04-07-2023
(O) (Я)
«ВДНХ»
|
|
Московский метрополитен | |
Дата открытия: | |
---|---|
Прежние названия: |
ВСХВ (до 1959 года) |
Проекты переименования: |
Выставочная (1991) |
Район: | |
Округ: | |
Тип: | |
Глубина заложения, м: |
53,5 |
Количество платформ: |
1 |
Тип платформы: |
островная |
Форма платформы: |
прямая |
Длина платформы, м.: |
162 |
Ширина платформы, м.: |
10 |
Архитекторы: |
И. Г. Таранов, Н. А. Быкова, И. Г. Гохарь-Хармандарян, Ю. А. Черепанов |
Инженеры-конструкторы: |
М. В. Головинова, Л. B. Сачкова |
Станцию возвело: |
СМУ-7 (рук. Г. Либерзон, А. Щербина, В. Ерофеев), СМУ-6 (рук. В. Ломоносов), СМУ-8 (рук. Н. Сорокин) Мосметростроя |
Выход к улицам: |
улице Космонавтов, проспекту Мира, Останкинскому проезду |
Переходы на станции: | |
Наземный транспорт: |
А 33, 56, 76, 85, 93, 136, 154, 172, 195, 239, 244, 286, 803, 834, 903, Ш1; Тб 9, 13, 14, 15, 36, 37, 48, 73, 76; Тм 11, 17, 25; М: 56м, 76м, 144м. |
Время открытия: |
5:25 |
Время закрытия: |
1:00 |
Код станции: |
090, ВС |
«ВДНХ» на Викискладе |
«ВДНХ» («Выставка достижений народного хозяйства») — станция Московского метрополитена. Расположена на Калужско-Рижской линии, между станциями «Ботанический сад» и «Алексеевская». Станция открыта 1 мая 1958 года в составе участка «Проспект Мира» — «ВСХВ» (сейчас ВДНХ). Пересадка на станцию «Выставочный центр» Московской монорельсовой транспортной системы.
Станция была открыта 1 мая 1958 года, и получила своё название по находящейся рядом Всесоюзной Сельскохозяйственной Выставке (ВСХВ). Однако в том же месяце 28 мая 1958 года Совет Министров СССР принял Постановление об объединении сельскохозяйственной, промышленной и строительной (на Фрунзенской набережной) выставок в выставку достижений народного хозяйства СССР (ВДНХ СССР). В результате 16 июня 1959 года ВДНХ СССР была открыта для посетителей и расположилась на месте бывшей ВСХВ. После смены названия выставки пришлось переименовать и станцию, что и было сделано 12 декабря 1959 года.
Несмотря на то, что с 1992 по 2014 год ВДНХ называлась «Всероссийский выставочный центр» (ВВЦ), станция сохраняла своё название.
Существовали проекты переименования станции в «Выставочную» (1991 год) или в «Ростокино» (1992 год), однако они так и остались проектами. В 2008 году ряд Интернет-источников распространил информацию о возможном переименовании станции в «Космическую» — по расположенным рядом топографическим объектам космической тематики[1]. Однако эти сведения подтверждения не получили.
Имеется два вестибюля (наземный (старый) и подземный). Выход из северного вестибюля выполнен в форме ротонды и был открыт в 1958 году. Неподалёку от него расположена станция «Выставочный центр» Московской монорельсовой транспортной системы.
Южный вестибюль был открыт 25 августа 1997 года, из него можно попасть в подземный переход под проспектом Мира.
Оба вестибюля соединены со станцией эскалаторами. 29 июня 2013 года начата замена эскалаторов в северном вестибюле[2]. Открыт после реконструкции 1 июня 2014 года[3].
«ВДНХ» — пилонная трёхсводчатая станция (всего 18 пилонов); диаметр центрального зала — 9,5 метров; является одной из самых глубоких станций московского метро (глубина — 53,5 метров). Сооружена по проекту архитекторов И. Г. Таранова, Н. А. Быковой, Ю. А. Черепанова, И. Г. Гохарая-Хармандаряна.
Из декора на станции — только круглые литые решётки на вентиляционных отверстиях и затейливые подвесные шестирожковые люстры с хрустальными светильниками.
Пилоны станции снизу отделаны белым с серыми прожилками мрамором, а их скошенные грани покрашены зелёной краской. На каждом пилоне круглая декоративная металлическая вставка. Вдоль пилонов расположены мраморные скамейки.
Первоначально предполагалось, что пилоны будут обрамлять арки с орнаментом зёленой с золотом флорентийской мозаики. Эту работу поручили художнику В. А. Фаворскому, который создал орнаменты на тему переплетённых дубовых листьев и лент. Однако, когда часть одного пилона уже была выполнена в натуре, художественное оформление (из экономии средств) запретили. В результате мозаика на этом пилоне была заштукатурена и закрашена масляной зелёной краской. Также зелёной краской были раскрашены распалубки и на остальных пилонах.
Стены станционного зала облицованы белым мрамором. Стены подъездных путей сверху отделаны яично-жёлтым кафелем, а снизу — чёрным кафелем. Пол выложен красным и серым гранитом.
Арка северного выхода (первый вагон из центра) украшена лепным орнаментом из дубовых листьев. Украшением южного вестибюля является гжельское панно «Ярмарка в Замоскворечье» (художники М. В. Подгорная, А. В. Царегородцев, 1997 год) и массивные квадратные колонны, которые отделаны гжельской майоликой.
Согласно последним исследованиям пассажиропотоков, проводившимся в 2002 году, станция является одной из наиболее загруженных в московском метро (число пассажиров по входу за сутки — 136 900 человек). С тех пор он, вероятно, только увеличивался. Такая большая загрузка станции связана с расположенными около станции автовокзалом пригородных и городских автобусов и выставочным центром.
За станцией расположены оборотные тупики, используемые для оборота поездов, следующих в сторону станции «Медведково», а также для ночного отстоя составов.
Время работы станции: с 5:25 до 1:00.
Таблица времени проезда первого поезда через станцию | |||
---|---|---|---|
Понедельник — пятница (чч:мм:сс) |
Суббота — воскресенье (чч:мм:сс) |
||
В сторону станции «Медведково» |
нечётные | 5:56:05 | 5:58:35 |
чётные | 5:57:10 | ||
В сторону станции «Новоясеневская» |
нечётные | 5:38:45 | 5:38:45 |
чётные | 5:36:15 |
Станция была родным местом Артёма, главного героя романа Дмитрия Глуховского «Метро 2033» и созданной игры FPS Survival в постапокалиптическом времени Метро 2033[4].
…жители ВДНХ с гордостью считали свою станцию одним из последних оплотов культуры, северным форпостом цивилизации на Калужско-Рижской линии. Читали книги и Артём, и Женька.
ВДНХ (станция метро).