20-09-2023
Эшелонирование — создание интервалов по высоте и расстоянию между находящимися в полёте воздушными судами с целью предотвращения опасного сближения и возможных аварийных ситуаций.
Контроль за эшелонированием осуществляет диспетчер в соответствии с действующими в стране нормативными документами, а при полетах по правилам визуальных полетов также и пилот воздушного судна. Существуют и другие меры, призванные не допустить опасного сближения воздушных судов, например, система TCAS.
Выделяют вертикальное эшелонирование, продольное эшелонирование и боковое эшелонирование (см. ниже).
Вертикальным эшелонированием называют рассредоточение воздушных судов по высоте. Для создания интервалов вертикального эшелонирования введено понятие эшелон. Это условная высота, рассчитанная при стандартном давлении и отстоящая от других высот на величину установленных интервалов. Высота эшелона может сильно отличаться от его реальной высоты, однако у всех воздушных судов, на высотомере которых установлено стандартное давление, в одной и той же точке высотомер будет показывать одинаковую высоту.
Значение стандартного давления (QNE) — 760 мм рт. ст. (1013,2 гектопаскаля, 29,921 дюйма рт. ст.) — одинаково во всем мире, а вот схема вертикального эшелонирования может отличаться в разных странах. При пересечении границ воздушных пространств, в которых действуют разные схемы, пилоты меняют эшелон по указанию диспетчера (все варианты пересечения границы, требующие смены эшелона, регламентированы сборниками аэронавигационной информации).
В большинстве стран мира эшелоны рассчитываются в футах и обозначаются аббревиатурой FL (англ. Flight Level), за которым следует высота эшелона в сотнях футов. Обозначение единиц опускается. Например, FL240 — эшелон 24000 футов.
В России, некоторых странах СНГ и Китае эшелоны метровые и обозначаются числом — высотой эшелона — с указанием единиц, например, эшелон 10100 м.
Вертикальное эшелонирование обычно осуществляется по полукруговой системе. Это означает, что в схеме направления полетов от эшелона к эшелону чередуются. Например, в России эшелон 3300 м назначается воздушным судам, двигающимся с запада на восток (курсом от 0° до 179°). Следующий эшелон 3600 м назначается при полете с востока на запад (курсом от 180° до 359°). Следующий 3900 м — снова на восток и т. д. Полукруговая схема применяется почти во всех странах мира, но может иметь свои особенности.
Например, в России, отсчет угла осуществляется по истинному (географическому) путевому углу, а во многих других странах — по магнитному. Из-за особенностей географического положения страны, иногда углы могут отсчитываться не от 0° и 180°. Так, в Чили есть сдвиг на 30°, а во Франции, Новой Зеландии, Вьетнаме — на 90°.
В некоторых случаях применяется схема квадрантного эшелонирования, которая была основной для ИКАО до 1963 года. Она действует во многих странах, таких как Индия, Бангладеш, Камбоджа, Лаос, Япония, также в Великобритании при визуальных полетах и полетах по приборам в неконтролируемом воздушном пространстве на эшелоне ниже FL245. Первый эшелон расположен в I квадранте (0°-89°, магнитный путевой угол), второй — во II квадранте (90°-179°), третий — в III квадранте (180°-269°), четвертый — в IV квадранте (270°-359°), пятый — в I квадранте и так далее.
При взлете и посадке самолета установлено атмосферное давление аэродрома (QFE) (в России) или давление, приведенное к уровню моря (QNH). Таким образом, на высотомере отображается реальная высота или высота относительно уровня моря. Она нужна экипажу для выдерживания схем захода на посадку и схем выхода.
Вскоре после взлета экипаж устанавливает стандартное давление (QNE) — 760 мм рт. ст. Высота, при пересечении которой устанавливается стандартное давление, называется высотой перехода. Она публикуется в схемах аэродрома[1]. При снижении, новое значение давления на альтиметре устанавливается при пересечении эшелона перехода. Эшелон перехода может изменяться для каждого аэродрома в зависимости от атмосферного давления, эта величина обычно доступна в автоинформации АТИС.
Расчет безопасных эшелона и высоты перехода осуществляется таким образом, что между ними (в истинном выражении) остается достаточный запас высоты даже после выставления нового значения давления на альтиметре. Это обеспечивает «зазор» между эшелоном перехода и высотой перехода, что исключает ситуацию, когда воздушные суда, летящие на высоте эшелона и высоте относительно земли (или уровня моря) могут пересечься по реальной высоте. Этот диапазон высот называется переходным слоем.
