10-08-2023
Саак Дзоропореци | |
Սահակ Ձորափորեցի | |
Дата рождения: | |
---|---|
Место рождения: | |
Дата смерти: | |
Место смерти: | |
Научная сфера: |
Саак Дзоропореци (арм. Սահակ Ձորափորեցի), также Дзорапореци, Дзоропорци, Дзорапорци — армянский поэт и музыкант VII—VIII вв, 32-й Католикос всех армян (677—703)[1][2][3].
Родился в деревне Аркунашен, гавара Дзоропор провинции Гугарк[2]. Обучение прошёл у видного вардапета Теодора Кртенавора. Был епископом гавара Ротпациан провинции Утик. С 677 года — Католикос всех армян. Во время его правления обострились армяно-византийские отношения с одной, и армяно-арабские отношения с другой стороны. Был взят в плен императором Юстинианом, во время похода последнего в Армению в 692—693 годах[4]. Жил в Константинополе в качестве заложника до свержения Юстиниана в 695 году, после чего возвращается в Армению. Занимается восстановлением отношений с Алуанской церквью, содействует проповеданию христианства среди гуннов[3]. В 702 году, вместе с армянскими князьями, был арестован арабским наместником Абдаллахом и отправлен в Дамаск[5][6]. После разгрома арабских войск армянскими повстанцами в битве при Варданакерте, отправляется в Харран, чтобы переубедить полководца Мухаммеда ибн Укба совершить карательную экспедицию в Армению[2]. Там же умирает, успевая, однако, отправить Мухаммеду ибн Укба своё послание. Последний внял мольбам погибшего католикоса, и отменил поход[7]. Это письмо-завещание Саака Дзоропорци сохранилось в историческом сочинении Гевонда[2]. Преемником на престоле католикоса стал Елия Арчишеци[3].
Является автором большого количества церковных стихов и речей[8]. Самое известное из его сочинений — «Слово о Пальмовом воскресенье» (арм. «Ճառ Արմավենյաց»)[9][2]. Продолжает дело Комитаса Ахцеци и, вместе с Грзиком и Сюнеци, становится одним из реформаторов армянской церковной музыки в конце VII века. Автор первых шараканов, посвящённых Кресту и Церкви[10]. До наших дней дошли порядка 60-и его авторских песен, среди которых особое место занимает «Единородный от Отца» (арм. «Էջ Միածինն ի Հօրէ»)[4][3]. В этом шаракане Саак сообщает о происхождении Эчмиадзинского монастыря[11]. Из других песен стоит отметить — «Радуйся, священная церковь» (арм. «Ուրախ լեր, սուրբ եկեղեցի»)[3], «Со знаком всепобеждающим» (арм. «Որ նշանաւ ամենայաղթ»)[3], «О святом Кресте» (арм. «Ի Սուրբ Խաչն»)[9][4][3], «Радуйтесь сегодня» (арм. «Այսօր ուրախացեալ»)[3], «Безупречный святой Крест» (арм. «Անապական Սուրբ զԽաչն»)[4], «Возвышение святого Креста» (арм. «Վերացման Սրբո Խաչին»)[12][4], «Обнаружение Креста» (арм. «Գյուտ Խաչին»)[4]. В сочинениях Дзоропорци «Крест» представляется как источник жизни на земле, вселенская сила, непобедимый символ. В некоторых стихах посвященных Армянской церкви, Саак называет её "дочерью Сиона", а Эчмиадзин — "священным алтарём света"[4].
В сборнике «Книга писем» сохранилось также одно из писем Саака теологического характера (691 г.)[13][14].
Армянские богословы | ||
---|---|---|
Раннее средневековье V—X века |
Езник Кохбаци · Иоанн Мандакуни · Мамбре Верцанох · Анания Таргманич · Петрос Сюнеци · Матусаха Сюнеци · Теодорос Кртенавор · Саак Дзоропореци · Абраам Ахбатанеци · Иоанн Майраванеци · Вртанес Кертог · Григорис Аршаруни · Хосровик Таргманич · Степанос Сюнеци · Ованес Одзнеци · Саак Мрут · Закария I Дзагеци · Хосров Андзеваци · Анания Мокаци · Самуэл Камрджадзореци · Анания Нарекаци |
|
Высокое и позднее средневековье XI—XVI века |
Ованес Козерн · Анания Санахнеци · Ованес Имастасер · Погос Таронеци · Игнатиос вардапет · Нерсес Ламбронаци · Саркис Шнорали · Вардан Ахпатеци · Давид Кобайреци · Ованес Гарнеци · Ванакан Вардапет · Мхитар Скевраци · Вардан Малый · Ваграм Рабуни · Геворг Скевраци · Мовсес Ерзнкаци · Есаи Нчеци · Мхитар Саснеци · Киракос Ерзнкаци · Ованес Арджишеци · Ованес Воротнеци · Григор Татеваци · Маттеос Джугаеци · Геворг Ерзнкаци · Ованес Гермонеци |
|
Новое время XVII—XVIII века |
Саак Дзоропореци.