23-05-2023
Канун | |
Канон | |
Классификация | |
---|---|
Родственные инструменты | |
Музыканты |
Асья Тагиева, Тарана Алиева, Jalaleddin Takesh, George’а Abdo, Mimi Spencer, Eddie Kochak, Janet Naylor, Цовинар Ованнисян, Асмик Лейлоян, Карине Ованнисян |
Производители |
Альберт Варданян |
Канун на Викискладе |
Кану́н[* 1] (восходит к греч. κανών, азерб. qanun, арм. Քանոն, араб. قانون), или Канон[* 2] — щипковый струнный музыкальный инструмент с трапециевидным корпусом. Инструмент встречается в странах Ближнего и Среднего Востока[1][2], Азербайджане[3][4], Армении[1][2][5][6], на Балканах[7].
Щипковые многострунные инструменты под названием «канон» существуют с глубокой древности. Инструмент встречается в арабском мире и Турции, его разновидности можно найти на Балканах и в Армении[7]. Различают арабский канун (персидский ганун), армянский канон[8]. Канон известен армянам ещё с раннего средневековья[9]. Музыкант XVII века, автор книги «Рисалейи-мусиги» Дервиш Али полагал, что канун был изобретён древними греками[3].
На территории современного Азербайджана канун также был широко известен в средние века[11]. В начале XX века на кануне умел играть азербайджанский композитор Мешади Джамиль Амиров[12]. Инструмент в Азербайджане долгое время был забыт[3] и к середине XX века являлся редким явлением[11]. В это же время в Армении, инструмент был весьма распространенным явлением[1].
22 апреля 1939 года американский этнолог Сидни Куоэл (англ.)русск. во время полевых исследований в армянской общине калифорнийского города Фресно, для Архива народной культуры Библиотеки Конгресса, задокументировала армянскую и армяно-турецкую музыку исполняемую Бедросом Арутюняном на кеманче и каноне[13].
В 1951 году, в Берлине, композитор и канонист Хачатур Аветисян получил 1-ю премию на Международном конкурсе музыкантов-исполнителей 3-го Всемирного фестиваля молодёжи и студентов. Спустя три года он же написал «концерт для канона и малого симфонического оркестра»[14].
Впервые канун был включён в Государственный оркестр народных инструментов при Комитете телевизионных и радиопередач Азербайджанской ССР в канун подготовки к декаде азербайджанской литературы и искусства, проводившегося в 1959 году в Москве[3] (соло на кануне исполняла Асья Тагиева[4]). В этом же году мугамы «Баяты-Шираз» и «Чахаргях», исполненные Асьей Тагиевой на кануне, были записаны на грампластинку[15]. А в 1966 году в Бакинском музыкальном училище имени Асафа Зейналлы открылся класс кануна[3]. Во Дворце пионеров и школьников в Баку Гюлара Тагиева организовала любительский девичий ансамбль канунисток. Позже канунистка Тарана Алиева организовала из выпускников Азербайджанской государственной консерватории ансамбль «Инджи» из семи исполнительниц. Этот ансамбль исполнял не только мугам и произведения азербайджанских композиторов, но также произведения зарубежных композиторов[4]. С 1984 года класс кануна функционирует в Бакинской музыкальной академии им. Узеира Гаджибекова[15]. В 2005 году в Нахичеванском музыкальном колледже преподавателем колледжа Ихтияром Сеидовым был создан ансамбль народных инструментов, включавший и канун[16].
Народный артист Азербайджана композитор Гаджи Ханмамедов (англ.)русск. использовал канун в качестве сольного инструмента в своём произведении ««Танец мечты»[3]. Сулейман Алескеров написал поэму для кануна и оркестра народных музыкальных инструментов, танцевальную мелодию «Шалахо». Дадаш Дадашевым создана пьеса для кануна и фортепиано, «Поэма», «Радость Чинары» в жанре скерцо, концерт для кануна и симфонического оркестра. Октаю Зульфугарову (азерб.)русск. принадлежат «Баллада», «Поэма», концертные пьесы, а Ильхаму Абдуллаеву — две пьесы для кануна и фортепиано[4]. В 1964 году Закиром Багировым было написана рапсодия[4] для кануна, которое в сопровождении двух арф было исполнено Асьей Тагиевой в Москве[15].
