06-08-2023
Рейс 4128 Alitalia | |
Общие сведения | |
---|---|
Дата | |
Время |
00:39 |
Характер | |
Причина |
Ошибка экипажа |
Место |
Тирренское море, 10 км СВ Палермо, Сицилия (Италия) |
Координаты |
38°16′ с. ш. 13°08′ в. д. / 38.267° с. ш. 13.133° в. д. (O)(O) |
Воздушное судно | |
|
|
Модель | |
Имя самолёта | |
Авиакомпания | |
Пункт вылета | |
Пункт назначения |
Пунта-Раиси enru, Палермо |
Рейс |
AZ-4128 |
Бортовой номер |
I-DIKQ |
Дата выпуска | |
Пассажиры |
124 |
Экипаж |
5 |
Погибшие |
108 |
Выживших |
21 |
Катастрофа DC-9 под Палермо — тяжёлая авиационная катастрофа пассажирского самолёта McDonnell Douglas DC-9-32 национальной авиакомпании Alitalia, произошедшая ночью в субботу 23 декабря 1978 года в районе Палермо, при этом погибли 108 человек. Событие также известно как Катастрофа в Пунта-Раиси (итал. Disastro di Punta Raisi).
McDonnell Douglas DC-9-32 с регистрационным номером I-DIKQ (заводской — 47227, серийный — 334) был выпущен 29 мая 1968 года. 31 мая авиалайнер был передан заказчику — итальянской национальной авиакомпании Alitalia, где он также получил имя Isola di Stromboli. На нём были установлены два двухконтурных турбовентиляторных двигателя Pratt & Whitney JT8D-9[1][2].
Самолёт выполнял дополнительный внутренний пассажирский рейс AZ-4128 из Рима в Палермо, назначенный в связи с рождественскими праздниками. Примерно в полночь со 124 пассажирами и 5 членами экипажа на борту лайнер вылетел из аэропорта Фьюмичино и направился к Сицилии. Пилотирование осуществлял второй пилот. Приблизившись к Палермо экипаж начал выполнять заход на полосу 21 аэропорта Пунта-Раиси enru. В 00:34 экипаж сообщил диспетчеру подхода о прохождении на высоте 4000 футов (1,2 км) точки Guffy, которая расположена в 16,5 милях к северо-востоку от радиомаяка аэропорта. Затем пилоты увидели аэропорт и ускорили снижение, так как решили, что они уже достаточно близко. После доворота на посадочный курс 206°, когда до полосы по мнению экипажа оставалось пара миль, пилоты перешли на визуальный полёт, фактически прекратив следить за приборами. В районе Палермо в это время видимость была более 10 километров, ветер южный, порывы южного и юго-западного направления более 30 узлов, переменная дождевая облачность, к западу от аэропорта ливневый дождь. Не видя ориентиров близ себя, а только огни города и аэропорта вдалеке, экипаж за 20 секунд до происшествия снизился ниже высоты 200 футов (61 метр), о чём их тут же предупредил сигнал высотомера. Тем не менее авиалайнер в посадочной конфигурации с выпущенными шасси продолжил снижение в полной темноте и достиг высоты около 150 футов (46 метров), на которой летел на протяжении порядка 9 секунд. Затем боковой порыв качнул самолёт. Потеряв и так уже небольшую высоту, машина при фактическом удалении 10 километров от аэропорта и в 3 км от Палермо врезалась правой плоскостью крыла и правой стойкой основного шасси в поверхность Тирренского моря и разрушилась. Прибывшие к месту катастрофы рыболовецкие лодки спасли только 21 пассажира. Все остальные 108 человек на борту (103 пассажира и все 5 членов экипажа) погибли[3][4][5].
Причиной катастрофы была названа дезориентация пилотов, которые неверно определили расстояние до аэропорта, в связи с чем начали преждевременное снижение, при этом на данном этапе не следя за показаниями приборов. Был отмечен и малый опыт полётов на DC-9 у обоих пилотов. Так пилотирование осуществлял второй пилот, который проработал 7 лет бортинженером, но затем всего 3 месяца пилотом, при этом его налёт на DC-9 составлял 173 часа. Командир воздушного судна имел большой лётный опыт, но преимущественно на самолётах «Каравелла», тогда как на DC-9 налёт составлял всего 418 часов. Сопутствующей причиной катастрофы стало наличие в аэропорту только первичного радиолокатора, который не отображал на экране данные с самолётные ответчиков, в том числе высоту, а также из-за рельефа местности не отображал северный и западный сектора воздушной зоны аэропорта[3].
|
Катастрофа DC-9 под Палермо.