Lt304888.ru

Туристические услуги

Ленинская линия

13-04-2023

Ленинская линия
Новосибирский метрополитен
Открытие первого участка:

7 января 1986 года

Длина, км:

10,5 км

Количество станций:

8

Время поездки:

от 14 до 15 мин.

Максимальное число вагонов в составе поезда:

5

Число вагонов в составе поезда:

4

Интервал движения в часы «пик»:

от 3 до 3,5 мин.[1]

Среднесуточная перевозка пассажиров, тыс. чел./сутки:

175,7 тысяч чел. (2010)

Самая напряжённая станция:

«Площадь Маркса»

Наземные участки:

Крытый метромост

Электродепо:

ТЧ-1 «Ельцовское»

Шаблон: ПросмотрОбсуждениеПравить
Ленинская линия
Заельцовская
Гагаринская
ТЧ-1 «Ельцовское»
Красный проспект
ССВ к Площади Гарина-Михайловского
Площадь Ленина
Октябрьская
Речной вокзал
Большевистская улица
р. Обь
Спортивная
Студенческая
Площадь Маркса
Площадь Станиславского

Ле́нинская ли́ния — одна из двух действующих линий Новосибирского метрополитена. Является первой линией и обозначается на схемах красным цветом. Введена в эксплуатацию 7 января 1986 года.

Содержание

История

Проекты

Распоряжение СМ РСФСР от 12 декабря 1978 года

17 марта 1975 года появилось постановление Совета Министров СССР № 582, разрешавшее приступить к проектированию первой очереди метрополитена в городе Новосибирске.[2] Изначально прорабатывались сразу два проекта трассировки линии.

Согласно первому, планировалось построить линию так, чтобы от станции «Площадь Ленина» электропоезда шли бы прямо на Вокзал Новосибирск-Главный, с сооружением станции вблизи него, потом линия протянулась бы на север, где под площадью Трубникова тоже должна была быть расположена станция с проектным названием «Нарымская» (по названию пересекающей площадь улицы), а затем линия повернула бы к станции «Гагаринская»[3], а за ней — «Площадь Калинина» (ставшая впоследствии «Заельцовской»). При этом «Гагаринская» расположилась бы ближе к площади Калинина, чем по второму варианту.

Пересадочным узлом между Ленинской и Дзержинской линиями в таком случае стала бы станция «Вокзальная» (ставшая «Площадью Гарина-Михайловского»), а не «Красный проспект». В итоге первый проект был отклонён — в целях экономии средств. В качестве второго варианта прорабатывалась существующая трасса. Проект первого участка в составе девяти станций Ленинской линии (от станции «Площадь Калинина» до «Площади Маркса», включая «Спортивную») был утверждён Советом Министров РСФСР 12 декабря 1978 года.[3] Стоимость сооружения участка оценивалась в 110,5 млн рублей (по ценам тех лет).[4]

Расположение

Согласно утверждённому проекту, линия связывает правобережную и левобережную части города, проходя по территории четырёх районов Новосибирска: Заельцовскому, Центральному, Октябрьскому и Ленинскому.

Трасса была проложена с севера на запад города: под Красным проспектом, Октябрьской магистралью, улицами Кирова и Восход, далее идёт по метромосту (параллельно Октябрьскому мосту), затем проходит под проспектом Карла Маркса и улицей Титова.

Строительство

Cтроительство первого участка началось 12 мая 1979 года — после торжественного митинга (в районе будущей «Октябрьской»), посвящённого началу возведения метрополитена в Новосибирске. Первыми станциями, с которых началось строительство участка, стали станции «Октябрьская», «Площадь Ленина» и «Студенческая». В июне 1981 года на участке станций «Октябрьская» — «Площадь Ленина» состоялась первая сбойка, а в 1982 году — вторая (на «Площади Ленина»).[4]

Внешние изображения
Митинг 12 мая 1979 года
Первая свая
Возведение первого тоннеля
Строится мост и «Спортивная»
Торжественное открытие «Заельцовской»

Летом 1980 года началось сооружение метромоста и наземной станции, на его левобережной эстакаде. К декабрю 1985 года строительство моста было завершено: 19-го числа под нагрузкой были проведены его испытания.[5] А строившаяся рядом с Горской (в районе существующей зоны отдыха) станция «Спортивная» была законсервирована до лучших времён: проект станции был реализован по минимуму, необходимому для функционирования линии, с возможностью её достройки в будущем. Хотя на некоторых схемах и станциях впоследствии «Спортивная» ещё присутствовала и была отмечена в качестве действующей.[6]

