19-07-2023
Бронеавтомобиль БАД-1 на железнодорожном ходу | |
БАД-1 | |
---|---|
Классификация | лёгкий бронеавтомобиль-дрезина |
Компоновочная схема | переднемоторная, заднеприводная |
Экипаж, чел. | 4 |
История | |
Производитель | ТО ЭКО ПП ОГПУ |
Годы разработки | 1931 |
Годы производства | 1931 |
Годы эксплуатации | 1930-е |
Количество выпущенных, шт. | 1 |
Основные операторы | СССР |
Бронирование | |
Тип брони | катаная |
Лоб корпуса, мм/град. | 10 мм |
Борт корпуса, мм/град. | 6 мм |
Днище, мм | 4 мм |
Крыша корпуса, мм | 4 мм |
Лоб башни, мм/град. | 6 мм |
Борт башни, мм/град. | 6 мм |
Вооружение | |
Прицелы | механический прицел |
Пулемёты | 3 × 7,62-мм ДТ |
Другое вооружение | 2 × ДТ (в укладке), устройства для дымопуска |
Подвижность | |
Тип двигателя | карбюраторный четырёхтактный рядный четырёхцилиндровый жидкостного охлаждения «Форд-А» |
Мощность двигателя, л. с. | 40 |
Скорость по шоссе, км/ч | 200 |
Колёсная формула | 4×2 |
Тип подвески | на полуэллиптических листовых рессорах |
Дополнительно | |
Изображения на ВикискладеБАД-1 |
БАД-1 (Боевая автодрезина 1-го типа) — советский опытный лёгкий по массе бронеавтомобиль-дрезина межвоенного периода. Был построен в 1931 году единственном экземпляре.
Содержание |
Бронеавтомобиль был создан конструкторским бюро ТО ЭКО ПП ОГПУ (техническое отделение экономического отдела полномочного представительства ОГПУ) при Ленинградском военном округе. Стимулом к его созданию послужили опыты по установке грузового автомобиля Ford AA на железнодорожный ход в 1931 году. Принимая 15 человек на борт, эта машина развивала максимальную скорость до 80 км/ч, а смена хода занимала всего 20 минут. Конструкторы предложили наладить с помощью подобных грузовиков переброску войск и, как дальнейшее развитие, создать на его основе бронеавтомобиль[1].
Работы по созданию такой бронемашины, получившей название БАД-1 («боевая автодрезина», может также расшифровываться как «бронеавтомобиль-дрезина»), начались осенью того же года. Инженеры установили на модифицированном шасси Ford AA с усиленными передними рессорами корпус, собиравшийся из катаных бронелистов при помощи сварки и стальных уголков. Толщина брони в лобовой части и заслонок смотровых щитков составляла 10 мм, корпуса и башни – 6 мм, крыши и бронекоробки ходовой части – 4 мм, что было типичным для любого танка того времени. Размещение вооружения напоминало бронеавтомобиль «Мгебров-Уайт» 1915 года создания: на крыше боевого отделения (в средней части корпуса) размещалась цилиндрическая башня с пулеметом ДТ в шаровой установке, ещё одна башня идентичной конструкции была установлена на корме (над задней дверцей корпуса) рядом с двумя баллонами по 15 литров с жидкостью для дымопуска, а третий пулемет был установлен в лобовом листе корпуса (справа от места водителя). Также в укладке между сидениями водителя и переднего пулеметчика на специальных стойках размещались ещё два запасных пулемета ДТ. Экипаж БАД-1 состоял из 4 человек (три пулеметчика и водитель). Переход с обычного на железнодорожный ход осуществлялся при помощи домкрата и стальных бандажей и занимал 10 минут. Для растаскивания завалов на корме машины крепились стальные крюки[1].
Сборка БАД-1 прошла за 36 дней, и в октябре-ноябре 1931 года бронемашина успешно прошла испытания в районе Ленинграда. По подвижности она уступала БА-27, но это было неудивительно: бронеавтомобиль-дрезина применялся только для внутреннего использования. В декабре машина была принята на вооружение пограничной охраны постоянного представительства ОГПУ в ЛВО. В начале 1930-х годов БАД-1 можно было видеть на военных парадах, где он шел в одном строю с другими бронеавтомобилями. Дальнейшая судьба БАД-1 остается неизвестной[1].
БАД-1.