02-07-2023
Рязанский автобус | |
Автобусная система | |
---|---|
Страна | |
Город | |
Количество маршрутов |
36 (21 городских, 13 коммерческих, 2 загородных) |
Длина маршрутной сети |
567,5 км (для городских) |
Количество автопарков |
1 |
Стоимость проезда |
15 рублей |
Ряза́нский авто́бус — система городского автобусного транспорта города Рязань.
Первые автобусы начали ходить по улицам Рязани в 1925 году в количестве 3 машин, общей вместимостью 60 человек. Предки современного автобуса впервые появились в составе гаража Губеркомотдела. До 1930-х годов проезд в автобусе был бесплатным. С начала 30-х годов количество автобусов увеличилось до 11 штук и проезд стал стоить 5 копеек.
В 1930 году организован СоюзТранс. Более менее массовые пассажирские перевозки в Рязани начались 10 февраля 1935 года. Самый оживленный автобусный маршрут №2 от Аптеки №2 (Современная Филармония) по ул. Ленина, Красной Армии и Троицкой до клуба железнодорожников (пл. Победы); а также маршрут по линии Вокзал (Рязань-1 или -2 — точно не известно) — Ямская застава (пл. Театральная).
В декабре 1937 г. на базе хозяйств Касимовского, Тумского, Шиловского и Рязанского районов создан экспедиционно-складской трест «РязаньОблТранс». В августе 1939 г. реорганизованный в Рязанское Областное Управление АвтоТранспорта. На начало 1940 года Управление имело 32 автобуса, из них в Рязани — 19, Касимове — 5, Шацке — 4, Сапожке — 4.
В годы Великой отечественной войны для нужд фронта были мобилизованы все легковые автомобили и несколько автобусов. На этой технике перевозили раненых солдат, а когда фронт подошел к Москве и боеприпасы с оружием. Громоздкие, неповоротливые автобусы были отличной мишенью для вражеской артиллерии, поэтому после победы 1945 года в Рязань вернулись далеко не все автобусы.
Как пишет «Сталинское Знамя» от 11 апреля 1945 года
— по причине большого потока людей в городе необходимо возобновлять транспортное сообщение. До войны по главным улицам Рязани ходили автобусы, сейчас созрела необходимость восстановить автобусное сообщение хотя бы от станции до центра города.
Без больших трудностей автобус переоборудовался на газогенераторное топливо, которое успешно заменяет бензин на многих грузовых автомобилях. Генератор со всеми принадлежностями монтируется на двухколесном прицепе для чего используется задний мост старой машины.
Автобусы с прицепными газогенераторными установками в Москве уже применялись и поэтому вполне целесообразно оборудовать таким прицепом автобусы и пустить их для пассажирского движения. Небольшой расход деревянных чурок в качестве топлива делает газогенераторный автобус дешёвым видом транспорта.
— пишет всё то же «Сталинское знамя».
К примеру, в период войны, а именно, 10 июля 1944 года открыты междугородные маршруты Шацк – Нижнемальцево, Тума – Касимов, Рязань – Шацк. Маршруты обеспечивались грузовыми автомобилями с прицепами, оборудованными для перевозки пассажиров. Маршрут Рязань – Щацк обеспечивался трофейным дизельным автомобилем Bussing с прицепом, остальные – газогенераторными автомобилями ЗИС-21 с прицепами. В первом послевоенном году в Рязани было всего 15 автобусов, десять лет спустя их было уже 100. Их движение в Рязани возобновилось в 1945 г., а с 1956 в Касимове, Шацке и Ряжске. В 1950 г. действовало 6 пригородных и 15 междугородных маршрутов общей протяженностью 1520 км. С Рязанью были связаны Михайлов и Пронск. Открылся маршрут Рязань — Москва. В 1963 г. на базе ОблТрансТрест было организовано Рязанское управление областного транспорта. В середине 60-х гг. автобусный парк насчитывал уже более 300-т машин. Общая длина автобусных городских маршрутов в 1966 г. составила 153 км. В 1967 г. был сдан в эксплуатацию новый автовокзал Центральный на 200 мест. Огромные изменения в жизнь Рязани внесло сооружение в 1972 г. каменного моста через Оку, который заменил действовавший ранее паром. После этого Солотча и прилегающая территория быстро превратились в традиционное место отдыха горожан. В 1983 г. транспортное управление переименовано в объединение «РязаньАвтоТранс». С 1 июня 1984 г. городские маршруты переведены на бескассовый метод обслуживания пассажиров (появились кондукторы). В 1985 г. введён единый месячный билет на два вида транспорта (Автобус — Троллейбус).
На начало 1991 г. автобусная сеть насчитывала 385 маршрутов из них 46 городских, (из них 26 по г. Рязани, остальные по городам области) 273 пригородных и 66 междугородных. Эти маршруты обслуживали 948 автобусов. Общая протяжённость линий достигла 19 939,7 км. В 90-х гг. перевозится около 170 миллионов человек. На 1999 г. в области действовало около 400 автобусных маршрутов из них междугородних 61, внутригородских 37 (из них 23 по г. Рязани, остальные по городам области) и 225 пригородных маршрутов. Протяжённость автобусных линий составляла 18,6 тыс. км.
Автобусными перевозками в городе занимаются 4 предприятия:
По состоянию на 30 июня 2013 года в Рязани эксплуатируются 21 городской автобусный маршрут:
Льготы и проездные билеты на данных маршрутах не действуют.
В автоколонне №1310 самыми распространёнными моделями подвижного состава являются Ikarus 280 (51 единица, в основном 1989 года выпуска, 1 единица 1980 года выпуска), ЛиАЗ-5256 (51 единица, 2005—2010 г.в.), ЛиАЗ-6212 (17 единиц, 2008—2010 г.в.), Ikarus 260 (11 единиц, 1986—1989 г.в.), а также ЛиАЗ-5293 (6 единиц, 2009—2012 г.в.), НефАЗ-5299 (2 единицы) , ЛАЗ А291 (1 единица), ПАЗ-3205 (1 единица). Всего в автоколонне №1310 насчитывается 145 единиц линейного подвижного состава, а также 7 — служебного.
Коммерческие перевозчики обслуживают маршруты на автобусах: ПАЗ-32054, ПАЗ-4234, ПАЗ-3204
Автобусные системы на территории России | |
---|---|
ЦФО | |
СЗФО |
Архангельск • Великий Новгород • Вологда • Выборг • Гатчина • Калининград • Мурманск • Петрозаводск • Псков • Санкт-Петербург • Тихвин • Тосно • Череповец |
ЮФО |
Анапа • Армавир • Волгоград • Волжский • Камышин • Новороссийск • Ростов-на-Дону • Сочи • Таганрог |
СКФО | |
ПФО | |
УФО |
Екатеринбург • Курган • Магнитогорск • Миасс • Тобольск • Тюмень • Челябинск • Шадринск |
СФО |
Барнаул • Бийск • Горно-Алтайск • Дудинка • Иркутск • Красноярск • Новокузнецк • Новосибирск • Норильск • Омск • Томск • Улан-Удэ • Усть-Кут |
ДВФО |
Рязанский автобус.