Lt304888.ru

Туристические услуги

Сонатно-симфонический цикл

02-05-2023

Сонатно-симфонический цикл — циклическая музыкальная форма произведения, принадлежащего к одному из жанров (соната, симфония, концерт, трио, квартет и т. д.), в которых принято хотя бы одну из частей (обычно первую) излагать в сонатной форме.

От сюитного цикла (сюиты) отличается бо́льшей значительностью содержания и единой линией развития.

Сонатно-симфонический цикл является наиболее крупной циклической формой среди чисто инструментальных форм. При этом он обладает большой гибкостью: в форме сонатно-симфонического цикла могут быть написаны и небольшие, камерные произведения, и огромные по масштабу и времени звучания (в жанре симфонии).

Содержание

Применение

Характеристики формы

Количество частей

Трехчастный цикл нормативен для сонаты и концерта, в симфониях встречается реже (Франк — Симфония d-moll). Четырехчастный цикл закрепился в камерной литературе (прежде всего, в квартетах в творчестве Гайдна) и симфонии (также со времен Гайдна). В творчестве Бетховена до того исключительная четырехчастность стала нормой (наряду с трехчастностью).

Цикл может состоять из двух частей (Бетховен — фортепианные сонаты № 19, № 24, № 27, № 32; Шуберт — Неоконченная симфония) или из пяти (Берлиоз — Фантастическая симфония, Чайковский — Симфония № 3, Шостакович — симфонии № 8, № 9 и № 13). В цикле может быть и бо́льшее количество частей (например, Трио ор. 3 Бетховена и Первая симфония Скрябина — по шесть частей), но такие произведения встречаются крайне редко.

Темповое соотношение частей

Темповое (и жанровое) соотношение частей достаточно свободно, но всегда подчиняется определенной логике чередования медленных и подвижных частей (без такой логики нарушится единство цикла).

Наиболее разнообразен в жанровом отношении четырехчастный цикл. В нормативном четырехчастном цикле присутствуют следующие жанровые аспекты:

  1. Напряженно-действенный (1-я часть в сонатной форме)
  2. Лирический (вторая, медленная часть)
  3. Танцевальный (менуэт или скерцо)
  4. Обобщенно-жанровый (подвижный финал[1]).

В трехчастном цикле при сохранении функций крайних частей средняя обычно медленная, реже — менуэт или скерцо.

В двухчастном цикле соотношение частей может быть любым.

Тональное соотношение частей

Тональное соотношение частей подчинено идее тонального единства цикла. Крайние части всегда написаны в главной тональности, либо последняя — в одноименной главной (особенно, если первая часть написана в минорной тональности). Исключения единичны, [2]тональная разомкнутость цикла приближает его к сюите.

При этом между крайними частями по крайней мере одна часть написана в иной тональности. Это делается и для усиления контраста, и ради более явного утверждения главной тональности в последней части. Нормой является новая тональность в медленной части (часто — тональность субдоминанты, хотя соотношение может быть любым), скерцо, если оно есть, в большинстве случаев возвращает в основную тональность.

Форма частей

Форма частей цикла может быть весьма разнообразной, но, так как форма той или иной части сильно связана с жанром этой части (а жанровые функции частей имеют свои нормативные соотношения, см. выше), существуют некоторые устоявшиеся формы.

Наиболее стабильны формы первой части (сонатная форма) и скерцо или менуэта (сложная трёхчастная). Гораздо менее стабильна форма финала (наиболее употребимые формы: большое рондо и его разновидности, рондо-соната, вариации), наибольшую свободу допускает медленная часть (здесь наиболее типично малое рондо, но нередки другие формы рондо, сложная трёхчастная форма, вариации, сонатная форма).

Однако существует множество не типичных случаев. Например, первая часть может быть написана в форме вариаций (Бетховен. Соната для фортепиано № 12), скерцо — в форме рондо (Глазунов. Симфония № 5), финал в форме фуги (Бетховен. Соната для фортепиано № 29). В крайне редких случаях сонатно-симфонический цикл может вообще не содержать сонатной формы (Моцарт ― Соната A-dur).

Единство цикла

При таких разных и контрастных частях единству цикла способствуют тональные, жанровые соотношения, соподчиненность частей, формальная дифференциация.

Также ради укрепления единства цикла нередко встречается перенесение темы (тем) первой части в финал (например, фортепианный концерт Скрябина), даже звучание тем всех частей в финале (Симфония № 9 Бетховена), либо применение сквозного мотива, проводимого во всех частях цикла (Берлиоз ― Фантастическая симфония, «Гарольд в Италии», Чайковский ― «Манфред», Пятая симфония).

Примечания

  1. Финалом (итал. finale) называется последняя часть цикла из 3-х и более частей.
  2. Например, тональности частей Девятой симфонии Малера: 1. Ре мажор, 2. До мажор, 3. Ля минор, 4. Ре-бемоль мажор.

Литература

  • Кюрегян Т. Форма в музыке XVII—XX веков. М., 1998. ISBN 5-89144-068-7


Сонатно-симфонический цикл.

© 2020–2023 lt304888.ru, Россия, Волжский, ул. Больничная 49, +7 (8443) 85-29-01