30-09-2023
IRL IndyCar | |
Категория | |
---|---|
Дебют | |
Пилоты |
27 |
Команды |
17 |
Конструкторы | |
Поставщики моторов | |
чемпион | |
команда | |
Официальный сайт |
indycar.com |
Текущий сезон |
IZOD IndyCar Series — это наиболее статусная серия гонок на машинах с открытыми колёсами в Северной Америке.[1]
Чемпионат был создан в 1994 г. владельцем Индианаполис Мотор Спидвей Тони Джорджем как более дешёвая и полностью американская альтернатива серии CART.
Чемпионат проводится с 1996 года. В первые годы более известен под аббревиатурой IRL (Indy Racing League). В 2008 году серия поглотила серию Champ Car и стала единственной подобной серией в Северной Америке.
Содержание |
Лишь к сезону-2003 были урегулированы все правовые формальности с CART и IRL получила легальное право использовать слово IndyCar в названии своей серии. До этого серия официально именовалась так:
Годы | Название | Примечание |
---|---|---|
1996—1997 | USAC Indy Racing League | |
1998—1999 | Pep Boys Indy Racing League | Привлечение первого титульного спонсора. |
2000—2001 | Indy Racing Northern Light Series | Интернет-поисковик подписал первоначально пятилетний контракт, но, в итоге, прервал выполнение своих обязательств после двух лет.[2] |
2002 | Indy Racing League |
Перед началом сезона-2003 серия официально получила право именоваться как IndyCar Series и, в очередной раз, сменила имя.
В 2006 году IndyCar заключил партнёрское соглашение с Simmons-Abramson Marketing (во главе с Джином Симмонсом из группы Kiss), обещая «активно занимается маркетингом лиги, её соревнований, связями с общественностью, работой со спонсорами, мерчендайзингом и усилением брендов проекта — от самой серии IndyCar до легендарных Indy 500». Симмонс также поучаствовал в создание нового гимна серии — песни «I Am Indy»[3]. Перед сезоном-2008 был подписан спонсорский контракт с теле-/радиовещательной компанией DirecTV[4] и серия официально стала именоваться IndyCar Series in DIRECTV HD. Сотрудничество продлилось год.
5 ноября 2009 был анонсирован спонсорский контракт с новым титульным спонсором — компанией Izod. По неофициальным данным сделка была заключена минимум на 5 лет, за каждый из которых серия получит не менее 10 млн долларов[5].
За время своего существования этапы серии показывались на таких каналах, как ABC, CBS, ESPN, Fox, FSN, ESPN2, ESPN Classic и TNN[6].
С 2009 года серия подписала 10-летний контракт на показ большей части своих этапов с с каналом Versus. ABC продолжит показ Indy 500 до 2012 года, а также ещё четырёх гонок в каждом сезоне на свой выбор. Versus дополнительно покажет предгоночное часовое шоу, обычно совмещаемое с финальными минутами квалификации[7].
В России гонки серии первоначально показывались по каналам семейства Евроспорта. В 2006 году права на показ серии купил канал 7ТВ. Ежегодно, вплоть до закрытия спортивного вещания в сентябре 2009 года, канал показывал 500 миль Индианаполиса, несколько гонок в прямом эфире, а также, до 2009 года, показывались обзоры всех этапов.
В 2010 году права на показ серии купил канал Авто Плюс. Телеканал показывает обзоры всех этапов, а также полную версию Indy 500 (в режиме отложенного показа). Трансляции озвучивают Владимир Башмаков и Сергей Беднарук.
Формально IndyCar является открытым чемпионатом: любой производитель может договориться с руководством серии и стать её поставщиком. Ныне, однако, чемпионат является моносерией — шасси поставляет только компания Dallara, а моторы — компания Honda. С 2012 года возобновится борьба между моторостроителями — в серию возвращается компания Chevrolet.
