06-06-2023
«Батум» с 8 апреля 1895 — № 251 |
|
---|---|
Служба: | Россия |
Класс и тип судна | Миноносец |
Порт приписки | Севастополь |
Организация | Черноморский флот Российской империи |
Изготовитель | Завод Э. Ярроу, Глазго |
Спущен на воду | 31 мая 1880 года |
Введен в эксплуатацию | 17 июля 1880 года |
Выведен из состава флота | 5 января 1908 года |
Статус | Исключен из списков флота |
Основные характеристики | |
Водоизмещение | 48,4 т |
Длина | 30,6 м |
Осадка | 0,8/1,9 м (носом/кормой) |
Бронирование | Нет |
Двигатели | 1 паровая машина, 1 локомотивный котёл |
Мощность | 500 л. с. (367,7 кВт) |
Скорость хода | 22,16 узла (41 км/ч) на испытаниях |
Экипаж | 3/18 чел. |
Вооружение | |
Артиллерия | 37-мм орудие Гочкисса |
Минно-торпедное вооружение | 2 торпедных аппарата калибра 254 мм |
«Бату́м» — миноносец Черноморского флота.
Содержание |
Заказан с учетом результатов испытаний первого мореходного миноносца «Взрыв» в 1880 году. В память о первой успешной торпедной атаке русских катеров назван «Батум». Разработчиком детального проекта стал известный английский кораблестроитель Эдвард Рид.
В заказе русского Морского Ведомства значилась скорость 22 узла, а компоновка «Батума» почти в точности повторяла компоновку серийных миноносок фирмы «Ярроу». Корпус делился водонепроницаемыми переборками на восемь отсеков; толщина стальной обшивки не превышала 3,5 мм. Миноносец был снабжен парусным вооружением.
Условия контракта не были выполнены, более того, Э.Ярроу попытался ввести в заблуждение русскую приемочную комиссию, намеренно облегчив миноносец. «Батум» был выведен на ходовые испытания с водоизмещением 33 тонн, вместо 48 проектных, а угля было погружено 1,5 тонн вместо 9 положенных[1]. В результате, на приёмных испытаниях миноносец развил 22,16 узла, а после прихода в Россию он едва набирал 15 узлов.
Тем не менее, мореходные качества корабля оказались превосходными и он смог своим ходом перейти из Глазго в Николаев, вызвав этим удивление у специалистов.
И. Ф. Лихачёв так оценивал значение этого перехода миноносца:
Прежде чем «Батум» успел дойти до места своего назначения, внимательные морские нации уже спешили заводиться такими же судами.[2]
В походе начали проявляться недостатки конструкции: упала скорость, недостаточно тщательно был склепан и корпус — за день в кормовом отделении набиралось до 20—30 вёдер воды, а в Фиуме, куда миноносец зашёл по пути, даже пришлось увеличивать высоту труб, которые заливало при волнении. В Фиуме на миноносец также было установлено вооружение (два неподвижных носовых торпедных аппарата).
Минное вооружение состоит из 2-х выбрасывающих труб для 19-ти футовых мин Уайтхеда. Воздухохранитель состоит из двух цилиндров, в 3 1/2 куб. фута каждый. Мины находятся в выбрасывающих трубах, но в случае необходимости «Батум» может носить еще две запасные мины на верхней палубе в желобах.[3]
«Батум» послужил хорошей «рекламой» фирмы Ярроу, которой было заказано сразу несколько десятков подобных «Батуму» миноносцев. Газеты того времени писали:
Не приходится сомневаться, что замечательные показатели этого корабля явились побудительной причиной для нашего правительства, как и для многих других, приступить наконец к систематической постройке миноносцев.[4]
21 сентября 1880 года миноносец под командованием знаменитого лейтенанта Зацаренного прибыл в Николаев.
Зимой 1882-1883 годов топки локомотивного котла «Батума» приспособили под отопление мазутом. Это был первый опыт такого переоборудования в русском военном флоте. Отопление мазутом показало несомненные преимущества перед углем: повысилась дальность плавания и исчез демаскирующий вид из труб. Однако, выводы сделаны не были и миноносец вновь был переведен на угольное отопление. В 1884 году на «Батуме» переделали носовую оконечность для того, чтобы корабль не зарывался носом.
С 8 апреля 1895 года «Батум» был переименован и стал носить номер 251.
К 1901 году скорость корабля упала до 12,5 узлов. Содержание небоеспособного судна становилось непрактичным, поэтому 5 января 1908 года миноносец № 251 был исключен из списков военного флота и передан Севастопольскому порту. В начале 1910-х годов корабль был продан на слом.
«Батум», несмотря на неудачную конструкцию, оказался прорывом в области кораблестроения. И. Ф. Лихачёв называл этот корабль «первой в мире мореходной миноноской», а в Европе выражение «миноноска типа „Батум“» применяли как синоним нового класса. Конструкция «Батума» стала классической на целое десятилетие, только в Англии в 1880—1882 годах был построен 31 корабль этого типа. Такие суда строились также для Италии, Франции, Германии и Японии. Российским продолжением типа стал «Улучшенный „Батум“», в котором были учтены некоторые недостатки предыдущего корабля.
Миноносцы России по типам | ||
---|---|---|
Миноносцы (1877—1903) | ||
Миноносцы, переклассифицированные в эсминцы (1900—1907) |
||
Минные крейсера, переклассифицированные в эсминцы (1904—1906) |
||
«Новики» (1914—1925 гг.) |
«Новик» • «Дерзкий» • «Счастливый» • «Орфей» • «Лейтенант Ильин» • «Гавриил» • «Изяслав» • «Гогланд» • «Фидониси» |
|
Эскадренные миноносцы СССР (1925—1957 гг.) |
||
Эскадренные миноносцы СССР и России после 1957 г. |
||
Большие противолодочные корабли |
проект 57-А • проект 61 • проект 1134 • проект 1134-А • проект 1134-Б • проект 1135 • проект 1155 • проект 1151.1 • |
|
Нереализованные проекты | ||
См. также: {{Лидеры эсминцев ВМФ СССР}} • {{Минные крейсеры Российского Императорского флота}} |
Батум (миноносец).