В 1978 году, армянский канон впервые попал в программу всесоюзного этнографического показа проводимого в СССР[17]. В 2010 году профессор Ереванской консерватории им. Комитаса Асмик Лейлоян, считающаяся новатором классической школы армянского канона, была приглашена на седьмой международный музыкальный фестиваль в Абу-Даби, где играя на каноне выступила вместе с армянским камерным ансамблем «Камертон». В столице Арабских Эмиратов она исполнила классические произведения Хачатряна, Спендиарова, а также композиции Комитаса, Саят-Новы и армянские народные произведения[18]. Спустя год она участвовала фестивале «Шёлковый путь». Асмик Лейлоян написала книгу «Концертная программа для канона (переработки и переложения)», кроме этого, с целью сделать инструмент хроматическим, она пытается его усовершенствовать[19]. В конце 2012 года Асмик Лейлоян приняла участие в музыкальном фестивале в Бахрейне, где она изданием «Gulf Daily News» была названа королевой кануна[20][21].
В 2012 году в Вене, на конкурсе Евровидение для молодых музыкантов, армянский музыкант Нарек Казазян, играя на народном инструменте — каноне, занял третье место[22].
В марте 2013 года на симпозиуме в рамках международного фестиваля «Мир Мугама» в Баку, заслуженная артистка Азербайджана, канунистка Тарана Алиева выступила с докладом на тему «Инструмент канун в искусстве азербайджанского мугама»[23].
Преподавание игры на каноне ведется в Армении ведется в Ереванской консерватории ми. Комитаса на факультете народных инструментов. Руководит курсом игры на каноне, канонист профессор Алвард Мирзоян[24]. В Азербайджане в настоящее время игра на кануне преподаётся в Бакинской музыкальной академии и в Музыкальном колледже[4].
Канун в Азербайджане представляет собой плоский деревянный ящик прямоугольной трапециевидной формы. Нижняя и боковые его стороны изготавливаются из берёзы, ореха, абрикоса и других твёрдых пород дерева. Общая длина кануна — 800-900 мм, ширина 380-400 мм, толщина 40-50 мм[28]. Азербайджанский канун отличается от турецкого и арабского размером, в том числе октавой, состоящей из 17 ступеней[4].
Верхняя часть кануна состоит из деревянного покрытия толщиной примерно 4 мм, изготовленного из сосны, остальная же часть покрывается рыбьей кожей. На деревянной части верха имеются 3 резонаторных отверстия. На кожаной части верха, разделённой на 4 равные части, располагается деревянная подставка во всю ширину инструмента. Струны, будучи одним концом прикреплены к специальным отверстиям на корпусе инструмента, проходят над этой подставкой и другим своим концом закрепляются к полкам. У полков под струнами располагаются "линги" (железные рычаги), при помощи которых струны, поднимаясь и опускаясь, изменяют высоту звука на тон и полутон. На канун навязываются 24 ряда тройных струн при общем их числе 72. На ранних стадиях струны изготавливали из шёлка и кишок особым способом. В настоящее время для кануна используются струны из капрона[28].
Турецкий канун имеет 26 струн. Размеры турецкого кануна обычно от 95 до 100 см (37-39 ") длиной, 38 до 40 см (15-16") шириной и 4 до 6 см (1.5-2.3 "). Звук извлекается плектром.
Армянский канон имеет 24-26 тройных струны
Азербайджанский искусствовед, доцент кафедры «Народные музыкальные инструменты» Бакинской музыкальной академии Меджнун Керимов описывает манеру игры на кануне следующим образом: канун ставится на колени (длинной стороной к себе) и при игре на нём на указательные пальцы обеих рук надеваются железные напёрстки, под которые подкладываются эбонитовые плектры. Инструмент настраивается при помощи железного ключа, внутренняя часть которого имеет четырёхугольную форму. Диатонический звукоряд инструмента охватывает диапазон в 3,5 октавы от «соль» большой октавы до «си бемоль» второй октавы[28].
