27-05-2023
Ээл | |
|
|
Основные данные | |
---|---|
Годы постройки | |
Страна постройки | |
Заводы | |
Всего построено |
46 |
Страны эксплуатации |
СССР |
Осевая формула |
2—50—1 |
Технические данные | |
Длина локомотива |
15710 мм |
Конструкционная скорость |
55 км/ч |
Рабочая масса |
132 т |
Мощность двигателя |
1150 л.с. |
Тип передачи |
электрическая |
Выходная мощность ТЭД |
5 x 140 кВт |
Тепловоз Ээл — советский серийный грузовой тепловоз с электропередачей постоянного тока с регулированием по каскадной схеме Варда Леонардо в модификации швейцарского инженера-электротехника Бовери.
В целях перевода советских железных дорог на тепловозную тягу, по результатам эксплуатации первых тепловозов было решено положить в основу серии локомотивов построенный в конце 1924 года по заказу Российской железнодорожной миссии в Германии образец ЭЭЛ2, (первоначально, до эмиграции Ю. Ломоносова, имел серию Юэл1) равный по мощности паровозу Э и имевший электрическую передачу постоянного тока.
После изготовления и испытания двух прототипов (ЭЭЛ5 в Германии и ЭЭЛ9 в СССР), в 1932 году был собран первый усовершенствованный тепловоз, серийное производство которого началось с 1934 года на Коломенском заводе (ведущие инженеры — Н. А. Добровольский, Б. С. Поздняков).
До снятия с производства было построено, включая опытные образцы, 46 тепловозов серии Ээл, которые, после предварительных испытаний и опытных поездок по Московско-Казанской железной дороге, направлялись в Ашхабад. Решение использовать тепловозы в Средней Азии было вызвано отсутствием там пригодной для заправки паровозных котлов воды и доступностью жидкого дизельного топлива. В процессе эксплуатации был выявлен ряд технических недостатков, в связи с чем конструкция элементов тепловоза постоянно дорабатывалась.
Так как НКПС по личному распоряжению Л. М. Кагановича с 1937 отказался от приема тепловозов в эксплуатацию, 18 машин, выпущенных в 1937—1941 годах, были оборудованы для применения в качестве передвижных дизель-электростанций.
В 1948 году Всесоюзный научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта разработал проект модернизации отдельных узлов Ээл, что позволило продлить срок их службы.
Локомотивы, при правильной организации технического обслуживания, показали надёжность и соответствие техническим требованиям своего времени.
Последние тепловозы серии Ээл, использовавшиеся для поездной работы, были выведены из парка Ашхабадской железной дороги в середине 1960-х годов ввиду морального устаревания.
|
|||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Пассажирские |
|
||||||
Грузовые |
|
||||||
Маневровые и промышленные |
|
||||||
Узкоколейные |
|
Ээл.