярны, в том числе в России, где за ними закрепился и стал именем нарицательным термин «квест».
Первые приключенческие игры — Colossal Cave Adventure, Охота на Вампуса и коммерческая Zork — были текстовыми и использовали парсеры, основанные на управляющих глаголах. С развитием компьютерной техники и графических подсистем текстовые игры были вытеснены более наглядными и удобными в управлении графическими квестами.
Позднее любители текстовых игр возродили жанр interactive fiction (иногда именуемый «текстовым квестом»), создав виртуальные машины для работы с файлами различных игр. В настоящее время текстовые квесты встречаются в качестве мини-игр в составе выпускаемых крупных игр.
Первые графические квесты появились ещё для 8-битных домашних компьютеров в начале 1980-х. Однако по-настоящему «графическими» они стали лишь в тот момент, когда произошёл отказ от текстового интерфейса и переход к так называемому «point-and-click» (то есть управлению с помощью указателя посредством стрелок клавиатуры, джойстика или мыши), появившемуся в 1985. Одними из популярных игр этого поджанра являются серии игр Monkey Island и Space Quest.
Смысл этого подвида квестов заключается не только в сборе предметов и их использовании. Также могут понадобиться исследования, чтения оставленных случайных сообщений и сборка различных, нередко абсурдных как по виду, так и по функциональности, механизмов.
Большинство игр подобного вида выполнены от первого лица, где игрок путешествует по «миру» из заранее отрисованных изображений, прерываемых короткими анимационными или видеовставками.
Ярким примером этого поджанра является игра Myst, впервые использовавшая подобный стиль.
Основная цель игры этого поджанра — найти выход из запертого помещения.
Популярнейшей на сегодняшний день разновидностью приключенческих игр является жанр приключенческого боевика, сочетающий в себе выполнение задач, основанных на реакции и рефлексах игрока, с решением головоломок, традиционных для игр в жанре квеста.
Одним из основных представителей подобного поджанра являются игры серии The Legend of Zelda. Resident Evil и другие игры survival horror также могут считаться приключенческими боевиками.
Первые «прародители» квестов появились в начале 1970-х, когда программист и спелеолог Уильям Кроутер (англ.)русск. — как принято ныне считать, один из основателей жанра приключенческих игр — разработал программу под названием Colossal Cave Adventure для ЭВМ марки PDP-10. Интерфейс игры был текстовым, а сюжетом — похождения героя в большой пещере. Позже игра была доработана и расширена Доном Вудсом. «Colossal Cave Adventure» быстро распространилась по ARPANET и стала популярной, породив множество подражаний и продолжений, которые впоследствии распространились повсеместно.
В 1977 году в США два друга, Дейв Леблинг (англ.)русск. и Марк Бланк (англ.)русск., в то время студенты Массачусетского технологического института, наткнулись на одну из версий Colossal Cave Adventure Кроутера и Вудса. После её прохождения они изъявили желание присоединиться к проекту Тима Андерсена (англ.)русск. и Брюса Дэниелса (англ.)русск. по разработке схожей игры. Их первый продукт, текстовая приключенческая игра Zork, работавшая на PDP-10, как и Colossal Cave Adventure, быстро распространилась по ARPANET. Благодаря этому успеху игра, требующая 1 мегабайта на носителе (огромная цифра по меркам конца 1970-х), много раз переиздавалась и обновлялась вплоть до 1981 года.
Друзья решили основать компанию, которая была зарегистрирована 22 июня 1979 года под именем Infocom. Идея распространять игру пришла весьма скоро, но она была слишком велика для портирования на распространённые платформы того времени — Apple II и TRS-80, которые имели всего лишь 16 килобайт оперативной памяти. Чтобы решить эту проблему, игру разделили на три эпизода.
Для облегчения портирования игры под различные платформы был написан специальный язык — ZIL (англ. Zork Implementation Language, Язык реализации игры Zork), с помощью которого специальная виртуальная машина (Z-machine) могла запускать стандартизированные «файлы историй» практически на любой доступной платформе.
В ноябре 1980 года вышла игра Zork I: The Great Underground Empire (англ.)русск. для PDP-11; спустя месяц была выпущена версия для TRS-80. До сентября 1981 было продано свыше 1500 копий. К этому времени Брюс Дэниелс закончил версию для Apple II, которая была распродана в количестве более 6000 копий. Серия Zork стала одной из самых популярных серий текстовых приключенческих игр.
Однако всё возрастающая популярность новых графических микрокомпьютеров привела компанию к упадку. В 1989 году Infocom была куплена компанией Activision и прекратила выпускать текстовые приключенческие игры.
Игры Infocom считаются классикой жанра interactive fiction, а период активности Infocom считается «золотым веком» такого рода игр.
