28-05-2023
Рязанский трамвай | |
Трамвайная система | |
---|---|
Страна | |
Город | |
Тип системы |
пассажирская |
Дата открытия |
2 января 1963 |
Дата закрытия |
15 апреля 2010 |
Количество маршрутов в период максимального развития |
1 |
Количество трамвайных парков в период максимального развития |
1 |
Модели эксплуатируемых трамваев | |
Ширина колеи |
1524 мм |
Тип питания |
контактный провод |
Напряжение контактной сети |
550 Вольт |
Регламентированная высота подвеса контактной сети |
4 м |
Ряза́нский трамва́й — вид общественного транспорта в Рязани. Линия трамвая располагалась на окраине города и служила для связи с нефтеперерабатывающим заводом.
Отличительной особенностью Рязанского трамвая являлось то обстоятельство, что на момент его пуска (1963 год) в городе уже существовало троллейбусное сообщение, что является единственным примером такого рода в СССР.
В 1960 году в пригороде Рязани был построен нефтеперерабатывающий завод. Поскольку завод был расположен в районе, где не была развита транспортная инфраструктура, а ежедневно на предприятие было необходимо доставлять тысячи людей, было решено построить трамвайную линию. Она прошла по улице Черновицкой (раньше называвшейся проспект Энтузиастов) и соединила завод с районом Городская Роща.
Поскольку линия была построена предприятием для собственных нужд, то до 1990-х годов рязанский трамвай представлял собой одно из подразделений Рязанского НПЗ.
Первоначально на трамвайной линии использовались вагоны КТМ/КТП-2, а также небольшое количество трамваев РВЗ-6. В 1977—1983 годах на смену им пришли КТМ-5.
В конце восьмидесятых — начале девяностых годов наполовину был обновлён подвижной состав (стали использоваться трамваи 71-608К, всего было закуплено 11 вагонов), но вскоре в связи с ухудшением экономической ситуации трамвай оказался на грани вымирания. Рязанский нефтеперерабатывающий завод был куплен Тюменской нефтяной компанией. Новый собственник решил избавиться от всех непрофильных активов завода, в том числе и от трамваев. Однако муниципалитет не захотел принимать трамвайное хозяйство на свой баланс, и трамвай превратился в коммерческое предприятие ЗАО «Рязанский трамвай». В 2006 году был закрыт участок линии от ТЭЦ до завода «Химволокно» в связи с ликвидацией последнего.
К началу 2007 года финансовое состояние ЗАО «Рязанский трамвай» стало критическим и 25 января трамвайное движение было остановлено. 26 января между ЗАО «Рязанский трамвай» и городскими властями состоялось совещание, по итогам которого было подписано соглашение о передаче трамвайного хозяйства в собственность города. Через несколько дней, 28 января, трамвай возобновил свою работу.
В сентябре 2009 года рязанский выпуск на линию сокращён до двух вагонов, трасса трамвая была продублирована автобусным маршрутом.
15 апреля 2010 года трамвайное движение в Рязани было упразднено, трамвайные пути разбирались в течение четырех лет.
Система рязанского трамвая состояла из одной линии:
|
Короткое ответвление в сторону депо располагается между остановками Трамвайное депо и Школа.
Генеральный план развития города Рязани включает в себя перспективную линию скоростного трамвая.
В апреле 2010 года начальник управления экономического развития Администрации города подтвердил[1], что строительство высокоскоростной линии метротрама включено в долгосрочный план. Кроме того, прозвучало предложение использовать традиционные трамвайные линии в туристических целях.
6 апреля 2012 года, председатель комитета Государственной Думы по транспорту на выездном заседании в Рязани отметил, что трамвайное сообщение в городе необходимо возродить.[2]
Уникальное трамвайное дорожно-транспортное происшествие произошло в Рязани в конце 70-х годов на пересечении улиц Черновицкой и Гагарина — тогда на путях столкнулись два вагона, шедшие встречными (!) курсами. Столкновение произошло на повороте при выходе на улицу Черновицкую со стороны трамвайного круга, находящегося на площади 50-летия Октября, в момент поворота трамваев: шедший с Черновицкой улицы на круг трамвай своим левым передним углом пропорол левой борт трамвая, выезжающего с круга на Черновицкую.
Причина произошедшего — в недостаточно большом интервале между рельсами встречных путей: уложенные в начале 60-х годов трамвайные пути были рассчитаны на маленькие вагоны того времени — двухдверные КТП-2, с короткой базой и небольшими свесами. Однако в конце 70-х в городе уже курсировали усть-катавские вагоны КТМ-5 (на фото они красного цвета), которые были значительно длиннее и имели по 3 двери. Новые вагоны на поворотах существенно больше «выделялись» за пределы рельсов: свесы выступали наружу поворота, а середина — внутрь. После этого случая вагоновожатым запретили совершать повороты одновременно по двум путям.
Рязанский трамвай.