Горизонтальный полет в переходном слое запрещен. В этом диапазоне возможно только снижение или набор высоты.
Полет не всегда проходит на эшелоне. Когда нет необходимости набирать высоту нижнего эшелона, полеты производятся по минимальному атмосферному давлению на маршруте, приведенному к уровню моря. При этом действуют и особые правила вертикального эшелонирования. Например, в России, полеты со скоростями не более 300 км/ч эшелонируются через 150 м, со скоростями более 300 км/ч — через 300 м.
При выполнении полетов в зоне ожидания вертикальное эшелонирование производится по действующей схеме, но без учета курса полета воздушного судна[2].
эшелон, сотни футов | направление | эшелон, сотни футов |
---|---|---|
510 | ← | |
→ | 490 | |
470 | ← | |
→ | 450 | |
430 | ← | |
→ | 410 | |
390 | ← | |
→ | 370 | |
350 | ← | |
→ | 330 | |
310 | ← | |
→ | 290 | |
280 | ← | |
→ | 270 | |
260 | ← | |
→ | 250 | |
240 | ← | |
→ | 230 | |
220 | ← | |
→ | 210 | |
200 | ← | |
→ | 190 | |
180 | ← | |
→ | 170 | |
160 | ← | |
→ | 150 | |
140 | ← | |
→ | 130 | |
120 | ← | |
→ | 110 | |
100 | ← | |
→ | 90 | |
80 | ← | |
→ | 70 | |
60 | ← | |
→ | 50 | |
40 | ← | |
→ | 30 | |
20 | ← | |
→ | 10 | |
← | 180°-359° | |
0°-179° | → |
Правила ИКАО являются основными для всего мира, хотя отдельные страны могут вводить серьезные изменения. Они основаны на полкруговой схеме. Схема эшелованирования для ППП (правила полета по приборам) приведена в таблице[1].
эшелон, сотни футов | направление | эшелон, сотни футов |
---|---|---|
510 | ← | |
→ | 490 | |
470 | ← | |
→ | 450 | |
430 | ← | |
→ | 410 | |
400 | ← | |
→ | 390 | |
380 | ← | |
→ | 370 | |
360 | ← | |
→ | 350 | |
340 | ← | |
→ | 330 | |
320 | ← | |
→ | 310 | |
300 | ← | |
→ | 290 | |
280 | ← | |
→ | 270 | |
260 | ← | |
→ | 250 | |
240 | ← | |
→ | 230 | |
220 | ← | |
→ | 210 | |
200 | ← | |
→ | 190 | |
180 | ← | |
→ | 170 | |
160 | ← | |
→ | 150 | |
140 | ← | |
→ | 130 | |
120 | ← | |
→ | 110 | |
100 | ← | |
→ | 90 | |
80 | ← | |
→ | 70 | |
60 | ← | |
→ | 50 | |
40 | ← | |
→ | 30 | |
20 | ← | |
→ | 10 | |
← | 180°-359° | |
0°-179° | → |
Сокращенные минимумы вертикального эшелонирования (англ. Reduced vertical separation minima (RVSM)) — система мер, призванная повысить пропускную способность воздушного пространства за счет снижения установленных интервалов между эшелонами. Уже введенная во многих странах, в том числе в России, она предусматривает интервалы в 1000 футов между эшелонами в верхнем воздушном пространстве (в диапазоне FL290 — FL410). Схема эшелонирования для ППП приведена в таблице[1].
Схема распределения эшелонов при использовании сокращенных минимумов вертикального эшелонирования не однозначна, и КНР, к примеру, ввела метрическую систему RVSM (см. ниже).
Применение сокращенных минимумов вертикального эшелонирования требует не только принятия соответствующих нормативных актов, но и техническую готовность воздушного судна и экипажа соблюдать эти нормы. Большое количество не сертифицированных воздушных судов, в частности, в России, препятствует быстрому принятию правил RVSM. Если воздушное судно не сертифицировано на работу в системе сокращенных минимумов, оно не может быть допущено на диапазон высот, где действует RVSM, и вынуждено занимать подходящие эшелоны ниже или выше.
С историей внедрения RVSM в воздушном пространстве разных стран можно познакомиться на сайте Федерального воздушного агентства США.
С 17 ноября 2011 года на территории России введено[3] эшелонирование на основе номерных эшелонов, наименование которых соответствует высоте в сотнях футов, хотя в документации их продолжают выражать в метрах. Схема эшелонирования, таким образом, повторяет схему эшелонирования RVSM (см. выше). Изменения однако не затронули исчисления высот ниже нижнего эшелона, там высота по-прежнему выражается в метрах.