В первом сезоне серии (1996 год) использовалась техника серии CART (в спецификации 1992—1995 годов), поставляемая компаниями Lola и Reynard. Нынешние требования к шасси берут своё начало в 1997 году. Тони Джордж озвучил тогда новый технический регламент, среди прочего предполагавший менее дорогие шасси и более приближенные к обычным двигатели. Т.о. были запрещены шасси CART и двигатели с турбонаддувом (последние использовались в Indy 500 с конца 1960х).
Перед 2003 годом, под давлением переходящих в серию команд серии CART, регламент относительно шасси был пересмотрен — для начала Лига ввела ограничение для компаний производителей техники — теперь они должны были быть сначала утверждены руководством серии и лишь потом получали право строить шасси и предлагать его командам. Ранее любая компания могла построить шасси и если оно удовлетворяло регламенту серии и находились желающие его использовать, то оно допускалось на старт.
За историю серии IndyCar использовались шасси четырёх компаний:
Производитель | История |
---|---|
Dallara | Компания пришла в серию со своим шасси в 1997 году. Первоначально Dallara проигрывала конкурентам, но позже смогла догнать и перегнать их. В связи с этим росло число команд, выбиравших технику итальянского производителя и, в итоге, после ухода из серии главного конкурента — компании Panoz Auto Development — Dallara стала монополистом в поставке шасси для серии.
Со временем Dallara также стала поставщиком шасси для главной серии поддержки — чемпионата Firestone Indy Lights. Dallara выиграла 8 из 12 Indy 500, в которых принимали участие пилоты на её шасси. |
G Force | Шасси G Force также впервые дебютируют в серии в 1997 году. В первый же год Ари Лёйендейк приносит производителю победу на Indy 500 (в 2000-м году Хуан Пабло Монтойя повторяет этот результат).
В 2002 году компания Élan Motorsport Technologies покупает производителя. Шасси переименовывается в «Panoz G Force» (позже сокращаясь до «Panoz»). В 2003 году компания выпустила модифицированное шасси. Оно выиграло два своих первых Indy 500 и финишировало вторым в третьем соревновании. Вскоре после этого шасси начинает активно терять популярность (так в 2006-м году и без того резко сократившийся пелотон участников на G Force приводит лишь одну машину в Top10 на Indy 500. Вскоре маленькая компания полностью переключилась на производство шасси DP01 для серии Champ Car. Последний визит шасси в Индианаполис состоялся в 2008 году — Фил Гиблер попал в аварию на тренировке. В настоящее время, учитывая возраст техники и небольшие возможности компании, принятие шасси Panoz в качестве одного из официальных шасси серии практически исключено. |
Riley & Scott | Riley & Scott использовалось командами серии в 1997—2000.
Первое их шасси (Mark V) впервые вышло на трассу в конце 1997 года, тем самым серьёзно ограничив список покупателей. Шасси оказалось довольна медленным. Вскоре Riley & Scott была куплена компанией Reynard. В 2000 году проект попытался вернуться в серию с новым шасси Mark VII. Бадди Лазье удалось выиграть на нём уже во второй гонке сезона — в Финиксе. В дальнейшем шасси не вышло на старт в Индианаполисе и вскоре команды отказались от его использования. |
Falcon Cars | Накануне сезона 2003 года Майкл Крейнфусс и Кен Андерсон организовали компанию для производства шасси для серии IndyCar. Проект оказался мертворождённым — на шасси никогда не устанавливался двигатель и его никто так и не купил для участия в гонках. |
Прочее | Упоминавшееся выше шасси Panoz DP01 серии Champ Car участвовало и в гонках серии IndyCar — оснащённое двигателем Cosworth оно боролось на безальтернативной основе за очки на Toyota Grand Prix of Long Beach 2008. Та гонка в таком виде стала возможна из-за процесса объединения IndyCar и Champ Car и неучастия в этапе команд IRL. |
Техника первоначально была уникальной с той точки зрения, что строилась исключительно под особенности овальных гонок — были асимметричны, топливные и охлаждающие системы располагались преимущественно на правой стороне шасси и т. д. С введением в календарь дорожных гонок от этого в какой-то момент отказались и шасси серии во многом напоминают своих собратьев из других чемпионатов на машинах с открытыми колёсами.