6 декабря 1985 года от «Октябрьской» до станции «Красный проспект» прошёл первый пробный поезд[7], а 28 декабря Государственной комиссией был подписан акт о приёме в эксплуатацию участка из пяти станций с крытым метромостом и депо.[4]

7 января 1986 года первый участок (протяжённость 7,3 км[8]) от «Красного проспекта» до станции «Студенческая» был открыт для пассажиров. В тот же день, 7 января, в 18 часов на станции «Площадь Ленина» по случаю открытия участка состоялся городской митинг.[9]

Одновременно с окончанием работ и последующей сдачей первого участка, в 1985 году начинаются подготовительные, а в 1986 году — строительные работы по станции «Площадь Маркса». В последующие два года начинают строиться ещё две станции Ленинской линии — «Гагаринская» и «Заельцовская». Все три станции планировалось сдать в 1990 году[10], однако в связи с происходившими в то время изменениями в стране, начавшимися перебоями с финансированием и поставками материалов выполнить эту задачу не удалось.[11]

Участок от станции «Студенческая» до «Площади Маркса» протяжённостью 1,146 км был запущен 26 июля 1991 года.[12] Появившаяся станция стала последней, открытой в СССР. А станции «Гагаринская» и «Заельцовская» открыли свои двери для пассажиров 2 апреля 1992 года, уже после распада Советского Союза. В торжественной церемонии их открытия присутствовали глава администрации города Иван Индинок, мэр Москвы Гавриил Попов и мэр Санкт-Петербурга Анатолий Собчак.[13] С пуском этого двухкилометрового участка, протяжённость линии достигла нынешних 10,5 км.[14]

Техническая информация

Депо

Депо «Ельцовское»

В 1981 году, по нечётной стороне улицы Нарымской, в пойме реки 1-й Ельцовки начинается возведение объектов электродепо ТЧ-1 «Ельцовское». Для подготовки к строительству ещё с 1979 года ельцовскую пойму начали замывать песком с Оби (потребовалось свыше 400 тыс. м³), для Ельцовки был возведён бетонный коллектор, а находившийся здесь частный сектор (более 1200 частных домов) — расселили. Кроме того, из оврага бывшей речки было вывезено более 1 млн м³ грунта.[4] Проектная документация будущего депо разрабатывалась институтом «Новосибметропроект», одновременно с его строительством.[15] К лету 1985 года основные корпуса нового электродепо были построены и готовы принять вагоны, а к концу года — проводить обслуживание. В декабре 1985 года депо «Ельцовское» вступило в строй.[16]

На сегодняшний день общая площадь «Ельцовского» электродепо составляет 13,2 га.[17] Протяжённость соединительной ветки — 1,8 км.[4] Метродепо сегодня обслуживает обе линии метрополитена — как Ленинскую, так и Дзержинскую (до постройки запланированного «Волочаевского» электродепо).

Подвижной состав

На линии используются вагоны 81-717/714. В настоящее время по линии ходят четырёхвагонные составы, хотя платформы всех станций рассчитаны на пять вагонов. В сутки по линии проходят 448 поездов.[18] С 2013 или 2014 года на линии планируется запустить составы из пяти вагонов[источник не указан 138 дней].

В качестве основной системы сигнализации выступает система АЛС-АРС (автоматическая локомотивная сигнализация с автоматическим регулированием скорости), в качестве резервной — автоматическая блокировка.[17]

Оснащение станций

В 2008 году на платформах 5 самых крупных станций Ленинской линии, с целью повышения эффективности перевозок в часы пик, были нанесены специальные разметки-указатели. Разметка имеет жёлтый цвет, находится в местах расположения дверей поездов (при их остановке) и содержит схему посадки-высадки пассажиров.[19]

К декабрю 2008 года все восемь станций линии, в рамках программы «Безопасность Новосибирского метрополитена», были оборудованы системой видеонаблюдения, которая работает круглосуточно. Система включает 350 камер, работающие не только на платформах, в кассовых залах станций и переходах, но и на входах и служебных мостиках. Вся информация архивируется и хранится в специальной базе, а данные с камер передаются в два т. н. «ситуационных центра», которые находятся в отделе полиции по метрополитену и в помещении поездного диспетчера.[20]

К 2011 году вестибюли нескольких станций линии («Студенческая», «Красный проспект», «Гагаринская») были оснащены рамками металлоискателей, для выборочного досмотра пассажиров.[21] Сотрудники метро отметили, что рамки ставят на станциях с маленьким потоком пассажиров и там «одна такая рамка успешно справляется». Однако, на таких крупных станциях как «Площадь Маркса» одна рамка может не справиться и придётся либо их ставить две штуки, либо менять всю систему.[22]

Статистика

  • Длина станций на линии, как и на всех станциях Новосибирского метрополитена, стандартная — 102 м, что позволяет поместить на путь до пяти вагонов (в настоящее время используются 4-х вагонные составы). Длина посадочной платформы — 100 м.[8]
  • Общее время поездки — от 14 до 15 мин. (от «Красного проспекта» до «Студенческой» — 11 минут[8])
  • Интервалы движения поездов на линии составляют от 3 минут (часы пик) до 13 минут (после 23.00).[23]
  • Среднесуточная перевозка — 175,7 тысяч пассажиров в сутки (на 2010 год).

