Lt304888.ru

Туристические услуги

Дастгах

10-05-2023

Перейти к: навигация, поиск

Дестгя́х, дастгях, дастгах (перс. دستگاه‎, dastgāh) — основная форма (жанр) традиционной музыки исторической Персии и современного Ирана, типологически родственная азербайджанскому мугаму, арабскому макаму и другим региональным феноменам макамо-мугамной традиции (называемой иногда словом макамат). Этимологию слова «дестгях» возводят к позиции (gāh) руки (dast) на грифе струнного инструмента.

Содержание

Общая характеристика

Обозначение формы (жанра) дестгяха традиционно даётся по ладу, которым начинается и заканчивается (ладопеременная) музыкальная композиция. Таким образом, слово дестгях относят и к модальному ладу (который современные теоретики музыки обычно представляют в виде таблички-звукоряда) и к целостной композиции на основе данного лада. Основные дестгяхи (формы):

  • сегях (перс. سه‌گاه‎, segāh; букв. «третья позиция»)
  • чааргях, чахаргях (перс. چهارگاه‎, čahārgāh; «четвёртая позиция»)
  • раст-панджгях (перс. راست‌ پنج‌گاه‎, rāst-panjgāh; раст «пятой позиции»)
  • шур (перс. شور‎, šur)
    • баяты-тюрк (перс. بیات ترک‎, bayāt-e tork; ссылка на тюркский этнос Баяты)
    • абу-ата (перс. ابو عطا‎, abu ʿaṭā)
    • дашти (перс. دشتی‎, dašti)
    • афшари (перс. افشاری‎, afšāri)
  • махур (перс. ماهور‎, māhur)
  • хомаюн (перс. همایون‎, homāyun)
    • баяты-исфахан (перс. بيات اصفهان‎, bayāt-e esfahān; по названию города и исторической области Исфахан)
  • нава (перс. نوا‎, navā)

По наиболее распространённой классификации дестгяхи баяты-тюрк, абу-ата, дашти и афшари трактуются как подклассы (т.наз. ава́зы, ед.ч. ава́з, перс. آواز‎, āvāz) дестгяха шур, а дестгях баяты-исфахан — как аваз дестгяха хомаюн.

В ходе развёртывания (sayr) каждого из дестгяхов наряду с обычными для монодико-модальных ладов категориями (аналогичными западноевропейским финалису, реперкуссе, амбитусу, метаболе и т. д.) исключительно важную роль играет категория мелодической модели — от характерной формульной фразы вплоть до характерной формульной мелодии, в оригинальной терминологии гуше́ (перс. گوشه‎, guša). По некоторым подсчётам, основных моделей-гуше 365, которые для профессионального исполнителя выполняют функцию «словаря» в ходе развёртывания (варьирования, орнаментирования, импровизации) дестгяха, то есть непосредственно в момент исполнения. Такой словарь мелодических моделей, систематически привязанных к отдельным дестгяхам, в Иране традиционно называют словом радиф (или редиф, перс. ردیف‎, radif, букв. «значимый порядок»)[1].

Примечания

  1. Другое значение слова редиф в современном Иране — правило связывания различных моделей-гуше, регулирующее форму и ладовую структуру дестгяха как целостной композиции.

Нотные транскрипции

  • Répertoire-modèle de la musique Iranienne: radif de tar et de setar de Mirza Abdollah, edd. Jean During, Pirouz Sayar etc. Teheran, 1991.

Литература

  • Ella Zonis. Classical Persian music: an introduction. Cambridge (Massachusets): Harvard University Press, 1973.
  • Owen Wright. The modal system of Arab and Persian music, AD 1250—1300. Oxford, New York: Oxford University Press, 1978.
  • Jean During. La musique iranienne, tradition et évolution. Paris, 1984.
  • Bruno Nettl. The radif of Persian music. Studies of structures and cultural context. Champaign (Illinois), 1987 (сб. статей под ред. Б.Неттля).
  • Hormoz Farhat. The dastgāh concept in Persian music. Cambridge, New York: Cambridge University Press, 1990.

Дастгах.

© 2020–2023 lt304888.ru, Россия, Волжский, ул. Больничная 49, +7 (8443) 85-29-01