Развитие вычислительной техники и появление домашних компьютеров, отличающихся развитой графической системой (таких, как Apple II) послужило толчком к появлению индустрии компьютерных игр. Соответственно, жанр квестов также получил дальнейшее развитие. Квесты приобрели первые графические иллюстрации происходящего, которые поначалу были чисто декоративными. Игрок по-прежнему управлял действиями персонажа, вводя последовательности команд на клавиатуре, а изображение было статичным и служило лишь для стимулирования воображения играющего.
С появлением достаточно ёмких сменных носителей (прежде всего, дискет) стало возможным внесения в адвенчуры цветных насыщенных деталями изображений, однако в целом они оставались неинтерактивными.
В конце 1970-х Кен Уильямс решил основать компанию, разрабатывающую программные продукты для набирающей популярность платформы Apple II. Однажды ему попалась на глаза Colossal Cave Adventure. Он и его жена Роберта увлеклись игрой, изменившей впоследствии историю игровой индустрии.
Расправившись с Colossal Cave Adventure, они начали искать похожие игры, однако быстро пришли к выводу, что эта ниша рынка ещё никем не занята.
Супруги приступили к созданию первой своей адвенчуры — Mystery House. Роберте, как дизайнеру игры, больше нравилась концепция текстовой адвенчуры, однако прекрасно понимая, что будущее за графикой, она сделала все, чтобы игрок максимально погрузился в атмосферу таинственного дома. Mystery House, детективная история, созданная по мотивам романа Агаты Кристи «Десять негритят», стала первым квестом, в котором появилась примитивная графика. Кен же взял на себя техническую сторону.
Потратив на разработку игры несколько ночей, Кен и Роберта растиражировали её на пятидюймовых дискетах с прилагаемой брошюрой об игре.
Первая копия игры была продана в одном из магазинов, торгующих программами. Ошеломительный успех заставил Кена призадуматься об открытии компании, разрабатывающей и продающей исключительно компьютерные игры. И в 1980 году супруги Вильямс основали On-Line Systems, которая стала в 1982 Sierra On-Line. Быстро набрав обороты, Sierra стала одной из законодательниц компьютерных игр в 1980-х годах.
Благодаря Sierra квесты стали не только графическими, но и интерактивными: произошёл основополагающий переход от первого лица к третьему, благодаря чему появился главный герой как персонаж, обладающий своим характером, хотя пока так и не избавилась от текстового интерфейса.
Sierra продолжала выпускать квесты (среди которых такие знаменитые серии, как King's Quest, Space Quest, Leisure Suit Larry, Police Quest, Quest for Glory) до 1998 года, когда подразделение по разработке квестов не было продано Havas Interactive, подразделению Vivendi Universal.
Во времена тотального господства Sierra в жанре квестов, в 1987 году Рон Гилберт, вместе с другими программистами из компании Lucasfilm Games (подразделения Lucasfilm, разрабатывающей компьютерные игры), создал скриптовый движок, названный SCUMM (англ. Script Creation Utility for Maniac Mansion, Утилита создания скриптов для Maniac Mansion), ставший основой для лучших квестов LucasArts следующих десяти лет.
Было введено простое решение — отказ от текстового интерфейса и переход к полностью интерактивному графическому окружению. Теперь игрок оперировал не набором команд, а участками изображения — предметами в инвентаре и прочими рисованными объектами игры. Благодаря этой простой, но революционной детали первая приключенческая игра, ради которой и был разработан SCUMM — Maniac Mansion — стала культовой.
LucasArts пришла с новыми идеями в жанр квестов. Прежде всего, теперь игрок не мог попасть в ситуацию тупика или неверных действий, когда игру приходилось начинать заново (за некоторыми исключениями). Также произошёл отказ от показа прогресса прохождения игры, как это было в играх от Sierra (в которых процесс показывался в очках из максимально возможных).
Первые игры на основе SCUMM были 16-цветными для EGA-мониторов, и новая, 256-цветная Secret of Monkey Island, с музыкой, атмосферой, юмором и неповторимым Гайбрашем Трипвудом произвела очередной фурор в жанре приключенческих игр.
На протяжении десятилетия движок SCUMM пережил 8 версий, пока в 1998 году на смену ему не пришёл трёхмерный движок GrimE, разработанный для создания игры Grim Fandango.
Соперничество двух крупнейших производителей квестов — Sierra On-Line и Lucasfilms благотворно сказывалось на самом жанре. В период с 1990 по 1998 год были выпущены лучшие игры из основных серий обеих компаний.
В очередной раз технически прогресс благотворно сказался на жанре компьютерных игр — с появлением звуковых карт появилась первая музыка, соответствующая атмосфере игры, а также озвучивание действий и событий. А с появлением таких ёмких носителей информации, как компакт-диск, стало возможным озвучивание диалогов персонажей.
