03-10-2023
Терроризм и коммунизм: Анти-Каутский |
|
Обложка первого издания, 1920 |
|
Жанр: |
публицистика, политика |
---|---|
Автор: | |
Язык оригинала: | |
Дата написания: |
1919—1920 |
Дата первой публикации: | |
Издательство: |
Государственное издательство (1920) |
«Терроризм и коммунизм» — книга, написанная наркомвоенмором Львом Троцким в вагоне своего бронепоезда и впервые опубликованная во время Гражданской войны, в 1920 году . Являлась ответом на одноимённый труд Карла Каутского, назвавшего в 1919 году советский большевистский режим «казарменным социализмом». В своём ответе Лев Давидович пытался обосновать Красный террор и отсутствие парламентаризма в РСФСР: его аргументы позже неоднакратно использовались для оправдания политических репрессий. Единственная работа Троцкого, удостоившаяся похвалы Иосифа Сталина. Переведена на многие языки мира .
Меньше чем через год после Октябрьских событий в Петрограде, в августе 1918 года, Карл Каутский опубликовал в Вене брошюру «Диктатура пролетариата»: в ней большевики обвинялись в разжигании Гражданской войны в России из-за неспособности соблюдать нормы всеобщего избирательного права[1]. В брошюре также утверждалось, что единственным способом действенно контролировать рост бюрократии и милитаризма в стране является парламентская демократия, основанная на свободных выборах — Владимир Ленин же обвинялся в отступлении от демократической практики в пользу ограниченного электората[2].
Большевики, стремившиеся в тот период к широкой международной поддержке со стороны социалистов всего мира и началу Мировой революции, резко раскритиковали работу Каутского, расценив её как «предательство»[3]. Ленин спешно отреагировал на заявления Каутского, выпустив свою брошюру «Пролетарская революция и ренегат Каутский», написанную в октябре-ноябре 1918 года[4]. В ней глава СНК говорил о «позорном банкротстве Второго Интернационала»[5] и о лишении Каутским марксизма его «революционного живого духа»[6] — при этом Владимир Ильич апеллировал к авторитету Фридриха Энгельса, утверждавшему, что пролетарская революция невозможна без насильственного разрушения государственной Машины[7]:
Диктатура — это правило, основанное непосредственно на силе и не ограниченное никакими законами |
Карл Каутский, которого на рубеже XX века называли «Папой Римским марксизма» на рубеже 20-го века, ответил на критику Ленина выпуском новой книги, озаглавленной «Терроризм и коммунизм». В ней он писал об ухудшении политической ситуации в Советской России и начале «братоубийственной войны»[8]. Каутский также стремился провести историческую параллель Русской революцией 1917 года и Великой французской, с последовавшей за неё террором и военной диктатурой Наполеона[9]. Им также впервые был использован термин «казарменным социализмом» (нем. Kasernensozialismus)[10].
В заключительном разделе «Терроризма…» — озаглавленном «Коммунисты за работой» — Каутский утверждал, что социальная катастрофа, последовавшая за Первой мировой войной, была непосредственной причиной Русской революции. Большевики же, по его мнению, лишь воспользовались анархией в стране, захватив при помощи пролетариата власть в промышленных городах[11] — подобное мнение разделяло в тот период множество социал демократов[12]. Последовавшая за этим массовой экспроприация предприятий не могла привести к успешному построению социализма, поскольку Великая война практически уничтожила «дисциплинированный и высокоинтеллектуальный рабочий класс», сохранив лишь «самых невежественных» его представителей[13][14]. Закономерным результатом всего этого стал экономический крах и «примитивная» жажда мести со стороны рабочих[15]:
Большевизм победил в России, но социализм потерпел там поражение[16] |
Персональную ответственность за Октябрьский переворот и последовавший за этим разгул насилия, сопровождавшийся поиском «саботажников» Каутский возложил на лидера большевиков Льва Троцкого. По мнению Каутского РСФСР перешла к построению не социализма, а «государственного капитализма»[17][14]. Теоретик марксизма прогнозировал, что применение силы и диктаторские методы работы, приведут в конечном итоге к некой новой угнетающей общественной системе. Как ответ на эти суждения одного из лидеров мирового коммунистического движения, к которому Троцкий до 1917 года относился с почтением, и появилась данная работа Льва Давидовича, ради которой он даже обращался за помощью в поиске статистических данных[18][19][20]:
Поводом к этой книге послужил ученый пасквиль Каутского того же наименования |
Создание своей ответной книги — писавшейся одновременно с серией статей на ту же тему[18] — Лев Давидович закончил в конце мая 1920 года[21] и уже в августе её немецкий перевод был опубликован в Гамбурге издательством западно-европейского секретариата Коминтерна с подзаголовком «анти-Каутский». По воспоминаниям самого наркома текст создавался им в своём бронепоезде, во время многочисленных поездок по фронтам Гражданской войны (особенно, польской кампании). Ретроспективно, Троцкий даже объяснял «суровость тона» данного произведения местом и временем написания[22].