Перспективы развития

Перспективная схема линии

Первоначально, согласно разработанной и принятой местными властями в начале 1970-х годов «Схеме развития городского транспорта Новосибирска до 2000 года», длина линии должна была составлять 18,6 км.[24] Позднее, в 1980-х годах проектным институтом «Новосибметропроект» была разработана (и утверждена Советом Министров СССР) откорректированная «Генеральная схема развития метрополитена г. Новосибирска»[25], согласно которой по Ленинской линии должны быть расположены 15 станций, а её общая длина должна составлять 20,4 км.[26] В настоящее время на линии, общей протяжённостью 10,5 км, расположены 8 станций.[14]

Ближайшие перспективы

Согласно текущим планам, следующей по Ленинской линии должна быть построена станция «Площадь Станиславского», которая разместится в Ленинском районе, под одноимённой площадью. Её ввод предполагался утверждённой ещё в 1980-е годы «Программой развития метрополитена до 2015 года». Однако, в связи с нехваткой денежных средств данная программа не выполнялась и станции не строились.[27]

Технико-экономическое обоснование продления линии до «Площади Станиславского» было утверждено Постановлением № 18-09 Государственного комитета по делам строительства РФ 23 апреля 1993 года. Через два года, в 1995 году, на этот участок (длина перегона 1,14 км[26]) была разработана и утверждена рабочая документация, а также разработан проект станции.[28]

До августа 2011 года, «Площадь Станиславского» была следующей (14-й) на очереди строительства станцией метро после «Золотой Нивы». А уже после её сдачи планировали вновь перейти на Дзержинскую линию, начав возводить станцию с проектным названием «Гусинобродская» (другое название — «Доватора»).[28]

В районе будущей «Южной»
Замороженная «Спортивная»

Однако, 10 августа 2011 года вице-мэр города Андрей Ксензов заявил, что следующей станцией выбрана станция на Дзержинской линии, так как «хотя „Площадь Станиславского“ тоже важна и нужна городу, но всё же она даст существенно меньшее развитие пассажирских перевозок, чем „Доватора“».[29][30] В августе того же года было отмечено, что вернуться к работам по «Площади Станиславского» власти планируют не ранее через 5-6 лет после ввода станции «Доватора»[29], пуск которой ожидается (в случае успеха с финансированием проекта из федерального бюджета) в 2016 году.[30]

Позднее, в апреле следующего года, новый начальник МУП «УЗСПТС» Александр Мысик заявил, что следом за станцией «Доватора» должны появиться «Волочаевское» электродепо и одноимённая наземная станция зонного типа по Дзержинской линии. Он отметил, что депо со станцией могут быть введены в течение 2-2,5 лет, в период с 2018 года до 2020 года. А развитие левобережной части метро (в том числе «Площади Станиславского»), по словам Мысика, будет идти либо параллельно, либо уже вслед за «Волочаевской» — в зависимости от возможностей.[31]

Отдалённые планы

В отдалённой перспективе Ленинскую линию планируется продлить на запад от «Площади Станиславского».[32] Согласно планам, вдоль улицы Титова будут построены ещё две станции: «Пермская» (название улицы на пересечении с улицей Титова) и следующая за ней «Южная», находящаяся на пересечении улиц Титова и Связистов[32], в районе Западного жилмассива.[33]

Кроме того, предполагается развитие линии на север, от станции «Заельцовская», вдоль Красного проспекта. Следующей должна стать станция с рабочим названием «Ботанический сад»[34], рядом с бывшим городским аэропортом должна также появиться станция метро[35], а ещё две станции запланированы в сторону микрорайона Родники.[36] Предполагается, что эти две станции расположатся в районе перспективных магистралей Космическая и Ельцовская.[35] Первая магистраль направится в сторону Мочище, начинаясь у кинотеатра «Космос».[36] А Ельцовская магистраль расположится в пойме речки 2-я Ельцовка[37] и будет идти в направлении Пашино.[36]

Помимо этого, предполагается достройка и ввод законсервированной станции «Спортивная», в левобережной части метромоста.[38]

