Lt304888.ru

Туристические услуги

Ээл

27-05-2023

Ээл
Тепловоз Ээл9
Основные данные
Годы постройки

19321941

Страна постройки

СССР

Заводы

Коломенский завод

Всего построено

46

Страны эксплуатации

СССР

Осевая формула

2—50—1

Технические данные
Длина локомотива

15710 мм

Конструкционная скорость

55 км/ч

Рабочая масса

132 т

Мощность двигателя

1150 л.с.

Тип передачи

электрическая

Выходная мощность ТЭД

5 x 140 кВт

Тепловоз Ээл — советский серийный грузовой тепловоз с электропередачей постоянного тока с регулированием по каскадной схеме Варда Леонардо в модификации швейцарского инженера-электротехника Бовери.

История

В целях перевода советских железных дорог на тепловозную тягу, по результатам эксплуатации первых тепловозов было решено положить в основу серии локомотивов построенный в конце 1924 года по заказу Российской железнодорожной миссии в Германии образец ЭЭЛ2, (первоначально, до эмиграции Ю. Ломоносова, имел серию Юэл1) равный по мощности паровозу Э и имевший электрическую передачу постоянного тока.

После изготовления и испытания двух прототипов (ЭЭЛ5 в Германии и ЭЭЛ9 в СССР), в 1932 году был собран первый усовершенствованный тепловоз, серийное производство которого началось с 1934 года на Коломенском заводе (ведущие инженеры — Н. А. Добровольский, Б. С. Поздняков).
До снятия с производства было построено, включая опытные образцы, 46 тепловозов серии Ээл, которые, после предварительных испытаний и опытных поездок по Московско-Казанской железной дороге, направлялись в Ашхабад. Решение использовать тепловозы в Средней Азии было вызвано отсутствием там пригодной для заправки паровозных котлов воды и доступностью жидкого дизельного топлива. В процессе эксплуатации был выявлен ряд технических недостатков, в связи с чем конструкция элементов тепловоза постоянно дорабатывалась.

Так как НКПС по личному распоряжению Л. М. Кагановича с 1937 отказался от приема тепловозов в эксплуатацию, 18 машин, выпущенных в 1937—1941 годах, были оборудованы для применения в качестве передвижных дизель-электростанций.
В 1948 году Всесоюзный научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта разработал проект модернизации отдельных узлов Ээл, что позволило продлить срок их службы.
Локомотивы, при правильной организации технического обслуживания, показали надёжность и соответствие техническим требованиям своего времени.
Последние тепловозы серии Ээл, использовавшиеся для поездной работы, были выведены из парка Ашхабадской железной дороги в середине 1960-х годов ввиду морального устаревания.

Технические характеристики

  • Осевая формула: 2—5О—1
  • Длина: 15710мм
  • Ширина: 3150мм
  • Высота: 5056мм
  • Конструкционный вес: 132 т
  • Сцепной вес: 98 т
  • Нагрузка на движущую ось: 19,6 т
  • Дизель: MAN, 42БМК-6
  • Мощность дизеля: 1150 л.с. при 450 об/мин
  • Мощность главного генератора: 796 кВт
  • Часовая мощность тяговых электродвигателей: 5 x 140 кВт
  • Конструкционная скорость: 55 км/ч
  • Сила тяги: 21000 кг при скорости до 10 км/ч

Ссылки

  • mstrainsim.narod.ru
  • www.1520mm.ru
  • Фотогалерея Ээл
  • П. В. Якобзон. История тепловоза в СССР. М., Трансжелдориздат, 1960.

Ээл.

© 2020–2023 lt304888.ru, Россия, Волжский, ул. Больничная 49, +7 (8443) 85-29-01