С момента своего основания IRL использовала в качестве топлива для заправки автомобилей метаноловое топливо (продолжив традиции «чампкаровских» гонок, использовавших метанол со времён аварии Эдди Сакса и Дэйва МакДональда в Indy 500 1964-го года). Метанол давно стал более безопасной альтернативой бензину. Это топливо легче гасится водой и невидимо при горении.
С введением в 1997-м году в IRL ночных гонок горение метанола впервые удалось увидеть невооружённым взглядом. После этого, в целях безопасности, руководство серии и поставщики изменили состав топлива, договорившись о добавлении в него таких примесей, что горение теперь можно видеть и днём.
В 2005 году компания Ethanol Promotion and Information Council (EPIC) стала спонсором команды IndyCar, за которую выступал Пол Дана. EPIC являлся консорциумом производителей этанола и при помощи своего участия в разработке топлива для серии хотел поднять популярность этанолового топлива в обычной жизни, уничтожив расхожее мнение о том, что использование данного топлива приводлит к повреждению двигателя и уменьшению его производительности.
Дана погиб в 2006-м году, но это уже не повлияло на переход IRL на этаноловое топливо. В 2006 году этаноловая часть составляла 90 % в топливе, а в 2007-м выросла его часть 98 % (прочие 2 % составил бензин). Спирт удовлетворяет требованиям правительства США о непригодности к употреблению человеком и наличию видимого огня при своём сжигании.
Чтобы компенсировать понятную в таком случае потерю в мощности руководству серии пришлось увеличить рабочий объём двигателей до 3,5 литров. Переход на этанол помог снизить расход топлива, а значит появилась возможность уменьшить объём баков. Среди прочих положительных моментов этанола можно назвать отсутствие химических ожогов при соприкосновении с кожей человека, а также меньшее загрязнение для окружающей среды. Запах паров этанола часто сравнивают с запахом паров сладкого яблочного сидра.
В мае 2010 года новым официальным топливным спонсором серии стала компания Sunoco (на период с 2011 по 2014 год). Sunoco вместе с APEX-Brasil и UNICA обеспечит этаноловые потребности серии.[8]
По понятным причинам в первых гонках серии использовалось не только бывшее шасси серии CART, но и бывшие двигатели той серии. Окончательно от них отказались с третьей гонки сезона 1996/97. Восьмицилиндровым V-образным наддувным агрегатам было разрешено типичное давление в 45 дюймов ртутного столба. Двигатель Menard-Buick V6, использовавшийся в 1996 году, был чуть обновлённой версией силового агрегата 1995 года. Для подобных двигателей было разрешено давление в 55 дюймов (в CART для него было ограничение в 45 дюймов для гонки в Индианаполисе).
Ford-Cosworth неохотно оказывал поддержку командам IRL, использовавшим старые спецификации его двигателя, сделав основную ставку на работу с командами CART, где Ford-Cosworth числился официальным поставщиком серии. Двигатель Ilmor Mercedes V8 также был заимствован из серии CART, однако использовался лишь единожды — в 1996 году на Indy 500 командой Galles Racing.
Начиная с 1997 года к двигателям IRL изменились требования — стали использоваться 4-литровые V-образные 8-цилиндровые атмосферные двигатели на метаноловом топливе. Поставщиками выступили: Oldsmobile (под маркой Aurora) и Nissan (под маркой Infiniti). Правила тех лет ограничивали стоимость двигателей суммой в $80 000. Прочие технические характеристики силовых агрегатов тех лет: ограничение по оборотам — 10 500 об/м;[9] мощность — 700 л. с. / 520 кВт.[9]
Следующее изменение в регламенте двигателей вступило в силу в 2000 году. Рабочий объём упал с 4 до 3,5 литров, также было снято требование о том, чтобы поставляемый двигатель базировался на обычном дорожном агрегате[10]. В 2004 году после нескольких аварий (в том числе тех, где погиб Тони Ренна и серьёзно травмировался Кенни Брак), дабы снизить максимальные скорости, рабочий объём был снижен до 3 литров.
