Lt304888.ru

Туристические услуги

34-й смешанный авиационный корпус

12-10-2023

Перейти к: навигация, поиск
34-й смешанный авиационный корпус
34 сак (позднее ВВС 40 А)
Годы существования

16 декабря 1979 года — 15 февраля 1989 года

Страна

СССР

Входит в

40-ю армию Вооружённых Сил СССР

Тип

авиационный корпус

Включает в себя

управление и части

Функция

защита[источник не указан 33 дня]

Численность

соединение (около 20 000 человек)

Участие в

Афганской войне

Командиры
Известные командиры

См. список

Взлётно-посадочная полоса Бараки-Бараки, ОКСВА, весна 1987 года, справа афганец
Взлётно-посадочная полоса аэропорта Кабул, весна 1987 года

34-й смешанный авиационный корпус (34 сак), позднее ВВС 40 А — соединение военно-воздушных сил (ВВС) Вооружённых Сил (ВС) СССР, принимавшее участие в Афганской войне (19791989 годов). В состав корпуса входили воинские части, представлявшие истребительную, истребительно-бомбардировочную, разведывательную, бомбардировочную, военно-транспортную, фронтовую и штурмовую авиацию, а также наземные части боевого и тылового обеспечения.

История соединения[1]

По директиве Генерального Штаба ВС СССР от 16 декабря 1979 года была сформирована 40-я армия (40 А) в Туркестанском военном округе (ТуркВО). Для полноценного выполнения боевых задач в условиях ограниченной численности войскового контингента отправляемого в Афганистан было решено дополнить её авиационной группировкой. В этих целях был сформирован авиационный корпус смешанного состава, представлявшего все виды авиации. 34-й смешанный авиационный корпус создавался осенью 1979 года на базе частей ВВС дислоцированных в ТуркВО и САВО. В его первоначальный боевой состав вошли 6 авиационных эскадрилий (аэ) от разных воинских частей. Боевой состав лётных частей ОКСВА на начало января 1980 года выглядел следующим образом:

Всего на 2 января 1980 года: 54 самолёта, 20 вертолётов.
Наличие истребителей в составе 34 сак, объяснялось возможным вмешательством иных государств, как вероятную реакцию на ввод советских войск в Афганистан.
В послевоенную Историю ВС СССР 40-я Армия войдёт как единственная общевойсковая армия располагавшая собственной авиацией. Собственной авиацией в послевоенное время располагали только формирования уровня военного округа и зарубежные группы войск в Восточной Европе и в ГДР, включавшие в свой состав по несколько армий.
С вводом войск были отправлены два отдельных инженерно-аэродромных батальона (оиаб) для обустройства военных аэродромов.
С началом активных боевых действий в марте — апреле 1980 года правительственных войск ДРА и советских войск против оппозиции, возникла острая необходимость в увеличении авиационной группировки 40 А, в связи с чем потребовалось переформирование 34-го смешанного авиационного корпуса в ВВС 40 А.

Боевые испытания новых самолётов

Руководство ВВС СССР в полной мере решила использовать возможность испытать в боевых условиях новейшие на тот момент самолёты и вооружение к ним. В первую очередь это коснулось Як-38 и Су-25[2][3]. Для этой цели в Афганистан была отправлена по решению Министерства Обороны и Министерства Авиационной Промышленности вновь сформированная опытная эскадрилья из двух штурмовиков Су-25 и четырёх СВВП Як-38. Испытания проводились в период с 18 апреля по 29 мая 1980 года. По итогам испытаний Су-25 был рекомендован для использования в условиях Афганистана, что позже подтвердилось эффективной практикой его применения. Напротив, испытания Як-38 выявили множество недоработок в конструкции самолёта и поставили под сомнение его боевую ценность.
Также ВВС СССР смогло на боевой практике всесторонне испытать современные на тот момент фронтовые бомбардировщики Су-24 вместе с новейшими системами целеуказания, которыми располагал этот самолёт и широкую номенклатуру боеприпасов с которыми Су-24 мог работать[4].
Под занавес войны также был испытан истребитель-бомбардировщик МиГ-27, который как и Су-25 показал свою высокую эффективность[5].

