13-04-2023
Ленинская линия | |
Новосибирский метрополитен | |
Открытие первого участка: | |
---|---|
Длина, км: |
10,5 км |
Количество станций: |
8 |
Время поездки: |
от 14 до 15 мин. |
Максимальное число вагонов в составе поезда: |
5 |
Число вагонов в составе поезда: |
4 |
Интервал движения в часы «пик»: |
от 3 до 3,5 мин.[1] |
Среднесуточная перевозка пассажиров, тыс. чел./сутки: |
175,7 тысяч чел. (2010) |
Самая напряжённая станция: | |
Наземные участки: | |
Электродепо: | |
Ле́нинская ли́ния — одна из двух действующих линий Новосибирского метрополитена. Является первой линией и обозначается на схемах красным цветом. Введена в эксплуатацию 7 января 1986 года.
Содержание |
17 марта 1975 года появилось постановление Совета Министров СССР № 582, разрешавшее приступить к проектированию первой очереди метрополитена в городе Новосибирске.[2] Изначально прорабатывались сразу два проекта трассировки линии.
Согласно первому, планировалось построить линию так, чтобы от станции «Площадь Ленина» электропоезда шли бы прямо на Вокзал Новосибирск-Главный, с сооружением станции вблизи него, потом линия протянулась бы на север, где под площадью Трубникова тоже должна была быть расположена станция с проектным названием «Нарымская» (по названию пересекающей площадь улицы), а затем линия повернула бы к станции «Гагаринская»[3], а за ней — «Площадь Калинина» (ставшая впоследствии «Заельцовской»). При этом «Гагаринская» расположилась бы ближе к площади Калинина, чем по второму варианту.
Пересадочным узлом между Ленинской и Дзержинской линиями в таком случае стала бы станция «Вокзальная» (ставшая «Площадью Гарина-Михайловского»), а не «Красный проспект». В итоге первый проект был отклонён — в целях экономии средств. В качестве второго варианта прорабатывалась существующая трасса. Проект первого участка в составе девяти станций Ленинской линии (от станции «Площадь Калинина» до «Площади Маркса», включая «Спортивную») был утверждён Советом Министров РСФСР 12 декабря 1978 года.[3] Стоимость сооружения участка оценивалась в 110,5 млн рублей (по ценам тех лет).[4]
Согласно утверждённому проекту, линия связывает правобережную и левобережную части города, проходя по территории четырёх районов Новосибирска: Заельцовскому, Центральному, Октябрьскому и Ленинскому.
Трасса была проложена с севера на запад города: под Красным проспектом, Октябрьской магистралью, улицами Кирова и Восход, далее идёт по метромосту (параллельно Октябрьскому мосту), затем проходит под проспектом Карла Маркса и улицей Титова.
Cтроительство первого участка началось 12 мая 1979 года — после торжественного митинга (в районе будущей «Октябрьской»), посвящённого началу возведения метрополитена в Новосибирске. Первыми станциями, с которых началось строительство участка, стали станции «Октябрьская», «Площадь Ленина» и «Студенческая». В июне 1981 года на участке станций «Октябрьская» — «Площадь Ленина» состоялась первая сбойка, а в 1982 году — вторая (на «Площади Ленина»).[4]
Внешние изображения | |
---|---|
Митинг 12 мая 1979 года | |
Первая свая | |
Возведение первого тоннеля | |
Строится мост и «Спортивная» | |
Торжественное открытие «Заельцовской» |
Летом 1980 года началось сооружение метромоста и наземной станции, на его левобережной эстакаде. К декабрю 1985 года строительство моста было завершено: 19-го числа под нагрузкой были проведены его испытания.[5] А строившаяся рядом с Горской (в районе существующей зоны отдыха) станция «Спортивная» была законсервирована до лучших времён: проект станции был реализован по минимуму, необходимому для функционирования линии, с возможностью её достройки в будущем. Хотя на некоторых схемах и станциях впоследствии «Спортивная» ещё присутствовала и была отмечена в качестве действующей.[6]
6 декабря 1985 года от «Октябрьской» до станции «Красный проспект» прошёл первый пробный поезд[7], а 28 декабря Государственной комиссией был подписан акт о приёме в эксплуатацию участка из пяти станций с крытым метромостом и депо.[4]
7 января 1986 года первый участок (протяжённость 7,3 км[8]) от «Красного проспекта» до станции «Студенческая» был открыт для пассажиров. В тот же день, 7 января, в 18 часов на станции «Площадь Ленина» по случаю открытия участка состоялся городской митинг.[9]