эшелон, м | направление | эшелон, м |
---|---|---|
15100 | ← | |
→ | 14100 | |
13100 | ← | |
→ | 12100 | |
11600 | ← | |
→ | 11100 | |
10600 | ← | |
→ | 10100 | |
9600 | ← | |
→ | 9100 | |
8600 | ← | |
→ | 8100 | |
7800 | ← | |
→ | 7500 | |
7200 | ← | |
→ | 6900 | |
6600 | ← | |
→ | 6300 | |
6000 | ← | |
→ | 5700 | |
5400 | ← | |
→ | 5100 | |
4800 | ← | |
→ | 4500 | |
4200 | ← | |
→ | 3900 | |
3600 | ← | |
→ | 3300 | |
3000 | ← | |
→ | 2700 | |
2400 | ← | |
→ | 2100 | |
1800 | ← | |
→ | 1500 | |
1200 | ← | |
→ | 900 | |
← | 180°-359° | |
0°-179° | → |
До 17 ноября 2011 в России применялась метрическая система эшелонирования, унаследованная от СССР. Важной особенностью является отсчет курса по истинному (географическому) путевому углу.
Эшелонирование осуществляется по полукруговой схеме следующим образом [4][1].
Интервал вертикального эшелонирования устанавливается в 300 м от эшелона 900 до эшелона 8100; интервал 500 м — от эшелона 8100 до эшелона 12100; интервал 1000 м — от эшелона 12100. Таким образом (см. таблицу):
Для облегчения обеспечения производства полетов в воздушном пространстве, где воздушные суда находились под управлением российских диспетчеров лишь краткое время, было введено особое эшелонирование, отвечающее стандартам ИКАО.
Так, в зоне ответственности Калининградского центра УВД действовало эшелонирование по стандартам ИКАО, при этом применялись нормы RVSM[1][5]. При этом в зоне взлета и посадки аэропорта Калининграда до высоты перехода при взлете и после эшелона перехода при снижении использовались метрические высоты[1].
В зоне ответственности Ростовского центра УВД над открытыми водами нормы эшелонирования ИКАО применялось в диапазоне эшелонов от FL210 до FL430, причем в диапазоне от FL290 до FL410 применяются правила RVSM[1][6][7].
Правила эшелонирования в Великобритании совпадают со стандартами ИКАО, когда речь идет о контролируемом воздушном пространстве[8].
На территории Великобритании введены правила RVSM.
В неконтролируемом воздушном пространстве до эшелона FL245 действует квадрантная система. При направлении магнитного путевого угла (МПУ) 0°-89°выбирается эшелон нечетной тысячи, например, FL130. При МПУ 90°-179° — эшелон нечетной тысячи плюс 500 футов (FL135), при МПУ 180°-269° — эшелон четной тысячи (FL140), при МПУ 270°-359° — эшелон четной тысячи плюс 500 футов, например FL145, и т. д.
Из-за географических особенностей в Новой Зеландии применяется полукруговая схема со сдвигом на 90° [9]. Характерно выделение отдельных эшелонов для визуальных и инструментальных полетов.
При полетах по правилам визуальных полетов (ПВП) ниже высоты 13000 футов (по QNH): при МПУ 270°-89° занимается высота нечетной тысячи футов плюс 500 футов. При МПУ 90°-269° занимается высота четной тысячи футов плюс 500 футов. На эшелоне выше FL150: при МПУ 270°-89° занимается эшелон нечетной тысячи футов плюс 500 футов (включая FL155), при МПУ 90°-269° занимается эшелон четной тысячи футов плюс 500 футов.
При полетах по правилам полетов по приборам (ППП) ниже высоты 13000 футов: при МПУ 270°-89° занимается высота нечетной тысячи футов. При МПУ 90°-269° занимается высота четной тысячи футов. На эшелоне выше FL150: при МПУ 270°-89° занимается эшелон нечетной тысячи футов (включая FL150), при МПУ 90°-269° занимается эшелон четной тысячи футов. При полетах выше эшелона FL410 при МПУ 270°-89° занимаются эшелоны с интервалом в 4000 футов, начиная от эшелона FL450. При МПУ 90°-269° занимаются эшелоны с интервалом в 4000 футов, начиная от эшелона FL430.
