Lt304888.ru

Туристические услуги

He 111

13-06-2023

He 111
He 111K
Тип средний бомбардировщик
Разработчик Хейнкель флюгцойгверке
Производитель Хейнкель (Росток, Берлин)
Норддойче Дорньеверке (Висмар)
ATG (Лейпциг)
Арадо (Бабельсберг, Бранденбург-Хавель)
Фабрика де авион SET (Бухарест)
Главный конструктор Зигфрид и Вальтер Гюнтеры
Первый полёт 24 февраля 1935
Начало эксплуатации 1935
Конец эксплуатации 1945
Статус не эксплуатируется
Основные эксплуатанты люфтваффе
Годы производства 1935-1944
Единиц произведено ~7 300[1]
Варианты CASA 2.111
 Изображения на Викискладе

Heinkel He 111 — немецкий средний бомбардировщик-моноплан, один из основных бомбардировщиков люфтваффе (существовали также модификации торпедоносцев и штурмовиков).

Содержание

История

В начале 1930-х годов немецкий авиаконструктор Эрнст Хейнкель принял решение построить самый быстрый в мире пассажирский самолёт, что было крайне амбициозной целью, к которой скептически отнеслись как представители немецкого авиапрома, так и новые политические лидеры Германии. Хейнкель доверил проектирование самолёта братьям Гюнтер, новым и недостаточно проверенным для своей компании людям.

Сконструированный самолёт превосходил уже существовавший и бывший прямым конкурентом конструкции Хейнкеля Lockheed 9 Orion. Первый экземпляр вскоре ставшего широко известным Heinkel He 70 «Blitz» (нем. «Молния») взлетел в 1932 году и сразу же начал бить рекорды скорости. В своей обычной версии, рассчитанной на четверых пассажиров, он мог развивать скорость до 320 км/ч, хотя и был оборудован единственным двигателем BMW V1 мощностью всего 600 л. с. Эллиптическая форма крыла, уже применявшаяся братьями Гюнтер при разработке собственного спортивного самолета Bäumer Sausewind до присоединения к фирме Хейнкеля, стала характерной для всех последующих разработок братьев.

Конструкция тут же привлекла внимание люфтваффе, присматривавшей подходящие самолёты с целью приспосабливания их под средние стратегические бомбардировщики.

Будущий He 111 был более мощной двухмоторной версией «Блица», унаследовавшей многие черты предшественника, включая сочетание эллиптического крыла с инвертированным крылом типа «чайка», круглый штурвал небольшого размера и двигатели производства BMW. Из-за расположения двигателей, единственного заметного конструктивного изменения, самолёт получил прозвище «Doppel Blitz» («Двойная молния»).

Использовался люфтваффе накануне и в годы Второй мировой войны. Всего было построено около 7300 He 111 разных модификаций, что делает этот самолёт вторым по массовости бомбардировщиком Германии во Второй мировой войне.