Канун используется в составе оркестров и ансамблей народных музыкальных инструментов в качестве аккомпанирующего и солирующего инструмента[28]. В Азербайджанском оркестре народных инструментов кануны задействованы как отдельная группа (не менее 4 инструментов) в качестве солирующего и аккомпанирующего инструмента[4]. В музыкальной практике Азербайджана на кануне также исполняется мугам[29] (преимущественно мугамы «Баяты-Шираз» и «Чахаргях»)[3][4]. Это один из таких инструментов, на котором мугам воспроизводится точно[29].
Игра на кануне получила отражение в творчестве многих восточных поэтов, в частности у классика персидской поэзии Низами Гянджеви, а также у Физули. Так в поэме «Хафт джам» (азерб. Yeddi cam, или həft-Cam[3]) канун был описан Физули следующим образом[28]:
Однажды ночью шёл меджлис, весельем развлекая, Да тем, что грусть-тоска была забыта, далека, Оригинальный текст (азерб.)
Bir gün gecə məclisimiz vardı ki, ondan «Хафт джам» Физули
|
На кануне играла жившая и творившая в XII веке в Гяндже персидская поэтесса Мехсети Гянджеви[28].
Азербайджанский композитор Узеир Гаджибеков, в своих трудах отмечал что, «если сегодня для каждого музыканта важно уметь играть на фортепиано, то восточные музыканты прошлого, будучи исполнителями на тех или иных инструментах, считали обязательным для себя также владеть игрой на гануне»[28].
The Azerbaijani kanun was different from the Turkish and Arabic one for its scale, including with an octave of 17 steps.
Под названием «канон» имеются инструменты, существующие с глубокой древности как разновидности псалтериума — арабский канун (персидский ганун), армянский канон (все это щипковые многострунные инструменты), также — части этих инструментов
К струнным музыкальным инструментам относится и канун (ганун). В наше время этот инструмент в Азербайджане — редкое явление, но он был широко известен в средние века.
Причем некоторые инструменты, например каракалпакские гыржак и дутар, армянский канон, вошли в программу всесоюзного этнографического показа впервые; другие вообще зазвучали на сцене в первый раз
A Qanun Night will take place on October 1, featuring Hasmik Leyloyan, who is today’s Queen of Qanun and is considered the innovator of the classical school of Armenian Qanun. Her unique style incorporates the history of Qanun by brilliantly blending folk with classical complex composition
В современной музыкальной практике Азербайджана мугам исполняется на любом инструменте, исключая, разумеется, лишь ударные. Однако в первую очередь мугамными инструментами считаются все же тар и кеманча, затем — уд, ганун, балабан (городской). На перечисленных здесь инструментах мугам воспроизводится точно.
Азербайджанские музыкальные инструменты | ||
---|---|---|
Ударные | Лаггуту • Нагара • Голтуг нагара • Джура нагара • Беюк нагара • Гоша нагара • Даф • Дарбука | |
Духовые | Ней • Зурна • Балабан • Тулум • Тутек | |
Струнные | Гопуз • Чогур • Чаган • Барбет • Ширванский танбур • Ченг • Руд • Сантур • Саз • Тар • Кеманча • Ганун |
Армянские музыкальные инструменты | |
---|---|
Ударные | Дхол • Давул • Дарбука • Тмбук • Дапп • Цннга |
Духовые | Зурна • Дудук • Ней • Шви • Сулич • Кавал • Сринг • Авагпог • Шепор • Пог • Ехджерапог • Галарапог • Паку • Паркапзук |
Струнные | Кынар • Канон • Чогур • Чагане • Барбет • Бамбир • Ченг • Сантур • Ганун • Тавих • Каман • Джутак • Вин • Пандир • Джнар • Тар • Саз |
Шумовые | Кшоц |
Ганун.