эшелон, м | направление | эшелон, м |
---|---|---|
→ | 14900 | |
14300 | ← | |
→ | 13700 | |
13100 | ← | |
→ | 12500 | |
12200 | ← | |
→ | 11900 | |
11600 | ← | |
→ | 11300 | |
11000 | ← | |
→ | 10700 | |
10400 | ← | |
→ | 10100 | |
9800 | ← | |
→ | 9500 | |
9200 | ← | |
→ | 8900 | |
8400 | ← | |
→ | 8100 | |
7800 | ← | |
→ | 7500 | |
7200 | ← | |
→ | 6900 | |
6600 | ← | |
→ | 6300 | |
6000 | ← | |
→ | 5700 | |
5400 | ← | |
→ | 5100 | |
4800 | ← | |
→ | 4500 | |
4200 | ← | |
→ | 3900 | |
3600 | ← | |
→ | 3300 | |
3000 | ← | |
→ | 2700 | |
2400 | ← | |
→ | 2100 | |
1800 | ← | |
→ | 1500 | |
1200 | ← | |
→ | 900 | |
600 | ← | |
← | 180°-359° | |
0°-179° | → |
В Китае долгое время была принята система метрического эшелонирования, которая, однако, отличалась от российской. С 2007 года действует система RVSM, также метрическая. [10].
Система полукруговая, отчет осуществляется от 0° и 180° истинного путевого угла. Схема эшелонирования приведена в таблице. На эшелонах с 8900 по 12500 сокращенный минимум эшелонирования составляет 300 метров, выше — 500 метров.
Продольным эшелонированием называют рассредоточение воздушных судов на одной высоте по времени или расстоянию вдоль линии пути.
В России минимальные интервалы продольного эшелонирования при полетах по ППП при наличии радиолокационного диспетчерского обслуживания составляют[1]:
В отдельных случаях при затруднении радиолокационного контроля на некоторых участках воздушных трасс могут вводиться увеличенные интервалы продольного эшелонирования. Так, при отсутствии радиолокационного контроля устанавливается интервал в 10 минут для воздушных судов, выполняющих набор высоты или снижение с пересечение эшелона, занятого встречным или попутным воздушным судном. Также не менее 10 минут для воздушных судов, следующих на одном эшелоне в одном направлении или по пересекающимся траекториям, а также в районе аэродрома. При выполнении маневров захода на посадку без радиолокационного контроля устанавливается интервал в 3 минуты[1].
Для объяснения принципов продольного эшелонирования в документах ИКАО вводятся понятия одна и та же линия пути; линии пути идущие в противоположных направлениях и пересекающиеся линии пути[11].
Одна и та же линия пути. Менее 45°или более 315°
Линии пути, идущие в противоположных направлениях. 135°-225°
Пересекающиеся линии пути. 45°-135° и 225°-315°
На международных воздушных трассах используется два вида продольного эшелонирования: по времени и по расстоянию.
На одном маршруте и эшелоне:
На пересекающихся курсах:
4. При наборе высоты и на снижении — 10 миль во всех случаях.
Боковым эшелонированием называют рассредоточение воздушных судов на одной высоте по расстоянию или угловому смещению между их линиями пути.
В России при полетах по ППП при пересечении эшелона, занятого другим воздушным судном, боковое эшелонирование должно составлять не менее 10 км в момент пересечения. При этом, если направления полеты встречные, а средства автоматизированного управления или вторичной радиолокации отсутствуют, дополнительно должен соблюдаться продольный интервал не менее 30 км.
В районе аэропорта боковое эшелонирование составляет 10 км, а при использовании автоматизированных систем или средств вторичной радиолокации — 5 км.
При полетах по ПВП минимальные интервалы бокового эшелонирования составляют:
При встречном движении воздушных судов с набором высоты или со снижением каждое воздушное судно должно придерживаться правой стороны трассы с таким расчетом, чтобы находиться немного правее оси трассы. Принцип эшелонирования — идти по маршруту чуть-чуть правее — официальный принцип. Насколько правее — не оговорено.
Значительная часть полетов над Северной Атлантикой происходит по специальным ежедневно обновляемым маршрутам. Вертикальное эшелонирование производится по требованиям RVSM[12].
Минимальное продольное эшелонирование в общем случае составляет:
Боковое эшелонирование осуществляется в градусах широты или расстоянием:
На тихоокеанских трассах боковое эшелонирование составляет не менее 100 морских миль;
В России эшелонирование в зоне ответственности океанических секторов районных центров Мурманск и Магадан регламентируется циркуляром АIC 0309[13]. Вертикальное эшелонирование осуществляется по общим правилам, продольное должно составлять не менее 10 минут (или не менее 15 минут при пересечении занятого встречного эшелона в зоне ответственности РЦ Мурманск).
Это заготовка статьи об авиации. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её. |
Эшелонирование (авиация).