03-09-2023
Акат (аката, акатий) - парусно-гребной 2- или 3-мачтовый корабль крейсерского назначения, имевший на борту до 20 пушек. В конце XVIII века в составе русского Черноморского флота были Акаты длиной около 29 м, шириной около 8 м, осадкой около 3,3 м.
Крутая корма акатия плавно загибалась вовнутрь, а нос был снабжен тараном. Судно имело не менее двух мачт, которые несли один главный парус и один вспомогательный (косой).
Длина – 29 м, ширина – 7,96 м, глубина (высота от трюма до палубы) – 3,37 м. Артиллерийское вооружение – «…на носу передовых гаубиц 3-пудовых две, боковых полукартаульных единорогов 10, на юте и боке 8-фунтовых единорогов 6». Для абордажных действий на акате находились сто мушкетеров, шесть офицеров, восемь унтер-офицеров и барабанщиков.
Воссоздать внешний вид и конструкцию акатов удалось по сохранившимся документам. Чертежи «удостоверены» подписью корабельного мастера Александра Катасонова.
Заложили акаты осенью 1790 года. Потемкин как главнокомандующий флотом назначил строителем акатов корабельного подмастерья капитана А. П. Соколова. В другом документе князь Потемкин предписывал поручить строить суда греческому мастеру, причем не на обычных стапелях, а на «столбах». Можно предположить, что акаты строил безымянный грек, а Соколов осуществлял общее руководство и надзор. Спустили на воду два корабля подобного ранга ориентировочно в 1791 году.
Херсонские акаты вошли в состав Черноморской эскадры Федора Ушакова, участвовали в его Средиземноморской экспедиции, показав себя боеспособными и прочными кораблями. О дальнейшей судьбе акатов известно, что «службу» на флоте они закончили портовыми судами в Севастополе. Последние данные о них датируются 1805 годом. Эти оригинальные по типу и конструкции корабли никогда больше не строились ни в русском, ни других флотах.
Это заготовка статьи о типах судов и кораблей. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её. |
Акат.