Одновременно с окончанием работ и последующей сдачей первого участка, в 1985 году начинаются подготовительные, а в 1986 году — строительные работы по станции «Площадь Маркса». В последующие два года начинают строиться ещё две станции Ленинской линии — «Гагаринская» и «Заельцовская». Все три станции планировалось сдать в 1990 году[10], однако в связи с происходившими в то время изменениями в стране, начавшимися перебоями с финансированием и поставками материалов выполнить эту задачу не удалось.[11]
Участок от станции «Студенческая» до «Площади Маркса» протяжённостью 1,146 км был запущен 26 июля 1991 года.[12] Появившаяся станция стала последней, открытой в СССР. А станции «Гагаринская» и «Заельцовская» открыли свои двери для пассажиров 2 апреля 1992 года, уже после распада Советского Союза. В торжественной церемонии их открытия присутствовали глава администрации города Иван Индинок, мэр Москвы Гавриил Попов и мэр Санкт-Петербурга Анатолий Собчак.[13] С пуском этого двухкилометрового участка, протяжённость линии достигла нынешних 10,5 км.[14]
В 1981 году, по нечётной стороне улицы Нарымской, в пойме реки 1-й Ельцовки начинается возведение объектов электродепо ТЧ-1 «Ельцовское». Для подготовки к строительству ещё с 1979 года ельцовскую пойму начали замывать песком с Оби (потребовалось свыше 400 тыс. м³), для Ельцовки был возведён бетонный коллектор, а находившийся здесь частный сектор (более 1200 частных домов) — расселили. Кроме того, из оврага бывшей речки было вывезено более 1 млн м³ грунта.[4] Проектная документация будущего депо разрабатывалась институтом «Новосибметропроект», одновременно с его строительством.[15] К лету 1985 года основные корпуса нового электродепо были построены и готовы принять вагоны, а к концу года — проводить обслуживание. В декабре 1985 года депо «Ельцовское» вступило в строй.[16]
На сегодняшний день общая площадь «Ельцовского» электродепо составляет 13,2 га.[17] Протяжённость соединительной ветки — 1,8 км.[4] Метродепо сегодня обслуживает обе линии метрополитена — как Ленинскую, так и Дзержинскую (до постройки запланированного «Волочаевского» электродепо).
На линии используются вагоны 81-717/714. В настоящее время по линии ходят четырёхвагонные составы, хотя платформы всех станций рассчитаны на пять вагонов. В сутки по линии проходят 448 поездов.[18] С 2013 или 2014 года на линии планируется запустить составы из пяти вагонов .
В качестве основной системы сигнализации выступает система АЛС-АРС (автоматическая локомотивная сигнализация с автоматическим регулированием скорости), в качестве резервной — автоматическая блокировка.[17]
В 2008 году на платформах 5 самых крупных станций Ленинской линии, с целью повышения эффективности перевозок в часы пик, были нанесены специальные разметки-указатели. Разметка имеет жёлтый цвет, находится в местах расположения дверей поездов (при их остановке) и содержит схему посадки-высадки пассажиров.[19]
К декабрю 2008 года все восемь станций линии, в рамках программы «Безопасность Новосибирского метрополитена», были оборудованы системой видеонаблюдения, которая работает круглосуточно. Система включает 350 камер, работающие не только на платформах, в кассовых залах станций и переходах, но и на входах и служебных мостиках. Вся информация архивируется и хранится в специальной базе, а данные с камер передаются в два т. н. «ситуационных центра», которые находятся в отделе полиции по метрополитену и в помещении поездного диспетчера.[20]
К 2011 году вестибюли нескольких станций линии («Студенческая», «Красный проспект», «Гагаринская») были оснащены рамками металлоискателей, для выборочного досмотра пассажиров.[21] Сотрудники метро отметили, что рамки ставят на станциях с маленьким потоком пассажиров и там «одна такая рамка успешно справляется». Однако, на таких крупных станциях как «Площадь Маркса» одна рамка может не справиться и придётся либо их ставить две штуки, либо менять всю систему.[22]