Интересные факты

  • В первый же год существования метрополитена 5 станций Ленинской линии перевезли один миллион пассажиров.[39][40]

Примечания

  1. В метро сокращены интервалы движения поездов — НГС.НОВОСТИ, 1.09.2008
  2. Как строилось новосибирское метро? — Новосибирская газета «Метро», № 37 (387)
  3. ↑ Журнал «Строительство и горхозяйство Сибири» — 14 километров истории
  4. ↑ История Новосибирского метрополитена — Мир метро / Metroworld
  5. История строительства новосибирского метромоста (1980—1985) — Gelio | Слава Степанов
  6. Три подземнызх королевства: Не подобие, а метро! — Газета «Ведомости», № 814, 11.08.2006
  7. Хроника строительства — Официальный сайт Новосибирского метрополитена
  8. ↑ Рождение метро в городе Новосибирске — Официальный сайт Новосибирского метрополитена
  9. Новосибирское метро: перспективы есть! — Газета «Вечерний Новосибирск», 1.11.2005
  10. Метро работает, Метро строится — Газета «Вечерний Новосибирск», 6.01.1989
  11. 20 лет назад открылась станция новосибирского метро «Площадь Маркса» — Газета «Комсомольская правда», 26.07.2011
  12. Станции Площадь Маркса — 20 лет! — Официальный сайт Новосибирского метрополитена
  13. 20 лет назад в Новосибирске открылись две станции метро… — Газета «Комсомольская правда», 20.04.2012
  14. ↑ Технико-экономические показатели — Официальный сайт Новосибирского метрополитена
  15. История строительства Новосибирского электродепо «Ельцовское» (1979—1985) — Gelio | Слава Степанов
  16. Держим высокую марку — Газета «Вечерний Новосибирск», 11.01.2001
  17. ↑ Депо, подвижной состав — Официальный сайт Новосибирского метрополитена
  18. В метро изменился график движения поездов — НГС.НОВОСТИ, 03.10.2007
  19. На пяти станциях метро появилась указательная разметка — НГС.НОВОСТИ, 6.08.2008
  20. Видеонаблюдение появилось на всех станциях Ленинской линии — НГС.НОВОСТИ, 05.12.08
  21. На станции «Красный проспект» заработал металлоискатель — НГС.НОВОСТИ, 9.11.11
  22. Толоконский: рамки и видеокамеры дисциплинируют пассажиров метро — Сибсоседи + НГС, 5.05.2011
  23. Интервалы движения — Официальный сайт Новосибирского метрополитена
  24. История Новосибирского метрополитена
  25. Перспективы Новосибирского метрополитена — Официальный сайт Новосибирского метрополитена
  26. ↑ Новосибирское метростроение выходит из кризиса — Журнал «Федеральный строительный рынок» № 65, 14.12.2007
  27. Хватит ли денег на «Золотую Ниву»? — Горсовет Н-ска
  28. ↑ Правотека НСО
  29. ↑ Вице-мэр Ксензов: следующей станцией метро станет «Доватора» — НГС.НОВОСТИ
  30. ↑ Станция «Доватора»: три года ждать — НГС.НОВОСТИ, 16.08.2011
  31. Новосибирское метро будет состоять из пяти линий и 54 станций — Сибкрай.ru, 28.03.2012
  32. ↑ Небоскребы улицы Титова — НГС.НОВОСТИ, 12.07.10
  33. Улица Титова: первая космическая скоростная — НГС.НОВОСТИ, 13.04.11
  34. Все в «Ботанический сад» — НГС.НОВОСТИ, 31.07.2012
  35. ↑ На Красном проспекте появятся три станции метро — НГС.НОВОСТИ, 27.07.11
  36. ↑ Северное слияние — НГС.НОВОСТИ, 11.08.2010
  37. Аэропорт «Северный» уступит место жилым кварталам — Мэрия Новосибирска, 10.08.2010
  38. Татьяна Малкова: Эскизов громадье. Новосибирск будет расти на север и восток — «Российская газета» — Сибирь № 4818, 23.12.2008
  39. Новосибирское метро готовится принять двухмиллиардного пассажира — Газета «Комсомольская правда», 15.02.2012
  40. В Новосибирске на станции метро «Площадь Ленина» встретили двухмиллиардного пассажира — Газета «Комсомольская правда», 27.02.2012
Линии Новосибирского метрополитена
1 Ленинская 2 Дзержинская 3 Кировская 4 Первомайская 5 Октябрьская

Ленинская линия.

© 2020–2023 lt304888.ru, Россия, Волжский, ул. Больничная 49, +7 (8443) 85-29-01