14-04-2023
Ан-72 | |
---|---|
Ан-72 в таллинском аэропорту | |
Тип | транспортный |
Разработчик | ОКБ им. О. К. Антонова |
Производитель | Авиант (опытная партия) |
Первый полёт | 31 августа 1977 |
Статус | эксплуатируется |
Годы производства | 1982-1993 |
Единиц произведено | 121[1] |
Варианты | Ан-74 |
Изображения на Викискладе |
Ан-72 (по кодификации НАТО: Coaler — «Угольщик») — военно-транспортный самолёт. Разработан в ОКБ им. О. К. Антонова для замены самолёта Ан-26. Состоит на вооружении России. За характерное расположение двигателей самолёт прозвали «Чебурашка» . Имеет гражданские модификации.
Содержание |
В ноябре 1983 года лётчиками-испытателями М. Попович и С. Максимовым на Ан-72 были установлены мировые рекорды максимальной высоты полёта — 13410 метров, и высоты горизонтального полёта — 12980 метров для самолётов этого класса. В 1985 году лётчик-испытатель С.Горбик на Ан-72 развил скорость 681,8 км/ч на замкнутом 2000-км маршруте.
Тип | Описание | Единиц построено |
---|---|---|
Модификации семейства самолётов Ан-72[2] | ||
Ан-72 (по заводским документам — 72.10) |
Пассажирский самолёт в варианте «салон». | ~60 |
Ан-72 (по заводским документам — 72.04) |
Транспортный самолёт. | ~35 |
Ан-72-100 | Транспортный самолёт, сертифицированным по международным нормам. | |
Ан-72-100Д | Пассажирский самолёт в варианте «салон», сертифицированный по международным нормам. Переоборудовались серийные машины. | 3 |
Ан-71 | Самолёт дальнего радиолокационного обнаружения. | 3 |
Ан-72Р («изделие 88») | Самолёт радиоэлектронной разведки. Переоборудовались серийные машины | 4 |
Ан-72ПС | Поисково-спасательный самолёт. | 1 |
Ан-72В | Транспортный самолёт. | 1 |
Ан-72П | Патрульный самолёт. | 18 |
Ан-72А «Арктический» | Переделанный опытный Ан-72, в дальнейшем получивший развитие как Ан-74[3]. | 1 |
Ан-74 | Многоцелевой самолёт. Создавался для применения в условиях крайнего Севера, имеются модификации как гражданские, так и военные (патрульные и военно-транспортные). |
Технические характеристики
Лётные характеристики
Вооружение
Дата | Бортовой номер | Место происшествия | Жертвы | Краткое описание |
---|---|---|---|---|
23.10.1994 | 72960 | Воркута | 0/34 | Борт ФПС РФ. Отказ гидросистемы при наборе высоты, при заходе на посадку самолёт выкатился с ВПП[1]. |
10.02.1995 | 72966 | около Гостомеля | н.д. | При сопровождении Ан-70 в испытательном полёте столкнулся с ним в воздухе. Произвёл аварийную посадку в Гостомеле. Списан, кабина и часть фюзеляжа были использованы для тренажёра[2]. |
23.12.1996 | н.д. | Нагурское | 0/24 | Борт ФПС РФ. Разбился при посадке. |
22.12.1997 | ER-ACF | Атлантический океан | 5/5 | Исчез при полёте над океаном. Возможно, был сбит самолётом ВВС Анголы[1]. |
06.10.2000 | TL-ACW | Лузамба | 0/10 | При посадке экипаж забыл выпустить шасси, сели на брюхо и вылетели с ВПП[1]. |
21.04.2002 | ES-NOP | Вамена | 0/4 | Грубая посадка с разрушением носовой стойки шасси и последовавший пожар[1]. |
Самолёты ОКБ им. О. К. Антонова | |
---|---|
Многоцелевые | |
Гидросамолёты | |
Пасcажирские и грузо-паcсажирские | |
Специального назначения | |
Транспортные и военно-транспортные |
Ан-8 • Ан-12 • Ан-22 «Антей» • Ан-26 • Ан-32 • Ан-34 • Ан-70 • Ан-72 • Ан-74 • Ан-74ТК-300 • Ан-124 «Руслан» • Ан-225 «Мрия» |
Экспериментальные |
Ан-714 • ВП • Изделие 181 • ЛЕМ-2 • Э-153 |
Проекты | |
Планёры |
А-1 • А-2 • А-7 • А-9 • А-10 • А-11 • А-13 • А-15 • А-40 • БА-1 • БС-3 • БС-4 • БС-5 • Голубь • Город Ленина • ОКА-2 • ОКА-3 • ОКА-5 • ОКА-7 • ОКА-14 • ОКА-23 • ПС-1 • ПС-2 • Рот Фронт-1 • Рот Фронт-2 • Рот Фронт-3 • Рот Фронт-4 • Рот Фронт-5 • Рот Фронт-7 • РЭ-1 • РЭ-2 • РЭ-3 • РЭ-4 • РЭ-5 • РЭ-6 • Стандарт • УС-1 • УС-2 • УС-3 • УС-4 • УС-5 • УС-6 |
Ан-72.