Первоначально, согласно разработанной и принятой местными властями в начале 1970-х годов «Схеме развития городского транспорта Новосибирска до 2000 года», длина линии должна была составлять 18,6 км.[24] Позднее, в 1980-х годах проектным институтом «Новосибметропроект» была разработана (и утверждена Советом Министров СССР) откорректированная «Генеральная схема развития метрополитена г. Новосибирска»[25], согласно которой по Ленинской линии должны быть расположены 15 станций, а её общая длина должна составлять 20,4 км.[26] В настоящее время на линии, общей протяжённостью 10,5 км, расположены 8 станций.[14]
Согласно текущим планам, следующей по Ленинской линии должна быть построена станция «Площадь Станиславского», которая разместится в Ленинском районе, под одноимённой площадью. Её ввод предполагался утверждённой ещё в 1980-е годы «Программой развития метрополитена до 2015 года». Однако, в связи с нехваткой денежных средств данная программа не выполнялась и станции не строились.[27]
Технико-экономическое обоснование продления линии до «Площади Станиславского» было утверждено Постановлением № 18-09 Государственного комитета по делам строительства РФ 23 апреля 1993 года. Через два года, в 1995 году, на этот участок (длина перегона 1,14 км[26]) была разработана и утверждена рабочая документация, а также разработан проект станции.[28]
До августа 2011 года, «Площадь Станиславского» была следующей (14-й) на очереди строительства станцией метро после «Золотой Нивы». А уже после её сдачи планировали вновь перейти на Дзержинскую линию, начав возводить станцию с проектным названием «Гусинобродская» (другое название — «Доватора»).[28]
Однако, 10 августа 2011 года вице-мэр города Андрей Ксензов заявил, что следующей станцией выбрана станция на Дзержинской линии, так как «хотя „Площадь Станиславского“ тоже важна и нужна городу, но всё же она даст существенно меньшее развитие пассажирских перевозок, чем „Доватора“».[29][30] В августе того же года было отмечено, что вернуться к работам по «Площади Станиславского» власти планируют не ранее через 5-6 лет после ввода станции «Доватора»[29], пуск которой ожидается (в случае успеха с финансированием проекта из федерального бюджета) в 2016 году.[30]
Позднее, в апреле следующего года, новый начальник МУП «УЗСПТС» Александр Мысик заявил, что следом за станцией «Доватора» должны появиться «Волочаевское» электродепо и одноимённая наземная станция зонного типа по Дзержинской линии. Он отметил, что депо со станцией могут быть введены в течение 2-2,5 лет, в период с 2018 года до 2020 года. А развитие левобережной части метро (в том числе «Площади Станиславского»), по словам Мысика, будет идти либо параллельно, либо уже вслед за «Волочаевской» — в зависимости от возможностей.[31]
В отдалённой перспективе Ленинскую линию планируется продлить на запад от «Площади Станиславского».[32] Согласно планам, вдоль улицы Титова будут построены ещё две станции: «Пермская» (название улицы на пересечении с улицей Титова) и следующая за ней «Южная», находящаяся на пересечении улиц Титова и Связистов[32], в районе Западного жилмассива.[33]
Кроме того, предполагается развитие линии на север, от станции «Заельцовская», вдоль Красного проспекта. Следующей должна стать станция с рабочим названием «Ботанический сад»[34], рядом с бывшим городским аэропортом должна также появиться станция метро[35], а ещё две станции запланированы в сторону микрорайона Родники.[36] Предполагается, что эти две станции расположатся в районе перспективных магистралей Космическая и Ельцовская.[35] Первая магистраль направится в сторону Мочище, начинаясь у кинотеатра «Космос».[36] А Ельцовская магистраль расположится в пойме речки 2-я Ельцовка[37] и будет идти в направлении Пашино.[36]
Помимо этого, предполагается достройка и ввод законсервированной станции «Спортивная», в левобережной части метромоста.[38]
Линии Новосибирского метрополитена | |||||||||
1 | Ленинская | 2 | Дзержинская | 3 | Кировская | 4 | Первомайская | 5 | Октябрьская |
Новосибирский метрополитен | ||
---|---|---|
Ленинская линия |
|
|
Дзержинская линия |
|
|
Депо |
|
|
Прочие сооружения |
|
|
Перспективные линии |
|
Ленинская линия.