Ответ Карлу Каутскому был разделен на девять глав, с введением и эпилогом. В первом разделе книги, состоявшем из четырёх глав, рассматривались практические вопросы удержания политической власти в Советской России. Следующий раздел, содержащий отсылки к Карлу Марксу, был посвящён сравнению Парижскую коммуны и Русской революции. Далее следовали две главы о конкретной политической и экономической политике Советской власти в период продолжающегося на тот момент военного коммунизма, а также прямая полемика и книгой Каутского («Карл Каутский, его школа и его книга»)[23].
По мнению троцкиста Макса Шахтмана, Лев Давидович в данной работе отвечал на два основных вопроса о политической тактики большевиков: на вопросе о революционном захвате власти и на вопрос о «методах в построения социализма»[3]. Шахтман считал, что Троцкий последовательно обосновывал тот факт, что «особые обстоятельства» сделали Россию достаточно зрелой для социалистической революции — в то же время нарком признавал, что «отсталая аграрная нация… не созрела для построения социалистического общества»[24]. Для строительства социализма в России Троцкий рассчитывал на помощь со стороны соседних развитых индустриальных стран и потому революция в Европе рассматривалась всеми большевиками «как единственное спасение русской революции». Для ускорения европейской революции нарком предлагал наискорейшую реорганизацию социалистический партий континента по большевистской модели — то есть с отделением радикального левого крыла от либерально-пацифистского центра и правого фланга[24].
В вопросе о социалистической реорганизации российской экономики, Троцкий обобщил опыт военного коммунизма, с его «трудовыми армиями», и призвал европейцев последовать примеру РСФСР[25][26]. В связи с установлением в 1921 году в Советской России «Новой экономической политики» (НЭПа), эта часть книги была признана Шахтманом «анахронизмом», связанным с Гражданской войной [27].
Профессор Барух Кней-Пас утверждал, что Троцкий в данной работе защищал использование Советским правительством террора против врагов революции: в принципе, Лев Давидович не отвергал «святости человеческой жизни», но она не была для него «абсолютной ценностью, которая бы затмевала все остальные». По мнению Кней-Паса, нарком рассматривал «взятие человеческой жизни» не только как необходимое зло, но и как «целесообразный, во время революции, акт»[20].
Кроме того, Троцкий оправдывал использование методов террора против врагов революции тем, что подобная практика направлялась и контролировалась «рабочим классом» — а не небольшой группой лиц, стоявших во главе партии. Использование же парламентской демократии было отвергнуто Троцким, назвавшим призывы к ней «фетишизмом»: по его мнению, парламентаризм был не более чем вымыслом, используемым в капиталистических обществах для маскировки власти буржуазии. Только диктатура пролетариата могла направить государственную власть на подавление своих оппонентов и, тем самым, проложить путь для социальных преобразований[28].
В итоге, согласно Троцкому, применение насилия и террора было как необходимым, так и неизбежным в период революционного перехода от капитализма к социализму[29]:
Человек, отвергающий диктатуру пролетариата и социалистическую революцию, ставит крест на социализме |
В целом разделяя суждения профессора Кней-Паса, биографы Троцкого Юрий Фельштинский и Георгий Чернявский называли обвинения в адрес наркома со стороны «осторожного и непредвзятого» Каутского вполне справедливые. Троцкий же, по их версии, прибегал в ответ к «псевдотеоретическим разглагольствованиям», которые они сводили к четырём пунктам: (1) цели и средства не связаны нераздельно друг с другом — различные классы общества могут использовать одни и те же практические средства (например, террор) для достижения совершенно разных целей; (2) социализм не может быть построен без революционного насилия; (3) все правительства прибегают к насилию для удержания власти; (4) террор в России был развязан не большевиками, а контрреволюционерами[18].
Генерал Дмитрий Волкогонов обращал внимание на использование Троцким в адрес Каутского «личных оскорблений»: «лицемерный соглашатель», «недостойный фальсификатор», «пачкун», «круглый нуль» и так далее — которыми большевистские руководители (особенно Ленин) часто «награждали» своих политических оппонентов[30][31]. Волкогонов также фокусировал внимание читателей на существенном различии в позициях Тротского и Каутского по вопросу об однопартийности в РСФСР, а также — по крестьянскому вопросу[32]. Он считал данную работу интересной с точки зрения выявления «взглядов радикального большевика на пути и задачи революции»[33] — нашедшие в дальнейшем своё практическое воплощение в создании Трудовых армий[34]. В его интерпретации, в дискуссии Каутского и Тротского выразилась «борьба двух начал — классового и общечеловеческого», которая позволяет глубже понять как эволюцию, так и «историческую неудачу» большевизма[35].
