21-05-2023
Улыбки летней ночи | |
Sommarnattens leende | |
Жанр | |
---|---|
Режиссёр | |
Продюсер | |
Автор сценария |
|
В главных ролях |
|
Оператор | |
Композитор | |
Кинокомпания |
Svensk Filmindustri (SF) |
Длительность |
108 мин. |
Страна | |
Год | |
IMDb |
ID 0048641 |
«Улыбки летней ночи» (швед. Sommarnattens leende) — кинофильм шведского режиссёра Ингмара Бергмана.
Содержание |
В фильме восемь или девять действующих лиц: стареющий богатый адвокат, два года назад женившийся на 18-летней красавице да так до сих пор и не овладевший ею; сама эта красавица, томящаяся в нелепом девичестве и влюблённая в сына адвоката, студента духовной семинарии; названный молодой человек, мучающийся той же проблемой и той же страстью; великолепная, как солнечный полдень, служанка (изумительно, вдохновенно сыгранная Харриет Андерссон), поминутно строящая куры то папаше, то сынку, а то и — с той же радостной лёгкостью — девственнице-хозяйке; бывшая любовница адвоката — перезревающая примадонна местной оперетты; её нынешний любовник — молодой аристократ, богач, бретёр и бабник; его любящая, ревнивая и в то же время циничная жена, подруга девственной супруги адвоката; наконец, прикованная к креслу старостью, обезножевшая мать актрисы, дама тоже явно из бывших; и слуга бретёра, этакий полуфальстаф, полупортос из простонародья.
Эта пёстрая разнородная компания сплетается в картине подобно спутавшейся леске, размотать которую практически невозможно, поскольку множество узлов обнаруживается в самых неожиданных местах. Адвокат любит жену, но во сне видит актрису, с которой тоже давно не спит, однако желал бы. С ней спит аристократ. Адвокатша переспала бы с кем угодно, даже с мужем, но во сне видит его сына. Сын вообще снов не видит — ему не до сна. Жена аристократа тоже тот ещё фрукт, впрочем, о том, с кем именно спит она, история умалчивает. Нереализованных желаний нет лишь у служанки да у старухи: первая спит, с кем захочет, вторая спит за столом с игральными картами.
В итоге, после ряда сатирических и просто весёлых перипетий аристократ на время возвращается к своей жене, адвокатша соединяется с семинаристом, адвокат с актрисой, растящей, оказывается, его 10-летнего сына, а служанка, как уже было сказано выше, — с развесёлым конюхом.
На редкость для Бергмана лёгкая и радостная картина, комедия, почти водевиль в декорациях начала ХХ века. Именно этот фильм впервые принёс режиссёру успех за пределами Швеции, оказался кассовым и, несмотря на это, умным и нестареющим.
По сути «Улыбки летней ночи» — театральная комическая пьеса, действие которой лишь в двух-трёх эпизодах происходит вне комнаты. Эпизоды эти сделаны как бы даже нехотя, как бы из необходимости: кино внутри театра. Они, однако, драматургически оправданы не только тем, что оживляют и без того нескучную картину, но и тем, что блистательной своей кинематографичностью, почти осязаемым свежим ветром летнего дня отчётливо уравновешивают спёртый воздух обеспеченного и потому слегка удушливого бытия богатых бездельников. В одном из эпизодов, в начале фильма, герой, направляясь к любовнице, в её присутствии падает в зеркально чистую лужу, чем определяет конечную никчёмность пустого своего существования; в другом неунывающая блудливая молодка-служанка в лучших традициях народных сцен из комедий Шекспира или вдохновенных галльских сатир отдаётся конюху на вольном воздухе — на радость себе и зрителям и словно бы в укор чопорному чванству господ.
Совершенное барокко, высочайшее актёрское мастерство, умная сатира на одинаково мещанские независимо от социальной принадлежности персонажей нравы и неожиданное в трагическом творчестве Бергмана жизнелюбие ранних шекспировских комедий. Ничуть не устаревший за полвека, несомненный шедевр кинематографа и — в не меньшей степени — театра.
Фильмы Ингмара Бергмана | |
---|---|
1940-е | Кризис • Дождь над нашей любовью • Корабль в Индию • Музыка в темноте • Портовый город • Тюрьма • Жажда |
1950-е | К радости • Это не может случиться здесь • Летняя интерлюдия • Женщины ждут • Лето с Моникой • Вечер шутов • Урок любви • Женские грёзы • Улыбки летней ночи • Седьмая печать • Земляничная поляна • На пороге жизни • Лицо |
1960-е | Девичий источник • Око дьявола • Сквозь тусклое стекло • Причастие • Молчание • Обо всех этих женщинах • Персона • Час волка • Стыд • Страсть • Ритуал |
1970-е | Прикосновение • Шёпоты и крики • Сцены из супружеской жизни • Волшебная флейта • Лицом к лицу • Змеиное яйцо • Осенняя соната |
1980-е | Из жизни марионеток • Фанни и Александр • После репетиции • Благословенные |
1990-е | В присутствии клоуна |
2000-е | Сарабанда |
Улыбки летней ночи.