15-04-2023
Шлюп (боевой корабль парусный, класс) (англ. sloop) в Британском королевском флоте XVIII − середины XIX в — корабль, не имеющий ранга, с рейтингом «24-пушечный» или ниже, и потому не требующий командира в звании капитан (captain). Определение не было универсально. По традиции, в него не включались устоявшиеся типы малых кораблей, например тендер (англ. tender) или шхуна (англ. schooner).
Содержание |
Отсутствие ранга у шлюпов объясняется тем, что основой флота считались линейные корабли, при вспомогательной роли фрегатов.[1] Все остальные силы рассматривались лишь как второстепенные, и внимания их развитию уделялось мало. Часто (но не всегда) их обозначали общим термином англ. sloop-of-war.
Такая классификация была очень расплывчата, что и отразилось на практике. К шлюпам временами относили как специально построенные корабли, так и мобилизованные суда, захваченные призы и пр., подходившие под определение. Соответственно, в ходу был ряд уточняющих терминов, из которых ни один не был вполне строгим: корабль-шлюп (англ. ship-sloop), бриг-шлюп (англ. brig-sloop, brig-of-war), вооруженный бриг (англ. gun-brig), бомбардирский корабль (англ. bomb), и т. д.
Британские шлюпы эпохи паруса отличались друг от друга размерами, числом мачт, парусным вооружением, артиллерией и численностью команд. Самые большие представляли собой миниатюрные 20-24 пушечные фрегаты с трехмачтовым прямым вооружением, имели батарейную палубу, полубак и шканцы. Самые малые были просто вооруженными ботами с одной мачтой, 1-4 пушками или фальконетами. В отличие от более крупных кораблей, шлюпы могли иметь и весла.[2]
Среди шлюпов в британской службе попадались шнявы (англ. snow), бретонские люггеры (англ. lugger), средиземноморские шебеки (англ. xebec), и даже арабские доу (англ. dhow). Случались даже береговые сооружения, внесенные в списки флота как шлюпы. Большинство же составляли гладкопалубные шлюпы с батареей на верхней палубе, вооруженные трехмачтовым кораблем[3] (во французском флоте их аналогом были корветы), или бригом.[4]
Гладкопалубные[5] | Полубачные[6] | |||
---|---|---|---|---|
Год | В строю | В ремонте
или в резерве |
В строю | В ремонте
или в резерве |
1794 | 0 | 0 | 32 | 1 |
1797 | 10 | 0 | 43 | 2 |
1799 | 23 | 0 | 38 | 0 |
1801 | 22 | 3 | 34 | 0 |
1804 | 37 | 0 | 19 | 2 |
1808 | 27 | 7 | 49 | 3 |
1810 | 19 | 2 | 54 | 2 |
1812 | 12 | 1 | 50 | 1 |
1814 | 9 | 1 | 43 | 1 |
Приведенная динамика численности соответствует изменениям в приоритетах Британского Адмиралтейства. До 1805 года основными задачами были генеральное сражение линейных кораблей (для которых шлюпы, из-за хронической нехватки фрегатов, часто вели разведку) и защита от вторжения через Английский канал (уничтожение десантных средств и их прикрытия). Эти наступательные задачи требовали быстроходных и маневренных кораблей. Соответственно, число быстрых, способных на острые курсы гладкопалубных шлюпов стало расти.
К концу 1805 года линейные флота противников Британии были вытеснены с морей или уничтожены. На первый план все больше выступают «второстепенные» задачи флота: блокада, защита торговли, защита своего побережья, конвои, патрульная и посыльная служба. Для этого лучше подходили сильнее вооруженные, более мореходные, хотя и более медленные, тяжелые и увалистые трехмачтовые шлюпы полубачного типа. Снижение их численности в 1801−1804 гг объясняется приоритетом гладкопалубного типа, а также общим сокращением флота в результате Амьенского мира 1802 г.
По мере роста Британской империи к этим задачам прибавляются исследования, гидрографическая служба, поддержание отдаленных баз. Значение легких сил, особенно шлюпов, еще возрастает. Потребность в них превышает возможности кораблестроения и людские ресурсы. Характерно, что именно развитием шлюпов вызвано введение в Британском флоте звания коммандер (англ. Commander, полностью — англ. Master and Commander), промежуточного между капитаном и лейтенантом. Англо-Американская морская война 1812 года еще более обострила эту тенденцию.[7]
В 1817 г была пересмотрена британская система рейтингов по числу пушек. Определение шлюпа, следовательно, все более размывалось. С конца Наполеоновских войн шлюпы начинают проникать во флота других стран. Одновременно, Британия начинает для тех же целей строить и другие классы, например такой типично французский, как корвет.
За пределами Англии, типичный шлюп — это трёхмачтовый корабль второй половины XVIII — начала XIX веков с прямым парусным вооружением. Водоизмещение до 900 т. вооружение 10−28 пушек. В русском флоте использовался для дозорной и посыльной служб и как транспортное и экспедиционное судно.
Начиная с 1820-х годов появляются парусно-паровые шлюпы. Вооружение их отходит от стандартного для века паруса. Встречаются варианты с пушками старого образца числом 30 и более, или с малым числом нарезных орудий большого калибра.
С переходом на полностью паровой флот класс шлюпов отмирает до начала Первой мировой войны.
Один из долгожителей эпохи паруса. Перестроен в шлюп в 1854 году из фрегата 1797 г постройки. По другим данным, заложен в 1853, назван в честь фрегата 1797 г постройки. [8] Выполнял дипломатические миссии (1854−1858), пресечение работорговли (1859−1861), морскую блокаду южных штатов во время Американской Гражданской войны, другие задачи. С 1894 г. учебный корабль. Состоял в списках флота до 1955 года. Сохранился до настоящего времени (начало XXI в.)
Шлюп (парусный боевой корабль).