Esme Choonara отмечал в 2008 году, что в своей книге Троцкий противопоставлял парламентскую систему, в которой «пассивные избиратели» иногда ходят на выборы и систему Советов, в которой «креативные» рабочие активно участвуют в политической жизни страны. Кроме того он обращал внимание на то, что термин «терроризм» в понимании XXI века не имеет отношения к тому «государственному террору», о котором писал Троцкий — индивидуальные насильственные акты небольших групп как раз критиковались наркомом[36].
Философ Славой Жижек — в своём пространном[36] предисловии к одному из изданий книги, которую он считал «ключевой»[37] — писал, что Троцкий знал как «быть твёрдым, как реализовывать террор и был в полной мере готов полностью перестроить жизнь» страны[38]. Комментируя теоретическую и практическую работу наркома, он приходил к выводу, что Троцкий и троцкизм как бы разрушали ложную дилемму: либо демократический социализм, либо сталинский тоталитаризм — создавая третий, альтернативный, путь в котором террор и однопартийность отличались от таковых при сталинизме[39]. «Настойчивость» же большевиков, отказавшихся признать поражение в начале Гражданской войны, Жижек относил к «основе их величия»[40][41]. Подобная интерпретация вызвала ответную критику уже в отношении позиции самого Жижека[42][43].
Иосиф Сталин, внимательно ознакомившись с книгой, похвалил её — несмотря на уже имевшие место в тот период сложные отношения с автором (см. Царицынский конфликт). Причём это была единственная книга Льва Давидовича, которая вызвала позитивный отклик Сталина: его личный экземпляр был испещрен одобрительными пометками: «так», «метко» и «в этом вся суть»[44].
По мнению Жореса и Роя Медведевых, слова о безграничном господстве и непререкаемой дисциплине, встречавшиеся в книге, «одинаково ласкали тогда слух как Троцкого, так и Сталина»[45][32]. Особенно Сталину понравился вывод о том, что партия может осуществить революционное господство пролетариата без блоков с другими социалистическими партиями [46][44][47].
«Терроризм и коммунизм» Троцкого вызвал публичную реакцию Каутского: уже в августе 1921 году им была написана ещё одна брошюра «От демократии к государству-рабству: ответ Троцкому». В своём ответе Каутский обращал внимание на голод в Советской России, высокую смертность её населения, а также и на транспортные проблемы страны (разрушение железнодорожной сети). Каутский вновь вернулся к теме о «безрассудстве» большевикой — и Троцкого, в частности — спровоцировавших социалистическую революцию в стране, не приспособленной для этого ни экономически, ни интеллектуально[48]. Знакомство с этим ответом, возможно, предостерегло некоторых западных левых от вступления в коммунистические партии своих стран[44].
В защиту позиции Каутского в 1927 году выступил и социал-демократ Александр Потресов[19]. Его работа «В плену иллюзий» содержала суждение, что Каутскому в его заочной дискуссии с Троцким удалось доказать тот факт, что «диктатура пролетариата… изжила себя»[49]. Обвиняя большевиков в разгоне Всероссийского Учредительного собрания и «повальном уничтожении свобод», Потресов заключал, что большевизм показал свою враждебность «демократической гражданственности»[50] и тем самым встал на путь деспотии[51].
Аргументы Троцкого из «Терроризма и коммунизма» позже множество раз использовались «большевистскими теоретиками и практиками» для оправдания «кровавых репрессий» в отношении не разделявших их взглядов — включая и Большой террор[18].
Оригинал на русском языке был выпущен в 1920 году отдельной книгой, распространявшийся среди красноармейцев и местного населения в местах стоянок бронепоезда Троцкого. Текст также появился и в двух выпусках (10 и 11) журнала Коммунистического Интернационала[52]:
«Терроризм и коммунизм» был переведён на множество языков. Уже в 1920 году были напечатаны и французский, латышский и испанские переводы. В следующем году книга появилась на английском, болгарском, итальянском, финском и шведском языках. В 1922 году состоялось и первое американское издание — а также увидели свет переводы на идиш и литовский язык; украинское издание последовало в 1923 году. К 1989 году появились арабский, китайский, чешский, датский, греческий, японский, сербскохорватский и турецкий переводы[52].
|
Терроризм и коммунизм (Троцкий).