13-09-2023
Закария Дзагеци Զաքարիա Ձագեցի |
||
|
||
---|---|---|
854/55 — 876/77 гг. | ||
Церковь: | Армянская Апостольская Церковь | |
Предшественник: | Ованес IV Оваеци | |
Преемник: | Геворг II Гарнеци | |
Рождение: | неизвестно с. Дзаг, обл. Котайк |
|
Смерть: | 876/77 Двин |
Закария I Дзагеци (арм. Զաքարիա Ա Ձագեցի) — армянский церковно-государственный деятель IX века, Католикос всех армян в 854/55—876/77 годах[1][2].
Родился в селе Дзаг области Котайк в начала IX века. О ранней стадии жизни ничего не известно. В 854/55 году в течение одного дня был рукоположён в диакона, в иерея, в епископа и стал католикосом. Способствовал восстановлению армянской государственности, сыграл заметную роль в укреплении позиций Ашота Багратуни[3] и улучшении отношений между арабскими правителями Армении и местной знатью. Активно занимался восстановлением церковного общения между Арменией и Византией, состоял в переписке с Константинопольским патриархом Фотием (эти письма не дошли до наших дней[4], но об их содержании частично известно из сочинений армянских историков X—XIII веков[5]). В 862 году созвал Ширакаванский собор, на котором предложение Фотия принять решения Халкидонского собора было категорически отвергнуто[1][6][7][8]. В 875 году созвал ещё один собор, в котором приняли участие как епископы, так и нахарары. На этом соборе было принято решение о провозглашении независимости Армении, что вызвало очередной кризис в отношениях с Арабским халифатом, однако попытки мусульман подавить армянское сопротивление закончились провалом и вскоре (в 885 году) Ашот Багратуни был признан царём Армении[1]. Умер в 876 или 877 году в Двине, там же был похоронен[9].
Написал 25[4] гомилий, большинство из которых не опубликовано (полностью опубликован лишь «Энкомий на воскресение Христа», а также отрывки из гомилии «К великому дню погребения Господа Иисуса Христа»). В основном они предназначались для чтения во время праздников и были написаны высоким стилем с употреблением многочисленных риторических фигур[1]. Эти произведения, помимо теологического значения, представляют интерес и для изучения древнеармянского языка, ввиду богатого и своеобразного лексикона Закарии[9]. Пользовался трудами Феофила, Егише, Григория Богослова, Василия Кесарийского, Епифания Кипрского, а также Евангелием от Никодима[4][9]. Был одним из основных редакторов церковного сборника «Тонапатчар»[10].
Жизнь и деятельность Закарии легли в основу исторического романа «Дни Закарии Дзагеци» (арм. «Զաքարիա Ձագեցու օրերը», 1904 г.) армянского писателя Ханзаде[11].
Армянские богословы | ||
---|---|---|
Раннее средневековье V—X века |
Езник Кохбаци · Иоанн Мандакуни · Мамбре Верцанох · Анания Таргманич · Петрос Сюнеци · Матусаха Сюнеци · Теодорос Кртенавор · Саак Дзоропореци · Абраам Ахбатанеци · Иоанн Майраванеци · Вртанес Кертог · Григорис Аршаруни · Хосровик Таргманич · Степанос Сюнеци · Ованес Одзнеци · Саак Мрут · Закария I Дзагеци · Хосров Андзеваци · Анания Мокаци · Самуэл Камрджадзореци · Анания Нарекаци |
|
Высокое и позднее средневековье XI—XVI века |
Ованес Козерн · Анания Санахнеци · Ованес Имастасер · Погос Таронеци · Игнатиос вардапет · Нерсес Ламбронаци · Саркис Шнорали · Вардан Ахпатеци · Давид Кобайреци · Ованес Гарнеци · Ванакан Вардапет · Мхитар Скевраци · Вардан Малый · Ваграм Рабуни · Геворг Скевраци · Мовсес Ерзнкаци · Есаи Нчеци · Мхитар Саснеци · Киракос Ерзнкаци · Ованес Арджишеци · Ованес Воротнеци · Григор Татеваци · Маттеос Джугаеци · Геворг Ерзнкаци · Ованес Гермонеци |
|
Новое время XVII—XVIII века |
Закария I Дзагеци.