Благодаря всему этому этот отрезок времени принято считать золотой эпохой графических квестов.
Однако появление первых графических акселераторов, а вслед за ними и первых трёхмерных игр послужило закатом эпохи квестов. Рынок требовал игры, демонстрирующей все возможности новых компьютеров.
Попытки сделать трёхмерные квесты имели лишь ограниченный успех, от такого внедрения технологии было больше вреда, чем пользы. В большинстве трёхмерных квестов был вид от третьего лица, и низкополигональные персонажи изображались поверх неподвижного двумерного фона. Неудачно расположенные (нередко неподвижные) точки обзора («камеры») дезориентировали игрока, вместо удобного режима point’n’click (англ. укажи и щёлкни) приходилось управлять персонажем с помощью стрелок клавиатуры, наблюдая, как он бежит на месте, натолкнувшись на препятствие или невидимую стену. Существовали, правда, и полностью трёхмерные квесты с видом от первого лица.
Многие фанаты таких классических квестов, как Day of the Tentacle и Space Quest, не приняли эти трёхмерные новшества, а любители спецэффектов как и прежде обходили «занудные квесты» вниманием, предпочитая им всё более реалистичный 3D-action и набирающий популярность RPG. Испытывавшая финансовые трудности Sierra On-Line продала своё подразделение по производству приключенческих игр, а LucasArts переключилась на более прибыльные игры, посвящённые сражениям во вселенной Звёздных войн.
После того, как доминирование классических «point’n’click» квестов стало историей, рынок заняли так называемые «экшн-адвенчуры» (англ. action-adventure), основанные на реакции игрока на внезапные события. Перейдя на трёхмерный графический интерфейс, внеся элементы неожиданности и соответствующую атмосферность, такие игры стали доминирующим поджанром квестов в настоящее время.
Отказ от сложных головоломок и долгих раздумий в пользу быстро сменяющихся действий позволил экшн-адвенчурам выйти на рынок видеоконсолей, что способствовало дальнейшей популяризации этого жанра.
Отличительной чертой данного направления является атмосферность, заставляющая игрока погрузиться с головой во вселенную игры, будь то таинственный дом, полный ужасов, заброшенная научная лаборатория, город-призрак.
Наиболее яркими играми в этом жанре являются: интерактивное кино Fahrenheit, почти все игры жанра survival horror — Penumbra, Amnesia.
Развитие широкополосного интернета и программирования как хобби привело к новому витку в истории квестов. Любителями были созданы несколько бесплатных движков, на основе которых другие могли свободно создавать свои игры. Также иногда в качестве движка для небольших игр применяется Macromedia Flash (естественно, проблема flash-игр — в них лишь очень редко есть возможность сохраниться).
Разумеется, в любительских квестах довольно низкокачественная анимация и низкое разрешение, что компенсируется прорисованными с большой любовью персонажами и (как правило) хорошим игровым процессом.
Впрочем, изменяется и коммерческое написание квестов: вместо крупных издателей игра публикуется «самиздатом» в интернете, стоимость её редко превышает 30$.
Год выхода | Название | Издатель | Комментарий |
---|---|---|---|
с 1979 | Zork | Infocom | Серия текстовых квестов |
с 1984 | King's Quest | Sierra On-Line | Спрограммированы Робертой Уильямс |
с 1986 | Dizzy | Codemasters | Серия графических квестов с весёлым сногглом. |
с 1986 | Space Quest | Sierra On-Line | Забавные приключения с героем-уборщиком Роджером Вилко |
с 1987 | Police Quest | Sierra On-Line | |
с 1987 | Leisure Suit Larry | Sierra On-Line | Серия графических квестов, последний из которых вышел в 2004 году |
с 1989 | Quest for Glory | Sierra On-Line | Серия квестов с элементами ролевых игр |
с 1989 | Laura Bow | Sierra On-Line | Серия детективных игр в стиле Агаты Кристи |
с 1989 | Индиана Джонс | LucasArts | Игры об Индиане Джонсе. Эволюционировала в Action-adventure |
с 1989 | Текс Мерфи | Access Software | Серия нуар-квестов о частном детективе, действующем в Сан-Франциско XXI века |
с 1990 | Monkey Island (рус. Остров Обезьян) | LucasArts | Серия игр о пирате Гайбраше Трипвуде |
