18-10-2023
«Пушкинская»
Кировско-Выборгская линия
|
|
Петербургский метрополитен | |
Дата открытия: | |
---|---|
Проектное название: |
«Витебская»[1] |
Район: | |
Округ: | |
Тип: | |
Глубина заложения, м.: |
≈ 57 |
Количество платформ: |
1 |
Тип платформы: |
островная |
Форма платформы: |
прямая |
Архитекторы: | |
Архитекторы вестибюлей: |
А. А. Грушке, |
Инженеры-конструкторы: |
С. М. Эпштейн |
Выход к улицам: | |
Переходы на станции: | |
Работающие операторы сотовой связи: |
|
Код станции: |
ПШ |
«Пу́шкинская» — станция Петербургского метрополитена. Входит в состав Кировско-Выборгской линии, расположена между станциями «Технологический институт» и «Владимирская».
Станция открыта 30 апреля 1956 года в составе первой очереди метрополитена «Автово» — «Площадь Восстания».
Название связано с близостью Витебского (бывш. Царскосельского) вокзала, соединяющего Санкт-Петербург с городом Пушкин (Царское Село), где в Лицее 1811 по 1817 год жил и учился поэт (позже Пушкин жил в Царском Селе в 1831 году). В проекте станция носила название «Витебская».
Одноэтажное деревянное здание первого вокзала было возведено уже после смерти Пушкина (1837).
15 декабря 2011 года совет по сохранению культурного наследия рекомендовал внести «Пушкинскую» в единый государственный реестр объектов культурного наследия регионального значения[2], однако пока она остается выявленным объектом культурного наследия.
Содержание |
Павильон станции выполнен по проекту архитекторов А. А. Грушке, А. С. Гецкина, В. П. Шуваловой, инженера С. М. Эпштейна и располагается на Загородном проспекте, рядом с Витебским вокзалом. Вестибюль включает в себя:
Наклонный ход (выход со станции), содержащий три эскалатора, расположен в южном торце станции. Для его освещения применяются светильники, похожие на факелы. Такие светильники были распространены на станциях первой очереди.
«Пушкинская» — пилонная станция глубокого заложения (глубина ≈ 57 м). Подземный зал сооружён по проекту архитекторов В А. Петрова и Л. М. Полякова. Первоначально оформление станции планировалось связать со строительством Царскосельской железной дороги, первой в России. В окончательном проекте тематика изменилась — она целиком посвящена великому русскому поэту, и считается одной из красивейших в петербургском метро. Это единственная станция первой очереди, спроектированная не ленинградскими архитекторами, а московским архитектором Л. М. Поляковым (проект также в отличие от остальных станций принят на внеконкурсной основе).
Леонид Михайлович Поляков (ленинградец по рождению, окончивший в 1929 году ЛВХТИ (быв. Академию художеств) переехал в Москву в 1933 году в составе группы Щуко — Гельфрейха для проектирования Дворца Советов). К тому времени был автором уже трёх станций московского метро, в том числе «Калужской» (с 1961-го «Октябрьская») Кольцевой линии, с которой у «Пушкинской» совпадают даже мелкие детали оформления.
Пилоны облицованы белым мрамором, пол выстлан тёмно-красным гранитом. Гранит доставлялся в Ленинград с Украины, со знаменитых Токовских разработок. По кромке красного гранита выложен узор из чёрного и белого камня. В нишах установлены чёрные металлические торшеры с хрустальными чашами, излучающими свет. Стройные стволы светильников декорированы позолоченными стилизованными щитами, копьями и другими отделочными деталями.
В торце центрального подземного зала установлена статуя А. С. Пушкина работы М. К. Аникушина. За ней располагается панно художницы М. А. Энгельке, изображающее уголок Царскосельского парка. Панно подсвечено снизу лампами дневного света. Благодаря мягким, матовым краскам, подсветке и расположению отдельных частей композиции создаётся ощущение раздвинувшихся стен, арки, выходящей на вольный воздух.
Пол проходов на перроны выложен гранитом, вокруг которого была положена простая кафельная плитка светлого цвета.
На путевых стенах перронов плитка двух цветов: снизу — чёрного, сверху — белого; установлены двери с декоративными решётками с надписью «1955» (станция была открыта в 1956 году, но решётки были сделаны аналогично соседним станциям). Станционные стены покрыты мрамором, украшены колоннами и изящными вентиляционными решётками, рисунок которых перекликается со светильниками центрального зала. Перроны освещены небольшими изящными люстрами. Две люстры сняты с потолка над перроном в месте перехода на станцию «Звенигородская» и установлены в переходе.
В 2006 году на станции проводилась замена полов.
20 декабря 2008 года открылся переход на станцию «Звенигородская» Фрунзенско-Приморской линии. Лестница перехода расположена над путями южного направления. Линии в этом месте проходят почти параллельно, но строительство ССВ не планируется.
В конце 2012 года планируется закрытие собственного выхода со станции сроком на 12-13 месяцев для проведения ремонта наклонного хода и замены эскалаторов[5]. Для входа и выхода пассажиры будут пользоваться «Звенигородской».
Пушкинская (станция метро, Санкт-Петербург).