В качестве поставщиков двигателей работали две компании — Infiniti и Aurora. Первые были надёжнее, но со временем стали заметно уступать конкуренту по мощности. Это, вполне объяснимо, вызвало отток команд к Aurora. Были попытки исправить ситуацию — в начале 1999 года команда Cheever Racing приложила немалые усилия для улучшения характеристик силового агрегата Infiniti. Вскоре стали приходить некоторые успехи — Эдди Чивер выиграл гонку в Пайкс-Пик в 2000 году. Впрочем особого продолжения успехов не последовало, и после 2002 года марка сосредоточилась на поставке двигателей для младшей серии IRL — Infiniti Pro Series (ныне Firestone Indy Lights).
В 2002 году General Motors решила сменить бренд, рекламируемый в серии. Поставляемые командам двигатели отныне носили имя Chevrolet[11]. Однако приход в серию в эти же сроки Honda и Toyota создал компании серьёзные проблемы. Японская техника оказалась лучше, и на неё относительно быстро перешли многие сильные команды. Chevrolet сделала несколько неудачных попыток догнать конкурентов, после чего в конце 2004 года объявила о закрытии своей программы в серии после сезона-2005, посчитав нецелесообразным поставлять слабоконкурентноспособную технику.
В 2003 году в серию перешла Toyota, покинув конкурентов из CART. Японский автогигант выиграл свою первую же гонку серии, первый же Indy 500 и первый же чемпионат. В дальнейшем успехи пошли на убыль, и в ноябре 2005 года Toyota закрыла свою программу поставки двигателей для серии.
Honda также пришла в IRL из CART в 2003 году. Техника компании со временем была всё более конкурентоспособна, и с 2004 года пилот за рулём машины с её двигателем неизменно становится чемпионом. К 2006 году конкуренты марки, отчаявшись обыграть её, объявили один за другим о закрытии своих программ. Honda стала единственным поставщиком для серии. Разработчиком и производителем двигателей является компания Ilmor, часть которой принадлежит Роджеру Пенске.
Одним из плюсов нынешней ситуации с двигателями является то, что моторостроитель может сконцентрироваться не на том, чтобы заставить ехать автомобиль быстрее, а на том, чтобы сделать силовой агрегат более отказоустойчивым и более дешёвым. Нынешние двигатели могут выдерживать без поломок до 1931 км дистанции[12]. Двигатели берутся командами в аренду на весь сезон. Стоимость годичного контракта на одну машину составляет $935 000. Honda предоставляет специальную техническую группу для обслуживания моторов на всех этапах и тестовых сессиях IndyCar[13].
Нынешние двигатели имеют ограничения по оборотам в 10 300 об/мин и имеют мощность порядка 650 л. с. Существующая версия мотора содержит два распределительных вала и по четыре клапана на каждый из цилиндров. Коленчатый вал изготовлен из сплава стали; поршни выкованы из алюминиевого сплава; шатуны сделаны из легированной стали. Электронная система управления двигателя поставляется компанией Motorola. Система смазки двигателя обеспечивается маслосборником сухого типа, охлаждаемой одним водяным насосом.