Формирование ВВС 40 А[6]

В течение весны — лета 1981 года состав 34 сак был дополнен переброшенными с территории СССР лётными частями и был переформирован в ВВС 40-й армии со штабом корпуса при штабе 40-й Армии в Кабуле.
Дополнение произошло за счёт следующих частей:

Всего к началу 1981 года в ВВС 40 А насчитывалось 89 самолётов и 112 вертолётов.
К 1981 году боевые операции в Афганистане приобрели масштабы, потребовавшие увеличения авиации в воздухе. Из-за сложностей базирования на территории ДРА (малого количества аэродромов и невозможности полностью обезопасить подвоз горючего и боеприпасов) было принято решение к сосредоточению готовой к вылету авиации на приграничных аэродромах ТуркВО и САВО. В основном задачу по уничтожению наземных целей возлагали на эскадрильи Су-17М3.
Бомбардировщики Су-24 из-за сложности обслуживания и повышенных требований к взлётно-посадочной полосе аэродромов, решено было в основном использовать с аэродромов находящихся на территории ТуркВО.
Создание 50-го отдельного смешанного авиационного полка при формировании ВВС 40 А, продиктованное реалиями Афганской войны — следует считать уникальным прецедентом в Истории ВВС СССР. Подобного прецедента, когда в одном авиаполку были собраны 4 эскадрильи из транспортных самолётов, ударных и транспортных вертолётов — более не имеется[7].
В 1981 году в состав ВВС 40 А была включена 200-я отдельная штурмовая авиаэскадрилия (200 ошаэ) на новейших штурмовиках Су-25.
Увеличение лётных частей потребовало увеличения наземных частей боевого и тылового обеспечения. В период с 1980 года по 1989 год были сформированы и передислоцированы на территорию Афганистана 8 отдельных батальонов охраны (обо — в сущности мотострелковый батальон на БТР), 10 отдельных батальонов аэродромно-технического обеспечения (обато), 8 отдельных рот аэродромно-технического обеспечения (орато), 5 батальонов и 3 роты связи и радиотехнического обеспечения (обсрто и орсрто).

Ротация[8]

К 1981 году руководство ВВС СССР сделала вывод о необходимости частой ротации как лётного состава так и лётных частей ВВС 40 А.
Диктовалось это двумя причинами:

  • Возможность обучить в реальных боевых условиях как можно большее количество лётного и технического состава.
  • Усталость лётного состава от больших нагрузок.

Экипажи вертолётов и лётчики-штурмовики превышали средний налёт лётного состава на территории СССР в несколько раз.

…В 1985 году летчики-штурмовики набирали вдвое больше вылетов, чем их коллеги на Су-17, и имели средний налет 270:300 часов («Союзный» норматив составлял 100 часов), а многие оставляли далеко позади и эти показатели. А. В. Руцкой совершил 453 боевых вылета (из них 169 — ночью), старший лейтенант В. Ф. Гончаренко из 378-го полка имел их 415, а полковник Г. П. Хаустов (на всех типах самолётов) — более 700 за два года работы в ДРА (Маршал авиации А. H. Ефимов — прославленный летчик-штурмовик, дважды Герой Советского Союза, за всю Отечественную войну выполнил 222 боевых вылета). Hа самолёт за год приходилось около 300 вылетов, но встречались и заслуженные Су-25, успевшие слетать на задание до 950 раз…

— Су-25 в Афганистане

Если в вертолётных частях происходила плановая замена только лётного и наземного персонала, а также машин по ходу выработки ресурса, то в частях истребительной авиации — полной замене подвергались сами полки вместе со штатной техникой. Была выработана программа замены личного состава Эстафета. Согласно ней лётный и технический состав обязан был обновляться каждый год. В результате подобной практики к окончанию Афганской войны, через неё прошли 75 % всего личного состава фронтовой авиации ВВС СССР.

Список лётных частей принимавших участие в программе Эстафета:

Состав лётных частей ВВС 40 А[9]

В списке указаны полные наименования полков и эскадрилий и аэродромы базирования.
Полки истребительной авиации подвергавшиеся ротации — указаны по годам пребывания.

Истребительная авиация (года)

Истребительно-бомбардировочная авиация

Бомбардировочная авиация

Разведывательная авиация

Штурмовая авиация

Вертолётные полки и эскадрильи

Военно-транспортная авиация

Ан-12 — Основной военно-транспортный самолёт ОКСВА
Ан-12 в аэропорту Кабула

Из лётных частей военно-транспортной авиации выполнявших боевые задачи для 40 А по переброске личного состава и доставке грузов, непосредственно на территории Афганистана полностью дислоцировались только 50 осап, 339 осаэ и 224 оато.