с 1992 | Journeyman Project | Presto Studios | Серия квестов от первого лица, в которых игрок путешествует во времени. |
с 1992 | The Legend of Kyrandia | Westwood Studios | |
с 1993 | Gabriel Knight | Sierra On-Line | Мистическая серия, созданная Джейн Дженсон |
с 1993 | Myst | Cyan Worlds, Broderbund | Серия, установившая современные каноны жанра |
с 1993 | Simon the Sorcerer | Adventure Soft | Приключения в стиле Monkey Island |
с 1995 | Discworld (рус. Мир Диска) | Psygnosis | Серия квестов, основанная на персонажах одноимённой серии книг Терри Пратчетта |
с 1996 | Broken Sword | Revolution Software | Серия квестов в стиле Индианы Джонса |
с 1997 | Atlantis: The Lost Tales | Cryo | |
1999 и 2006 | Бесконечное путешествие и Dreamfall: The Longest Journey | Funcom | |
с 2002 | Syberia (Сибирь) | Microïds | Квесты от Бенуа Сокаля |
с 2003 | Runaway | Péndulo Studios | Классическая адвенчура |
с 2006 | Sam & Max Episodes | Telltale Games | Новые приключения комиксовского дуэта с трехмерной графикой |
Год | Название | Издатель | Комментарий |
---|---|---|---|
1975 | Colossal Cave Adventure | Уильям Кроутер | Первый текстовый квест |
1978 | Adventureland | Скотт Адамс | Первый текстовый квест для домашнего компьютера |
1980 | Mystery House | Sierra On-Line | Первый графический квест |
1980 | The Hobbit | Melbourne House | Игра по одноимённой повести Дж. Р. Р. Толкина, с довольно удачным языковым движком |
1986 | Leather Goddesses of Phobos | Infocom | |
1986 | Deja Vu | Mindscape | |
1987 | Maniac Mansion | LucasFilm Games | |
1988 | Guild of Thieves | Magnetic Scrolls | |
1988 | Zak McKracken and the Alien Mindbenders | LucasFilm Games | |
1989 | Indiana Jones and the Last Crusade | LucasFilm Games | Игра по одноимённому фильму компании Lucasfilm |
1990 | LOOM | LucasFilm Games | Инновационный фэнтезийный квест, в котором всё имущество главного героя — музыкальный посох. |
1991 | Cruise for a Corpse | Delphine Software | Первая игра с векторной графикой |
1992 | Indiana Jones and the Fate of Atlantis | LucasArts | Продолжение приключений Индианы Джонса |
1993 | Freddy Pharkas: Frontier Pharmacist | Sierra On-Line | Комедийная игра о «Диком Западе» от Эла Лоуи |
1993 | Day of the Tentacle | LucasArts | Юмористическое продолжение игры Maniac Mansion |
1993 | Sam & Max Hit the Road | LucasArts | Основано на сценарии комикса Стива Пурселла |
1995 | The Big Red Adventure | Core Design | Квест с очень красивой графикой. Постперестроечная Россия, охваченная либерализацией и вестернизацией. Злодей-консерватор, мечтающий возродить коммунистический строй. Скрытая угроза, нависшая над целым материком. |
1995 | Full Throttle | LucasArts | Приключения байкера |
1995 | The Riddle of Master Lu | Eidos Interactive | |
1997 | The Last Express | Broderbund | |
1997 | Blade Runner | Westwood Studios | «Первая трёхмерная приключенческая игра реального времени». |
1998 | Grim Fandango | LucasArts | Приключения в загробном мире |
1998 | Sanitarium | ASC Games | Приключения в сюрреалистическом стиле |
1999 | Amerzone | Microïds | Приключения |
2004 | The Black Mirror | Future Games | Классический квест |
2004 | Fenimore Fillmore - The Westerner | Revistronic, Crimson Cow | 3D-квест в стиле комикса |
2005 | Still Life | Microïds | Мрачный квест с детективным сюжетом |
2005 | Fahrenheit | Quantic Dream | Интерактивный фильм |
2006 | Dreamfall: The Longest Journey | Funcom | |
2007 | Culpa Innata | Momentum AS | Футуристичный квест по книге турецкой писательницы Алев Алатли |
2009 | Machinarium | Amanita Design | Забавный квест о приключениях робота Йозефа в городе Машинариуме |
2012 | Botanicula | Amanita Design |
Жанры компьютерных игр | |
---|---|
Action |
Стелс-экшен • 3D-шутер (FPS • TPS) • Shoot 'em up • Тактический шутер • MMOFPS • Платформер • Файтинг • Beat 'em up • Слешер |
RPG |
Тактическая • Японская • Action • Hack and slash • MMORPG • Roguelike • ZPG |
Стратегия | |
Квест | |
Симулятор |
Авто- (Симрейсинг • Гонки на выживание) • Авиа- • Железной дороги • Космический • Мото- • Танковый • Ме́ха • Подводных лодок • Бога • Жизни • Cвиданий • Градостроительный • Спортивный • Спортивный менеджер • Экономический |
Другие |
Приключенческая игра.