Модификации

  • He 111 V1 — Прототип бомбардировщика, совершил первый полёт 17 ноября 1934 года.
  • He 111 V2 — Пассажирский вариант (май 1935 года) — в бомбовом отсеке были размещены четыре кресла для курящих, а сзади, в фюзеляже, — ещё шесть кресел. В 1936 году был принят на службу в авиакомпанию Lufthansa наряду с пятью вновь построенными машинами под индексом He 111 C-0.
  • He 111 V3 — Прототип бомбардировщика. Помимо главного бомбового отсека имел маленькие отсеки для бомб в крыльях. Оборонительное вооружение — три пулемёта MG 15. Усиление вооружения вызвало снижение скорости до 275 км/ч.
  • He 111 A-0 — 10 машин было построено на базе He 111 V3, две из них использовались для лётных испытаний, но мощность двигателей оказалась недостаточной, и все машины были проданы в Китай.
  • He 111 C-0 — Построено шесть предсерийных машин, использовались авиакомпанией Lufthansa.
  • He 111 B-0 — Предсерийный вариант, сходный с He-111 A-0, но с двигателями DB600A.
  • He 111 B-1 — Серийный вариант, аналогичный B-0, но с двигателями DB600C и оборонительным вооружением из трёх 7,9-мм пулемётов MG 15.
  • He 111 B-2 — Вариант, аналогичный B-1, но с двигателями DB600CG и дополнительными подкрыльными радиаторами по обеим сторонам моторных гондол.
  • He 111 D-0 — Предсерийный вариант с двигателями DB600Ga.
  • He 111 D-1 — Серийный самолёт, построено несколько экземпляров.
  • He 111 E-0 — Предсерийный вариант аналогичный B-0, но с двигателями Jumo 211A-1.
  • He 111 E-1 — Серийный вариант с бомбовой нагрузкой, доведённой до 2 т.
  • He 111 E-3 — Серийный вариант.
  • He 111 E-4 — Половина двухтонной бомбовой нагрузки размещена на внешних держателях.
  • He 111 E-5 — Оснащён несколькими внутренними вспомогательными топливными баками.
  • He 111 F-0 — Предсерийный вариант, аналогичный E-5, но с новым крылом более простой конструкции (с прямой, а не изогнутой кромкой) и двигателями Jumo 211A-3.
  • He 111 F-1 — Серийный вариант, партия из 24 машин построена для экспорта в Турцию.
  • He 111 F-4 — Серийный вариант, принят на вооружение люфтваффе.
  • He 111 G-0 — Предсерийный вариант транспортного самолёта с новым крылом, аналогичным установленному на F-0.
  • He 111 G-3 — Также известен под индексом V14, оснащался радиальными двигателями BMW 132Dc.
  • He 111 G-4 — Также известен под индексом V16, оснащался двигателями DB600G.
  • He 111 G-5 — Четыре машины с двигателями DB600Ga, построенные для экспорта в Турцию.
  • He 111 J-0 — Предсерийный вариант торпедоносца, аналогичен F-4, но с двигателями DB600CG.
  • He 111 J-1 — Серийный торпедоносец, построено 90 экз., впоследствии переделанных в бомбардировщики.
  • He 111 P-0 — Предсерийный вариант, оснащённый новым прямым крылом, новым остеклением носовой кабины, двигателями Db601Aa и нижней гондолой для стрелка.
  • He 111 P-1 — Серийный вариант, вооружённый тремя 7,9-мм пулемётами MG 15.
  • He 111 P-2 — Радиостанция FuG III заменена на FuG 10.
  • He 111 P-3 — Учебный самолёт со сдвоенным управлением.
  • He 111 P-4 — Оснащён дополнительным бронированием, тремя дополнительными пулемётами MG 15 и креплениями для двух внешних бомбодержателей.
  • He 111 P-6 — Оснащён двигателями DB 601N.
  • He 111 P-6/R2 — Повреждённые самолёты, переделанные в конце войны в буксировщики планеров.
