15-10-2023
Аварийная посадка рейса ЯМ 516 | |
Общие сведения | |
---|---|
Дата | |
Характер |
Аварийная посадка |
Причина |
Полная потеря бортового электропитания в полёте |
Место |
аэродром Ижма, Республика Коми |
Координаты |
|
Погибшие |
0 |
Раненые |
0 |
Воздушное судно | |
|
|
Модель | |
Авиакомпания | |
Пункт вылета |
аэропорт Полярный, г. Удачный (Якутия) |
Пункт назначения | |
Рейс |
ЯМ 516 |
Бортовой номер |
RA-85684 |
Пассажиры |
72 |
Экипаж |
9 |
Выживших |
81 (все) |
Аварийная посадка в Ижме 7 сентября 2010 года — авиационное происшествие с самолётом Ту-154М с бортовым номером RA-85684.
Регулярный внутренний пассажирский рейс ЯМ 516 авиакомпании «Алроса Мирный» из аэропорта Полярный города Удачный в Москву (аэропорт Домодедово) выполнялся указанным самолётом 7 сентября 2010 года[1]. Через 3,5 часа после взлёта на самолёте произошла полная потеря электропитания, которая привела к отключению бортовых навигационных систем. Электропривод топливных насосов был также отключён, что означало невозможность достижения аэропорта назначения или пригодного запасного аэродрома. Экипаж произвёл вынужденную посадку самолёта визуально в бывшем аэропорту Ижма (Республика Коми) на непригодную для самолётов этого типа взлётно-посадочную полосу (ВПП) без светосигнального оборудования и приводных радиостанций. После посадки самолёт выкатился при пробеге за пределы давно выведенной из эксплуатации ВПП. Никто из девяти членов экипажа и 72 пассажиров не пострадал.
Вначале сообщалось о намерении авиакомпании-владельца списать серьёзно повреждённый самолёт[1][2][3][4], однако впоследствии самолёт был перегнан сначала в Ухту, а потом в Самару, где был отремонтирован и 16 июня 2011 года возвращён владельцу для использования на регулярных авиалиниях[5].
Содержание |
Самолёт следовал по воздушной трассе через Усинск[6] на эшелоне 10 600 м (FL 348), когда произошёл отказ трёх бортовых генераторов из четырёх. Вследствие этого пропало электрическое питание (напряжение в бортовой сети самолёта), перестало работать навигационное и радиосвязное оборудование, а также электрические топливные насосы[1], оставив самолёт только с оперативным запасом топлива 3300 кг[6], достаточным для 30 минут полёта[7]. Пилоты снизили самолёт до высоты 3000 м, чтобы попытаться запустить вспомогательную силовую установку (ВСУ), приводящую в действие четвёртый (резервный) генератор[8]. Отключение электропривода насосов не позволяло осуществить перекачку топлива из топливных баков крыла в расходный бак в фюзеляже. Первое сообщение о проблемах с электропитанием на борту поступило в 6:57 по московскому времени (2:57 UTC); когда самолёт снизился до 3000 м, радиосвязь с ним была потеряна[9]. Информацию о местонахождении самолёта передавал аварийный буй системы КОСПАС-САРСАТ[10]. Примерно в 7:47 по местному времени (3:47 UTC) органы МЧС в Ижме были проинформированы, что самолёт может совершить вынужденную посадку в местном аэропорту. Аэропорт Ижма — бывший аэропорт местных воздушных линий, который сейчас используется только как вертолётная площадка[1], его взлётно-посадочная полоса длиной 1325 м для взлётов и посадок Ту-154 непригодна[1][9]. Аэродром был закрыт для приёма самолётов в 2003 году[7].
Пилоты, по их признанию, обнаружили аэродром Ижма случайно[11]. Снизившись и пробив облачность, они вели самолёт на высоте 3000 метров над рекой Ижмой и визуально искали подходящую площадку на берегах или участок реки без изгибов, где можно было бы осуществить относительно безопасное приземление или приводнение. Обнаружение бетонной ВПП было неожиданной удачей. Большая часть навигационного оборудования самолёта не работала, поэтому пилотам пришлось контролировать положение самолёта по визуальным ориентирам, использовать подручные средства. В частности, при снижении, во время прохождения облачности в качестве авиагоризонта пилоты использовали стакан с водой[12].
Пассажиры перед посадкой были переведены в переднюю часть самолёта. Отказ электрооборудования привёл также к невозможности управления закрылками и предкрылками[6], в связи с этим посадочная скорость (350—380 км/ч) была значительно выше нормы (270 км/ч). Два захода на посадку были прерваны с уходом на второй круг[1], это дало возможность пилотам оценить состояние полосы (отсутствие препятствий на ней и т. п.). С третьего захода[9] в 7:55 по местному времени (03:55 UTC)[1] была совершена успешная аварийная посадка. Cамолёт выкатился на 160 м за торец взлётно-посадочной полосы в кустарник и мелкий лес[6], в результате чего он был существенно повреждён. Все девять членов экипажа и 72 пассажира, в том числе беременная женщина, были эвакуированы с использованием аварийных надувных трапов самолёта. О пострадавших не сообщалось[1].
