26-08-2023
Ан-225 («Мрія») | |
---|---|
Назначение: | грузовой |
Первый полёт: | 21 декабря 1988 года[1] |
Всего построено: | 1 |
Производитель: | → ОКБ им. О. К. Антонова |
Характеристики | |
Экипаж: | 7 чел |
Количество пассажиров: | 88 чел |
Грузоподъёмность: | до 250 т |
Крейсерская скорость: | 800[1] км/ч |
Максимальная скорость: | 850[2] км/ч |
Дальность полёта: | 15 400 км |
Практический потолок: | 11 000 м |
Размеры | |
Длина: | 84 м |
Высота: | 18,1[1] м |
Размах крыла: | 88,4 м |
Площадь крыла: | 905 м² |
Ширина грузовой кабины: | 6,4 м |
Высота грузовой кабины: | 4,4 м |
Длина грузовой кабины: | 43 м |
Шасси: | четырехопорное; основные опоры из семи амортизационных стоек каждая, носовые — пара (слева и справа) |
Масса | |
Макс. взлётная: | 640 т |
Силовая установка | |
Двигатели: | 6 × ДТРД Д-18Т |
Тяга (мощность): | 6 × 229,47 кН |
Расход топлива: | 15921 кг/ч (в крейсерском режиме) кг/час |
Ан-225 «Мрія» (укр. мрія — «мечта», внутреннее обозначение: изделие 402, по кодификации НАТО: Cossack — рус. казак) — транспортный самолёт сверхбольшой грузоподъёмности разработки ОКБ им. О. К. Антонова. Руководитель проекта — Толмачев Виктор Ильич. Самый большой в мире самолет. Уникальный транспортный самолёт был спроектирован и построен на Киевском Механическом Заводе в 1984—1988 годах. Первый полёт был совершён 21 декабря 1988 года. Изначально было заложено 2 машины, в настоящее время один экземпляр находится в лётном состоянии и эксплуатируется украинской компанией Antonov Airlines. Второй экземпляр готов на 70 %[3].
Содержание |
Ан-225 представляет собой шестимоторный турбореактивный высокоплан со стреловидным крылом и двухкилевым оперением. Оборудован шестью авиадвигателями Д-18Т производства ОАО «Мотор Сич» разработки ЗМКБ «Прогресс» им. академика А. Г. Ивченко.
Самолёт создан на основе тяжёлого транспортного самолёта Ан-124. Основные отличия от Ан-124 таковы:
Лётно-технические характеристики
Двигатели
В остальном Ан-225 практически полностью соответствует самолёту Ан-124, что существенно облегчило и удешевило как его создание, так и эксплуатацию.
Причиной постройки Ан-225 была необходимость создания авиационной транспортной системы для проекта многоразового космического корабля «Буран». Основным назначением тяжёлого транспортного самолёта в рамках данного проекта была перевозка различных компонентов ракеты-носителя и космического корабля от места производства и сборки к месту старта. Также существовала важная задача доставки космического челнока на космодром в случае приземления его на запасных аэродромах.
Кроме того, предполагалось использование Ан-225 в качестве первой ступени системы воздушного старта космического корабля, что требовало от самолёта грузоподъёмности не менее 250 тонн.
Так как блоки ракеты-носителя «Энергия» и сам «Буран» имели габариты, превышающие размеры грузового отсека Ан-225, на самолёте предусматривалось крепление наружных грузов. Наличие спутной струи от закреплённого наверху фюзеляжа крупногабаритного груза потребовало заменить хвостовое оперение Ан-124 двухкилевым, чтобы избежать его аэродинамического затенения.
Таким образом, Ан-225 создавался как самолёт, предназначенный для решения узкого круга достаточно уникальных транспортных задач, но использование Ан-124 в качестве основы дало ему определённые качества универсального транспортного самолёта.
Самолёт имеет возможность:
Самолёт обладает вместительной грузовой кабиной, которая позволяет перевозить внутри фюзеляжа различные грузы, например:
Размеры грузовой кабины: длина — 43 м, ширина — 6,4 м, высота — 4,4 м. Грузовая кабина самолёта герметична, что значительно расширяет его транспортные возможности. Над грузовой кабиной — кабина для шести человек сменного экипажа и 88 человек, сопровождающих груз. Все системы управления резервированы четырёхкратно. Бортовой комплекс погрузочного оборудования, а также конструкция переднего грузового люка с рампой обеспечивают быстрое и удобное проведение погрузочно-разгрузочных работ. Самолёт способен перевозить уникальные грузы на фюзеляже, габариты которых не позволяют разместить их на других наземных и воздушных транспортных средствах. Для установки этих грузов на фюзеляже имеется специальная система крепления.
Ан-225 является самым тяжёлым грузоподъёмным самолётом, когда-либо поднимавшимся в воздух. Единственный самолет, превосходящий Ан-225 по размаху крыла, это Hughes H-4 Hercules, который относится к классу летающих лодок и поднимался в воздух всего один раз в 1947 году[4].