  • He 111 H-0 — Предсерийный вариант аналогичный P-2, но с двигателями Jumo 211.
  • He 111 H-1 — Серийный вариант.
Разбитые He-111 Роммеля в Северной Африке, 1942
  • He 111 H-3 — Аналогичный P-4, но с двигателями Jumo 211A-3.
  • He 111 H-4 — Оснащён двигателями Jumo 211D (в ходе производства заменены на Jumo 211F) и двумя внешними бомбодержателями.
  • He 111 H-5 — Аналогичный H-4, но всё бомбовое вооружение размещалось внутри фюзеляжа, был увеличен запас топлива.
  • He 111 H-6 — Торпедоносец, мог нести две торпеды LT F5b на внешней подвеске, оснащён двигателями Jumo 211F-1, вооружён шестью пулемётами MG 15 и одной 20-мм пушкой MG/FF в передней гондоле.
  • He 111 H-8 — Аналогичный H-3 или H-5, но с приспособлением для перерезания тросов аэростатов заграждения.
  • He 111 H-8/R2 — H-8, переделанные в буксировщики планеров, антиаэростатные прспособления сняты.
  • He 111 H-10 — Аналогичный H-6, но с 20-мм пушкой MG FF в подфюзеляжной гондоле, оснащённый приспособлением Kuto-Nase для перерезания тросов аэростатов заграждения.
  • He 111 H-11 — Полностью закрытая кабина хвостового стрелка, усилены оборонительное вооружение и бронезащита.
  • He 111 H-11/R1 — Аналогичный H-11, но с двумя спаренными пулемётными установками по бортам.
  • He 111 H-11/R2 — Аналогичный H-11, но переделанный в буксировщик планеров.
  • He 111 H-12 — Вариант, приспособленный для запуска противокорабельных радиоуправляемых ракет Hs 293A и оснащённый радиопередатчиком FuG 203b Kehl, снята подфюзеляжная гондола.
  • He 111 H-14 — Корректировщик, оснащённый радиостанциями FuG Samos и FuG 351 Korfu.
  • He 111 H-15 — Торпедоносец.
  • He 111 H-16 — Оснащён двигателями Jumo 211F-2 и усиленным оборонительным вооружением (13-мм пулемёты MG 131, спаренные 7,9-мм пулемёты MG 81Z и одна 20-мм пушка MG/FF.
  • He 111 H-16/R1 — Аналогичен H-16, но с 13-мм пулемётом MG131 в дистанционно управляемой хвостовой установке.
  • He 111 H-16/R2 — Аналогичен H-16, но переделан в буксировщик планеров.
  • He 111 H-16/R3 — Аналогичен H-16, но превращён в корректировщик.
  • He 111 H-18 — Основан на варианте H-16/R3, служил ночным корректировщиком.
  • He 111 H-20 — Оборонительное вооружение как у H-16, но некоторые самолёты оснащены дистанционно управляемой хвостовой установкой.
  • He 111 H-20/R1 — Приспособлен для траспортировки 16 парашютистов, оборудован десантным люком.
  • He 111 H-20/R2 — Транспортный самолёт и буксировщик планеров.
  • He 111 H-20/R3 — Ночной бомбардировщик.
  • He 111 H-20/R4 — Нёс до 20 (двадцати) 50-килограммовых бомб.
  • He 111 H-21 — Основан на варианте H-20/R3, но оснащён двигателями Jumo 213E-1.
  • He 111 H-22 — Переклассифицированные и переоборудованные H-6, H-16 и H-21, приспособленные для запуска ракет «Фау-1» с воздуха.
  • He 111 H-23 — Основан на варианте H-20/R1, но оснащён двигателями Jumo 213A-1.
  • He 111 R — Проект высотного бомбардировщика.
  • He 111 Z-1 — Два самолёта He-111, соединённых друг с другом пятым двигателем — использовался в качестве буксировщика тяжёлого планера — Me 321.
  • He 111 Z-2 — Проект дальнего бомбардировщика, основанный на варианте Z-1.
  • He 111 Z-3 — Проект дальнего разведчика, основанный на варианте Z-1.
He 111, 1943/44
Пассажирский He 111, 1975

