11-05-2023
Аскле́пий (в древнеримской мифологии Эскулап, др.-греч. Ἀσκληπιός, «вскрывающий») — в древнегреческой мифологии[1] — бог медицины и врачевания. Изначально был рождён смертным, но за высочайшее врачебное искусство получил бессмертие.
Содержание |
Согласно легенде, отцом Асклепия был бог Аполлон, а матерью — в одной из версий нимфа или героиня Коронида[2] , в другой — Арсиноя[3]. Пифия в ответ на запрос аркадянина Аполлофана подтвердила, что Асклепий — сын Корониды, дочери Флегия[4].
Эта женщина, забеременев, влюбилась в смертного Исхия. Ворон донёс об этом Аполлону, и тот, сильно разгневанный, послал свою сестру Артемиду умертвить Корониду. Когда тело женщины сжигали на костре (при этом сожжении ворон, до того носивший белые перья, навсегда почернел от копоти костра), Аполлон (или Гермес[5]) выхватил из огня младенца Асклепия в её чреве и отдал его на воспитание кентавру Хирону[6]. Согласно Сократу Аргосскому и Тарквицию, Асклепий рожден неизвестными родителями, выброшен, найден охотниками, вскормлен молоком собаки и отдан Хирону, который научил его медицине[7]. По некоторым авторам, он родился около Трикки, где течет Лефей[8].
Асклепий попросил наставника обучить его искусству врачевания, но вскоре превзошёл в этом искусстве не только Хирона, но и всех смертных. Он прибыл на Кос и научил местных жителей врачеванию[9].
В браке с Эпионой у Асклепия родились сыновья Телесфор, Подалирий и Махаон (упоминаемые Гомером как великолепные врачи) и дочери, почитаемые как богини, — Гигиея («здоровье»), Панацея (Панакея) («всецелительница») и Иасо («лечение»), а также Аглея, Акесо и Медитрина.
Аргонавт[10]. По версии, был аргонавтом[11] и вернул зрение Финею[12].
Согласно речи Котты[13], было три Асклепия:
Асклепий стал столь великим врачом, что научился воскрешать мёртвых, и люди на Земле перестали умирать. Он совершал воскрешения с помощью крови из правой половины тела Горгоны, которую он получил от Афины[14]. По Ферекиду, в Дельфах он воскресил всех умерших[15]. По Стесихору, воскресил некоторых из павших под Фивами[16], также воскресил Ипполита[17]. Воскресил некоего мёртвого за плату[18].
Бог смерти Танатос, лишившись добычи, пожаловался Зевсу на Асклепия, нарушавшего мировой порядок. Зевс согласился, что, если люди станут бессмертными, они перестанут отличаться от богов. Своей молнией громовержец поразил Асклепия[19] (о чем упоминают Гесиод, Писандр, Ферекид, Паниасид, Андрон и Акусилай[20]), который был убит Зевсом у гипербореев[21]. Аполлон отомстил за смерть сына, перебив киклопов, сковавших перун Зевса.
Но великий врач соизволением мойр вернулся из царства мёртвых[22], и стал богом врачевания.
Асклепия изображают с посохом, увитым змеями. Однажды он шёл, опираясь на посох, и вдруг посох обвила змея. Испугавшись, Асклепий убил змею. Но следом появилась вторая змея, которая несла во рту какую-то траву. Эта трава воскресила убитую. Асклепий нашёл эту траву и с её помощью стал воскрешать мёртвых (тот же миф рассказывали о Полииде, см. также Главк (сын Миноса)). Обвитый змеёй жезл Асклепия используется как медицинский символ.
Он стал созвездием Змееносца[23].
Упоминается в «Илиаде». Ему посвящены XVI гимн Гомера и LXVII орфический гимн. Действующее лицо трагедии Аристарха Тегейского «Асклепий», комедий Антифана и Филетера «Асклепий».
Семейства врачей в Древней Греции производили свой род от Асклепия. В частности, его потомками считались Гиппократ и Аристотель.
По сикионскому рассказу, бог (то есть его изображение) привезен к ним из Эпидавра на паре мулов и был подобен дракону, в храме были священные змеи. Его сыном считали политика Арата[24]. Змея Асклепия прибыла в Рим[25].
Асклепий.