Lt304888.ru

Туристические услуги

ТПХВ

13-05-2023

Перейти к: навигация, поиск

Товарищество передвижных художественных выставок (Передви́жники) — творческое объединение российских художников, существовавшее в последней трети XIX века. В эстетическом плане участники Товарищества, или передвижники, целенаправленно противопоставляли себя представителям официального академизма. Основателями общества были И. Н. Крамской, Г. Г. Мясоедов, Н. Н. Ге и В. Г. Перов. В своей деятельности передвижники вдохновлялись идеями народничества[источник не указан 51 день]. Передвижники вели активную просветительскую деятельность, в частности, организуя передвижные выставки; жизнь Товарищества строилась на кооперативных началах.

Содержание

История

«Крестный ход в Курской губернии» 1880—1883, И. Е. Репин.
Никто до художников-передвижников
так страстно и пристально
не всматривался в свой народ.
Группа членов Товарищества передвижных художественных выставок. Сидят (слева направо): С.Н. Аммосов, А.А. Киселёв, Н.В. Неврев, В.Е. Маковский, А.Д. Литовченко, И.М. Прянишников, К.В. Лемох, И.Н. Крамской, И.Е. Репин, Иванов (служащий в правлении товарищества), Н.Е. Маковский. Стоят (слева направо): Г.Г. Мясоедов, К.А. Савицкий, В.Д. Поленов, Е.Е. Волков, В.И. Суриков, И.И. Шишкин, Н.А. Ярошенко, П.А. Брюллов, А.К. Беггров.

9 ноября 1863 года 14 самых выдающихся учеников императорской Академии художеств, допущенных до соревнования за первую золотую медаль, обратились в Совет Академии с просьбой заменить конкурсное задание (написание картины по заданному сюжету из скандинавской мифологии «Пир бога Одина в Валгалле») на свободное задание, написание картины на избранную самим художником тему. На отказ Совета все 14 человек покинули Академию. Это событие вошло в историю как «Бунт четырнадцати». Именно они организовали «Санкт-Петербургскую артель художников» позже, в 1870 году она была преобразована[источник не указан 51 день] в «Товарищество передвижных художественных выставок» [1][нет в источнике].
Идея объединения московских и петербургских художников на основе создания передвижной выставки была изложена в письме[2] (от 23.11.1869) группы московских художников[3] к своим коллегам в С. Петербургскую Артель художников. Артель, кроме И. Крамского и В. Лемоха, идею создания Товарищества не восприняла, но иные художники-петербужцы, приходившие на "четверги" в Артель, горячо её поддержали. В сентябре 1870 г. учредители Товарищества (17 человек[4]) подали прошение министру внутренних дел с просьбой утвердить проект устава Товарищества. Второго ноября 1870 г. устав был утверждён. В §1 устава провозглашалось: «Товарищество имеет целью: устройство... во всех городах империи передвижных художественных выставок в видах: а) доставление жителям провинций возможности знакомиться с русским искусством... б) развития любви к искусству в обществе; в) облегчения для художников сбыта их произведений.» Уставом определялось, что делами Товарищества заведуют общее собрание[5] его членов и правление[6], где все вопросы решаются голосованием (решения принимаются большинством голосов); приём в члены Товарищества проводится голосованием на общем собрании. Устав оставался в неизменном виде 18 лет, до апреля 1890 года, когда был принят новый устав, по которому демократические принципы принятия решений в Товариществе значительно сужались[7]
Первая выставка Товарищества открыта в Петербурге 29 ноября 1871 г. в здании Академии художеств. На выставке были показаны работы 16-ти художников«Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе» , скульптура «Иван Грозный». В целом выставка была успешной[9] и стала значительным событием в культурной жизни России.


Расцвет деятельности Товарищества передвижников пришелся на 18701880-е годы. В состав передвижников в разное время входили

Участниками выставок Товарищества были М. М. Антокольский, В. В. Верещагин, А. П. Рябушкин, И. П. Трутнев,Ф. А. Чирко и др. Большую роль в развитии искусства передвижников играл известный исследователь искусства и критик В. В. Стасов; П. М. Третьяков, приобретая в свою галерею произведения передвижников, оказывал им важную материальную и моральную поддержку. Многие из работ передвижников были сделаны по заказу Павла Михайловича Третьякова.

Последним главой товарищества, избранным в 1918 году, был Павел Александрович Радимов. В 1923 г. Товарищество прекратило своё существование[10].

Художественные принципы

Для картин передвижников были характерны обострённый психологизм, социальная и классовая направленность, высокое мастерство типизации, реализм, граничащий с натурализмом, трагический в целом взгляд на действительность. Ведущими стилями в искусстве передвижников были импрессионизм и реализм.

Ссылки

  • История Товарищества передвижных художественных выставок
  • Н.А. Езерская. «Передвижники и национальные художественные школы народов России»
  • Ф.С. Рогинская. «Товарищество передвижных художественных выставок»

См. также

Литература

  1. Товарищество Передвижных Художественных Выставок. Письма и документы. 1869—1899 гг. Книги 1, 2. Издательство 'Искусство', Москва, 1987
  2. Передвижники // Большая советская энциклопедия

Примечания

  1. Культура: Искусство // Россия в XIX веке. Курс лекций. М., 1997. С. 398
  2. Товарищество передвижных художественных выставок. Письма и документы. Издательство "Искусство", Москва, 1987. Т. 1, стр. 51
  3. Г. Мясоедов, В. Перов, . КаменевЛ, А. Саврасов, В. Шервуд, И. Прянишников.
  4. Профессора пмператорской Академии художеств: Н. Ге, М. Клодт, К. Маковский;
    академики той же Академии: И. Крамской, М. Клодт, В. Перов, А. Саврасов, И. Шишкин, А. Корзухин, В. Якобий;
    и художники Академии: Г. Мясоедов, Л. Каменев, И. Прянишников, К. Лемох и свободный художник Н. Маковский.
  5. проводится минимум раз в год
  6. Правление состоит из двух отделений (московского и петербургского) в составе 5-ти членов правления и 1-го кандидата избираемых на 1 год. В первое правление (на 1871 г.) избраны Ге, Мясоедов, М. и К. Клодт, Перов, Крамской и кандидат Прянишников.
  7. Был создан новый орган - Совет, которому передавалось управление всеми делами Товарищества . В состав Совета на пожизненной основе входили только члены-учредители.
  8. Произведения В. Ф. Аммона, С. Аммосова, А. П.Боголюбова, Н. Н. Ге, К. Ф. Гуна, Л.Л. Каменева, Ф. Ф. Каменского, М. К. Клодта, И. Н. Крамского, В. М. Максимова, Г. Г. Мяоедова, В. Г. Перова, И. М. Прянишникова, А. К. Саврасова, И. И. Шишкина, М. П. Клодта.
  9. Выставку посетило 30000 человек; продано произведений на 23000 рублей.
  10. БСЭ, т. 19,стр. 377


ТПХВ.

© 2020–2023 lt304888.ru, Россия, Волжский, ул. Больничная 49, +7 (8443) 85-29-01