Источник: Оф.сайт серии
14 июля 2010 организаторы серии объявили о продлении контракта с компанией Dallara на поставку шасси. Итальянский производитель выбран в конкурсе в борьбе с другими тремя компаниями. Dallara обязалась обеспечить команды следующей модификацией своего шассии начиная с 2012 года[15][16]. Dallara будет обеспечивать только ходовую часть машины. Сами команды будут вольны выбирать аэродинамический пакет (боковые обтекатели, кожух двигателя, передние/задние антикрылья). Допустимо его создание любимым производителем (в том числе и самой командой). Впрочем серия наложила некоторые ограничения на него: собранная машина должна пройти специальный тест на безопасность использования, сам комплект должен быть доступным для любой команды серии и иметь максимальную стоимость не более $70 000 долларов. Кроме того название шасси будет выбираться с учётом создателя аэродинамического комплекта, а не с учётом создателя ходовой части (так если команда Penske возьмётся создавать аэродинамику для своей машины, то шасси будет именоваться «Penske IndyCar», а не «Penske Dallara»). Командам разрешено использовать не более двух комплектов аэродинамики по ходу сезона.
Сделка с Dallara также включает в себя обязательство итальянцев создать производственные мощности в городе Спидвей (Индиана), где и должны производиться искомые шасси (часть сделки включает в себя налоговые льготы от государства и местного самоуправления). Dallara также обязалась снизить стоимость шасси до $345 000 долларов за каждой (цена упадёт на 45 % по сравнению с нынешней). Руководство региона также смогло выторговать бонус для команд, базирующихся в Индиане — первые 28 шасси для них (суммарно) будут стоить всего $195 000 долларов. Новое шасси будет весить 1380 фунтов, что на 185 фунтов меньше, чем нынешнее. Дизайн новых шасси будет выполнен таким образом, что возможность контакта рабочей поверхностью шин между двумя машинами будет сведена к минимуму.
Приблизительная версия машины следующего поколения была показана в специальном пресс-релизе на сайте серии[17]:
Серия также анонсирует новый формат двигателя — желающие должны будут создать турбированный двигатель с рабочим объёмом до 2,4 л, с 6 цилиндрами, потенциально могущий развивать мощность в 550—750 л.с. Также предполагается использование различных гибридных систем, KERS (похожую на аналогичную в Формуле-1), а также некоторые усовершенствования для систем двигателя. Система «push-to-pass» позволит в 2012 году получать краткосрочную прибавку в мощности двигателя до 100 л.с. (нынешняя система даёт прибавку только в 20).
Шинники из Firestone продолжат поставлять покрышки для команд.
После слияния CART/Champ Car и Indy Racing League в 2008 году, IRL приобрела права на всю интеллектуальную собственность и исторические достижения.
Виртуальные чемпионаты в России по IndyCar Series проводятся на симуляторе rFactor на сайтах:
1996-1997, 1999, 2001-2002
1998
2000
2003-2007, 2009
2008
С 2010 года
Izod IndyCar Series | ||
---|---|---|
Сезоны | 1996 • 1996-97 • 1998 • 1999 • 2000 • 2001 • 2002 • 2003 • 2004 • 2005 • 2006 • 2007 • 2008 • 2009 • 2010 • 2011 • 2012 • 2013 | |
Indy 500 | 1996 • 1997 • 1998 • 1999 • 2000 • 2001 • 2002 • 2003 • 2004 • 2005 • 2006 • 2007 • 2008 • 2009 • 2010 • 2011 • 2012 • 2013 | |
Чемпионы серии | 1996 Скотт Шарп • 1996 Базз Калкинс • 1996-1997 Тони Стюарт • 1998 Кенни Брак • 1999 Грег Рей • 2000 Бадди Лазье • 2001-2002 Сэм Хорниш-мл. • 2003 Скотт Диксон • 2004 Тони Канаан • 2005 Дэн Уэлдон • 2006 Сэм Хорниш-мл. • 2007 Дарио Франкитти • 2008 Скотт Диксон • 2009-2011 Дарио Франкитти • 2012 Райан Хантер-Рей | |
Трассы | Список трасс | |
См. также | Indy Lights • Star Mazda Championship • U.S. F2000 National Championship | |
История гонок Indy • Победители гонок • Победители чемпионатов • Гонки • Гонщики • Команды |
Indy Racing League.