Производство He 111

Производство He 111 до 30 сентября 1944:

Вариант EHF NDW HWO ArB ATG JFM Всего
Прототип 4           4
A-0 10           10
A 6           6
B-0 7           7
B 136 283         419
C 12           12
D 30           30
E   80   50 40 40 210
F 45           45
G ~8           ~8
J     120       120
L (Umbau)             (6)
P-1 75 20         95
P-2 451 288         739
P-4 (Umbau)             (156)
H-1     95 21 20   136
H-2     180 182 140   502
H-3     182 196 126   504
H-4             117 ?
H-5             560 ?
H-6     1 745       1 745
H-6tp     30       30
H-11     301       301
H-11 TO     200       200
H-14     50       50
H-16     200       200
H-16/R1     900       900
H-20     770       770
Z     (12)       (12)
Всего 780 671 4 773 449 326 40 7 716

Боевое применение

Восточный фронт

В ночь на 22 июня 1944 года, ровно через три года после начала ВОВ, группировка уже устаревших к тому времени He 111 в составе 180 самолётов из 4-й, 27-й, 53-й и 55-й эскадр люфтваффе нанесла удар по Полтавскому аэроузлу, где приземлялись и заправлялись американские «летающие крепости», делавшие челночные рейсы из Англии и Италии в СССР и обратно.

Было сброшено более ста тонн бомб, на земле уничтожены: 41 бомбардировщик B-17, один истребитель «Лайтнинг» P-38, 2 транспортных С-47 и 15 различных советских самолётов. Потерь немецкие бомбардировщики не имели.[2]

Тактико-технические характеристики

  • Источник данных: «Крылья люфтваффе». Хейнкель He.111.
ТТХ семейства He.111
He.111B-2 He.111E-3 He.111P-4 He.111H-16 He.111Z-1
Технические характеристики
Экипаж 4 5 н/д
Длина, м 17,5 16,4 16,6 16,4
Размах крыла, м 22,6 35,4
Высота, м 4,4 4,0
Площадь крыла, м² 87,7 147,6
Масса пустого, кг 5 845 н/д 6 780 8 690 н/д
Масса нормальная взлётная, кг 8 600 9 600 н/д н/д 25 350
Масса максимальная взлётная, кг 10 000 10 600 13 300 14 000 28 600
Двигатель DB 600CG Jumo 211A-1 DB 601А-1 Jumo 211F-2 Jumo 211F-2
Мощность, л.с. (кВт) 2× 930 (684) 2× 1 010 (743) 2× 1 100 (809) 2× 1 350 (993) 5× 1 350 (993)
Лётные характеристики
Максимальная скорость на высоте, км/ч (м) 300 (0)
370 (4000)
330 (6000)
350 (0)
418 (4000)
363/350 (0)
400/380 (2000)
410/390 (4000)
430/405 (6000)[3]
360/280 (0)
390/305 (2000)
395/320 (5000)[3]
435 (6000)
Крейсерская скорость на высоте, км/ч (м) 275 (0)
340 (4000)
325 (6000)
323 (0)
380 (4000)
310/270 (0)
340/290 (2000)
370/310 (5000)[3]
н/д 390
Практическая дальность с нагрузкой, км (кг) 1 630 (800)
900 (1300)
1 500 (2000) 1 960 2 050 (3000) н/д
Практический потолок, м 7 000 н/д 8 000 8 500 н/д
Время набора высоты, м / мин н/д н/д 1000 / 7
2000 / 14,2
4300 / 31,3
2000 / 8,5
4000 / 23,3
6000 / 42
н/д
Вооружение
Стрелковое 3× 7,9 мм MG-15 6× 7,9 мм MG-15
1× 7,9 мм MG-17
1× 20 мм MG-FF
1× 13 мм MG-131
3-4× 7,9 мм MG-81
1× 20 мм MG-FF
2-3× 13 мм MG-131
6-7× 7,9 мм MG-15
Бомбовое, кг 1 500 2 000 3 000 нет

Примечания

  1. He.111H. Энциклопедия «Уголок неба»
  2. С. Мороз. Падение «Железного орла». Журнал Наука и Техника, № 6-2008
  3. 1 2 3 Без бомб / с бомбами.

Литература

  • Колов С. Классический "Хейнкель". О семействе самолётов He 111 (рус.) // 0130-2701.

Ссылки

  • Хейнкель He.111 Крылья люфтваффе; © Перевод Андрея Фирсова, 1993

He 111.

© 2020–2023 lt304888.ru, Россия, Волжский, ул. Больничная 49, +7 (8443) 85-29-01