17-05-2023
Основные книги | |
Тора • Сефер Йецира Сефер ха-зогар • Сефер ха-бахир Сефер ха-разим • Сефер Разиэль ха-малах Книга Эц Хаим • Талмуд эсэр сфирот Тания • Сефер ха-илан Кадош |
|
Святые места | |
Основы | |
Основы Каббалы • Древо Жизни • Сфирот |
|
Каббалисты | |
Авраам • Моисей • Рабби Акива |
|
РАШБИ • АРИЗАЛЬ • Хаим Виталь |
|
Миры Абеа | |
Адам Кадмон • Ацилут • Брия |
|
Книга Зогар (ивр. ספר הזוהר — «сэфэр hа-зоhар», от ивр. זהַר, сияние) — это основная и самая известная книга из многовекового наследия каббалистической литературы. Каббалисты утверждают, что книга была написана рабби Шимоном Бар Йохаи (РаШБИ) во II веке н. э., но известность она получает лишь в XIII веке (поздняя датировка) благодаря сефардскому раввину Моше де Леону. Основное содержание книги Зогар — это комментарий к Торе (к её 5 книгам).
Полный русский перевод выполнен Эфраимом Баухом.
Содержание |
В одном из комментариев к Зoгapy приводится такая история появления этой книги:
«Рассказывают, что книга Зoгap была спрятана в одной из пещер возле Мерона и нашел ее там араб, и продал бродячим торговцам из верхней Галилеи. И несколько листов из нее попало в руки некоего мудреца, пришедшего с Запада. И он пошел, и стал искать, и собрал все листы у торговцев, а часть нашел в мусоре, так как обнаружил, что торговцы, продавая снедь, завертывали ее в эти листы» (Авраам Азулай. Ор гa Хама. Йерушалаим, 1886, л. 2)
Согласно чёткому свидетельству Ицхака бен Шмуэля из Акры, который в начале XIV века собрал противоречивую информацию относительно возникновения и природы Зогара, эта книга была опубликована по частям испанским каббалистом Моше де Леоном (умер в 1305 г.), после того как он встретил Ицхака из Акры. Этот каббалист с 1286 по 1293 гг. написал много книг на иврите, носящих его имя. Он был связан с несколькими каббалистами своего времени, включая Тодроса Абулафия и его сына, Иосифа из Толедо, одного из лидеров кастильского еврейства, который поддерживал Моше де Леона.
Наиболее ранний первоисточник книги Зогар датируется примерно 1270 годом, что позволяет некоторым исследователям утверждать, что Зогар был написан значительно позже II века н. э. По мнению Гершома Шолема, книгу написал сам Моше де Леон[1].
Сложившийся к настоящему времени кодекс «Сефер ha-Зohap» представляет собой структурно сложную книгу, состоящую из множества текстов. Три главных тома Зoгapa выстроены в форме толкования Торы (Пятикнижия), при этом первый и второй том являются толкованиями соответственно первой и второй книги Пятикнижия (Берешит и Шмот), а третий — остальных книг (Ваикра, Бамидбар, Дварим).
Ещё один том, так называемый Зohap Хадаш (Новый Зoгap), содержит толкования, не вошедшие по каким-то причинам в другие тома. Помимо основной части, которая собственно и именуется Зoгap, в состав книги входят ещё несколько текстов. Вот главные из них:
Согласно еврейской религиозной традиции, до нас дошла лишь малая часть этой книги. «Воспринял я предание, что книга эта была столь велика в своём объёме, что собрав её вместе, можно было целиком нагрузить верблюда» (Шалшелет ha-Кабала. Жолков, 1822, л. 23).
С точки зрения каббалистов, Зогар имеет огромную духовную силу. Каббалисты рассматривают изучение Зогара как наиболее высокое духовное постижения человека. Даже чтение текстов Зогара без комментариев и нахождение книг Зогара в доме, по мнению каббалистов, даёт духовную силу и защиту.
Книга представляет собой беседу трех ученых: Хизкии, Шимона и его сына Элиэзера, которые обсуждают «тёмные места» Писания. В Зогаре подчеркивается противопоставление устной Торы (Закона) Торе письменной.
Особое внимание они уделяют первым словам Библии: берешит (в начале). В начале Бог сотворил таинственное мерцающее светило. Неизвестный Бог стал Элохимом. Безвидная и пустая земля обозначены в Торе как тоху (хаос) и боху (бесформенность). Разделения и несогласия в мире предшествуют грехопадению, ибо связаны с отделением Богом воды и суши. Вместе с рыбами Бог творит и Левиафана.
При сотворении человека наряду с Элохим упоминается женское начало Шехина. Первой женой Адама названа Лилит, которая однако не стала ему помощницей. Затем была образована Ева. Четыре реки Эдема уподоблены чётырём сфирот: Хесед, Гвура, Нецах и Ход[2]
Змеем-искусителем (ивр. נחש, нахаш) был Самаэль, верхом на змее. Сыном Самаэля и Евы стал Каин, а женой Каина была демоница, которая наплодила множество демонов. Одна из дочерей Каина Неема соблазнила сынов Божьих Уззу и Азаеля[3], чем навлекла на Землю потоп.
для углубленного изучения с комментарием Святого Баал Сулама рабби Йегуды-Лейб аЛеви Ашлага, Перевод: Рав Цви Элазар Давид Нисанзон языки иврит — русский
Автор перевода:, р. Цви Элазар Давид Нисанзон Издатель: Jewish Book Год Издания: 2008 Язык: Русский, Иврит, Арамит
Книга Зогар.