Самолёт «Мрія» установил мировой рекорд взлётного веса и грузоподъёмности. 22 марта 1989 года Ан-225 совершил полёт с грузом 156,3 тонны, в котором было одновременно побито 110 мировых авиационных рекордов. Такое достижение — рекорд само по себе. В общей сложности данный самолёт — обладатель около 250 мировых рекордов[5][6].
В августе 2004 года был поставлен рекорд — «Мрія» перевезла 250 тонн спецтехники по заказу компании Zeromax GmbH из Праги в Ташкент с промежуточной посадкой в Самаре.
В августе 2009 года самолёт этой серии был занесён в Книгу рекордов Гиннесса за перевозку самого большого в истории авиации моногруза общим весом в 187,6 тонны. Это был генератор весом в 174 тонны, который транспортировался вместе со специальной рамой из немецкого Франкфурта в Ереван для новой армянской электростанции. Экипажу самолёта вручён сертификат, свидетельствующий о внесении рекорда судна в «Книгу рекордов Гиннесса»[6].
«Мрія» — рекордсмен по весу перевозимого груза: коммерческого — 247 тонн, коммерческого моногруза — 187,6 тонны, и абсолютный рекорд грузоподъёмности — 253,8 тонны[6].
10 июня 2010 года перевезён самый длинномерный груз в истории воздушных транспортировок[7] — две лопасти ветряка длиной 42,1 м каждая.
В настоящее время Ан-225 выполняет коммерческие грузовые перевозки в составе авиатранспортного подразделения АНТК им. О. К. Антонова — авиакомпания «Авиалинии Антонова». Также проводятся проектные работы по использованию самолёта в качестве летающего стартового комплекса для авиационно-космических систем. Один из перспективных проектов — российско-украинская многоцелевая авиационно-космическая система (МАКС).
Самолёт Ан-225 «Мрія» имеет большую степень преемственности и унификации по системам, агрегатам, узлам и деталям планёра, силовой установки и оборудования с сертифицированным самолётом Ан-124-100 («Руслан»).
После распада СССР единственный летающий экземпляр самолёта в 1994 году прекратил полёты, с него были сняты двигатели и другое оборудование для использования в «Русланах». Однако к 2000-м годам потребность в нём стала очевидной, и его восстановили силами украинских предприятий. Также авиалайнер подвергся доработке, чтобы соответствовать стандартам самолётов для гражданской авиации.
23 мая 2001 года были выданы сертификаты типа на Ан-225 «Мрія» Авиационным регистром Межгосударственного авиационного комитета (АР МАК) и Государственным департаментом авиационного транспорта Украины («Укравиатранс»), что позволило начать коммерческое использование самолёта в качестве перевозчика грузов.
Второй экземпляр самолета планируется достроить на заводе «Антонов» при наличии финансирования[8]. Степень готовности составляет около 70 %[3], а именно с советских времён остались центроплан, фюзеляж и крыло[8]. Вторая машина может быть достроена, если появится заказчик[9].
Согласно мнению генерального директора Киевского завода «Авиант» Олега Шевченко, для того, чтобы достроить самолет Ан-225, необходима сумма, приблизительно равная $90 миллионов, вместе с проведением испытаний самолёта сумма составит $120 млн[10].
В 2011 году министр обороны России Анатолий Сердюков в ходе визита на киевский завод заинтересовался возможностью достройки второго транспортника. Однако финансирование достройки и покупки самолета не заложено в госпрограмму вооружений на 2011—2020 годы.[11]
Самолёты ОКБ им. О. К. Антонова | |
---|---|
Многоцелевые | |
Гидросамолёты | |
Пасcажирские и грузо-паcсажирские | |
Специального назначения | |
Транспортные и военно-транспортные |
Ан-8 • Ан-12 • Ан-22 «Антей» • Ан-26 • Ан-32 • Ан-34 • Ан-70 • Ан-72 • Ан-74 • Ан-74ТК-300 • Ан-124 «Руслан» • Ан-225 «Мрия» |
Экспериментальные |
Ан-714 • ВП • Изделие 181 • ЛЕМ-2 • Э-153 |
Проекты | |
Планёры |
А-1 • А-2 • А-7 • А-9 • А-10 • А-11 • А-13 • А-15 • А-40 • БА-1 • БС-3 • БС-4 • БС-5 • Голубь • Город Ленина • ОКА-2 • ОКА-3 • ОКА-5 • ОКА-7 • ОКА-14 • ОКА-23 • ПС-1 • ПС-2 • Рот Фронт-1 • Рот Фронт-2 • Рот Фронт-3 • Рот Фронт-4 • Рот Фронт-5 • Рот Фронт-7 • РЭ-1 • РЭ-2 • РЭ-3 • РЭ-4 • РЭ-5 • РЭ-6 • Стандарт • УС-1 • УС-2 • УС-3 • УС-4 • УС-5 • УС-6 |
Ан-225.