Военно-транспортные авиационные полки полностью или частично дислоцированные на территории СССР и выполнявшие рейсы в Афганистан:

Состав наземных частей ВВС 40 А[9]

Указаны места дислокации и года пребывания.

Отдельные инженерно-аэродромные батальоны (оиаб)

Отдельные батальоны аэродромно-технического обеспечения (обато)

Отдельные роты аэродромно-технического обеспечения (орато)

Отдельные батальоны связи и Радиотехнического Обеспечения (обс и РТО)

Отдельные батальоны охраны (обо)

Отдельные батальоны охраны обеспечивали режимную зону вокруг периметра аэродромов создавая безопасные условия для взлёта и посадки летательных средств, осуществляли контрольно-пропускной режим и охрану объектов аэродрома. По штатному составу это были мотострелковые батальоны на БТР-70 численностью в 400 человек.

Потери ВВС 40 А[6][10]

  • Примечание: Следует учесть что данные о потерях из различных открытых источников существенно колеблются. К причинам нехватки достоверной информации следует отнести отсутствие своевременной систематизации статистики учёта потерь в ВВС 40А. Приводимый ниже список не претендует на точность. В список внесены данные собранные известным автором по авиационной тематике — Жироховым Михаилом Александровичем, как исследователем, проведшим большую работу по изучению этого вопроса и сбору информации непосредственно у более чем трёх десятков ветеранов ВВС 40А.

В список не вошли летательные средства получившие повреждения, но позже полностью восстановленные.
Среди самолётов:

Среди вертолётов:

  • Тяжёлых транспортных вертолёта — 22 Ми-6 и 2 Ми-10.
  • Транспортно-боевых — 144 Ми-8, 2 Ми-9.
  • Боевых — 97 Ми-24

Итого: По данным собранным Жироховым М. А. ВВС 40А потеряла 122 самолёта и 267 вертолётов. Другие исследователи указывают цифру в 103, 109 и 118 самолётов (Список потерь самолётов).

Командующие ВВС 40 А[1]

  • Лепаев Борис Алексеевич — 02.02.1980 — 01.07.1981
  • Шканакин Владимир Геннадьевич — 07.1981 — 19.08.1982
  • Каленский Сергей Андреевич — 19.08.1982 — 04.10.1983
  • Колодий Геннадий Васильевич — 04.10.1983 — 01.12.1985
  • Кот Виктор Севастъянович — 01.12.1985 — 16.09.1986
  • Романюк Дмитрий Саввович — 16.09.1986 — 15.05.1989

См. также

Примечания

  1. ↑ ВВС Советской Армии в первый год воины
  2. Су-25 в Афганистане
  3. Як-38 в Афганистане
  4. Су-24 в Афганистане
  5. Афганский дебют МиГ-27
  6. ↑ Опасное небо Афганистана. (М.А. Жирохов)
  7. 50-я смешанная авиационная база формировалась специально для Афганистана
  8. Перечень авиационных частей участвовавших в программе "Эстафета"
  9. ↑ Части ВВС 40-й армии в Афганистане
  10. Потери и летные происшествия ВВС СССР в Афганистане (1979-1989 гг)
  11. Авиация погранвойск в Афганистане

Литература

Ссылки

  • Жирохов М. Опасное небо Афганистана. Опыт боевого применения советской авиации в локальной войне. 1979—1989
  • Жирохов М. Потери и летные происшествия ВВС СССР в Афганистане (1979—1989гг) («Уголок неба»)
  • Жирохов М. Потери летного состава ВВС СССР в Афганистане // Уголок неба
  • Жирохов М. Списки летно-технического состава ВВС СССР, погибших во время боевых действий в Афганистане (1979-89 гг.) // artofwar.ru
  • Валерий Аблазов — ВВС Советской Армии в первый год воины
  • Марковский Виктор — Жаркое небо Афганистана
  • Юрий Лунев — Як-38 в Афганистане
  • Программа «Эстафета» по замене личного состава
  • Марковский Виктор — Эскадрильи спецназа
  • Скрылев Александр Васильевич — 930-й военно-транспортный авиационный полк
  • Части ВВС 40-й армии в Афганистане
  • 50-я смешанная авиационная база формировалась специально для Афганистана
  • Авиация в Афганской войне 1979—1989 гг.

34-й смешанный авиационный корпус.

© 2020–2023 lt304888.ru, Россия, Волжский, ул. Больничная 49, +7 (8443) 85-29-01