Погода во время посадки была пасмурной, высота нижней границы облачности 400 м, видимость 22 км, температура +2 °C, точка росы +1 °C, влажность 85 %, ветер западно-северо-западный, 2 м/с [1]. Успешная посадка аварийного самолёта в этих условиях со сниженной управляемостью на короткую полосу была расценена российскими авиационными экспертами как чудо[6]. Одним из факторов удачной посадки явилось многолетнее поддержание ВПП в удовлетворительном состоянии начальником вертолётной площадки Сергеем Сотниковым, который добросовестно следил, чтобы на полосе не было мусора и не рос кустарник.[13] В феврале 2012 года Сергей Сотников награждён медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени [14]
В подобной ситуации 2 июля 1986 года при посадке неисправного самолёта Ту-134А на лес в Коми АССР, в районе населённого пункта Копса Сысольского района (75 км от Сыктывкара), при высоте нижней границы облачности 200 м и видимости 6 км, самолёт разрушился и полностью сгорел, погибло 54 из 92 человек, находившихся на борту.[15]
Самолёт пилотировал экипаж в составе:
В состав экипажа входили также пять бортпроводников:
Пассажиры и экипаж были временно размещены в спортивном комплексе ввиду нехватки гостиничных номеров в Ижме[17]. Позднее они были вывезены вертолётом Ми-8 в аэропорт города Ухты[18], откуда резервным бортом Ту-154 доставлены в Москву. Двое пассажиров решили продолжить свою поездку по железной дороге[1]. Пассажиры рейса 516 призвали наградить экипаж за его профессиональные действия, предотвратившие гибель людей[6]. Экипаж остался в Ухте для оказания помощи властям в расследовании инцидента[19].
Самолёт был сильно повреждён и первоначально было объявлено о его списании[1]. Приводился аргумент, что даже в случае успешного ремонта на месте самолёту для взлёта будет необходима взлётно-посадочная полоса длиной 2500 м[7], в то время как ВПП в Ижме имеет длину лишь 1325 м[9]. Затем компания-владелец решила восстановить самолёт[2], его отбуксировали на взлётно-посадочную полосу, где начали готовить к вылету[3]. В частности, замене на месте подлежали два двигателя, в которые при посадке попали ветки деревьев[13]. Для взлёта с короткой полосы и полёта до места основного ремонта лайнера было решено привлечь лётчиков-испытателей[4][13].
24 марта 2011 года самолёт вылетел из Ижмы в Ухту. Длина разбега максимально облегчённого самолёта с запасом топлива 11 тонн составила 800 метров. Из-за невозможности проверить стойки шасси на месте после ремонта полёт осуществлялся с выпущенными стойками шасси.[20] По словам лётчика-испытателя Рубена Есаяна, пилотировавшего борт, полёт планировался на высоте 3600 метров на приборной скорости 425 км/ч. Самолёт взлетел без происшествий, сделал прощальный круг над Ижмой и взял курс на Ухту[21]. В тот же день после дозаправки самолёт был перегнан из Ухты в Самару, для проведения ремонта на Самарском авиационном заводе «Авиако́р».[22][23].
К 16 июня 2011 года ремонт закончился и самолёт был передан владельцу для использования на регулярных авиалиниях.[5]
Бортовые параметрические и речевые самописцы («чёрные ящики») самолёта доставлены в Москву 9 сентября[24].
Комиссия Росавиации, расследующая происшествие, огласила причину происшествия — ей стал так называемый тепловой разгон аккумулятора, что привело к короткому замыканию всей электросети самолёта[25]. Бортинженер не смог предотвратить короткое замыкание из-за отсутствия на данном воздушном судне сигнализации об аварийном состоянии аккумуляторов[26].
Внешние видеофайлы | |
---|---|
Видеозапись церемонии вручения государственных наград экипажу Ту-154. Московская область, Горки. 16 ноября 2010 года. |
8 октября 2010 года Президент Российской Федерации Дмитрий Медведев присвоил Новосёлову Евгению Геннадиевичу и Ламанову Андрею Александровичу звание Героев России. Остальные члены экипажа (бортпроводники, бортинженер и штурман) награждены Орденами Мужества[27][28][29].
На основе истории Сергея Сотникова, сохранившего аэродром в Ижме, написана повесть Романа Сенчина «Полоса», вышедшая в 2012 году[30].
В фильме «Елки 2» (2011 г.) показан эпизод с посадкой самолета в тайгу на давно заброшенную полосу.
← 2009 · Авиационные катастрофы и инциденты в 2010 году · 2011→ | |
---|---|
|
Аварийная посадка Ту-154 в Ижме 7 сентября 2010 года.