26-09-2023
Ранний буддизм |
Письменные источники |
Соборы |
1-й буддийский собор |
Школы |
Досектантский буддизм |
Махавибхаша (Mahāvibhāṣa IAST, Абхидхарма Махавибхаша Шастра) — один из старейших буддийских текстов, свод знаний по абхидхарме, принадлежащий школе сарвастивада. Составлен около 150 года н. э. в Кашмире, составление этого текста мотивировал Четвёртый буддийский собор. В дальнейшем критическая переработка Махавибхаши привела к появлению знаменитого трактата Абхидхармакоша автора Васубандху. [1] [2] Махавибхаша сохранилась только в китайском переводе.
Содержание |
Понятие Вибхаша означает собрание текстов, исследования или разъяснения, происходит от санскритского vi + √bhaṣ — «говорить», «объяснять». Это название говорит, что изначально существовало множество отдельных текстов, которые комментировали в первую очередь «Джнянапрастхану», а также другие абхидхармистские сочинения.
Источники Махавибхаши находятся в сложной зависимости друг от друга. В собрании Тайсё выделяется три тома: Abhidharma Mahāvibhāṣā Śāstra IAST (T1545), Abhidharma Vibhāṣā Śāstra IAST (T1546) и Vibhāṣā Śāstra IAST (T1547).
Основным источником является Abhidharma Mahāvibhāṣa Śāstra IAST. Авторство приписывается 500 архатам, которые собрались через 600 лет после паринирваны Будды.[3] Составителем данного текста считается Катьяянипутра (Katyāyāniputra). Датировка и авторство определяется на основании китайского перевода Сюаньцзана и исторических соображений[4].
В собрании Тайсё тексту посвящён отдельный том T27, No. 1545, 阿毘達磨大毘婆沙論, 五百大阿羅漢等造, 三藏法師玄奘奉 詔譯 большого объёма, который занимает примерно треть всей литературы по абхидхарме. Старый перевод Vibhāṣa Śāstra IAST (Буддхаварман и Даотай) содержится как T28, No. 1546, 阿毘達磨毘婆沙論, 迦旃延子造, 五百羅漢釋, 北涼天竺沙門浮陀跋摩共道泰等譯.
Данный текст содержит большой объём разнородного материала. Обсуждаются многочисленные вопросы, причём не только с позиций сарвастивады, но и с позиций других школ — вибхаджьявада, пудгалавада, махасангхика и небуддийские самкхья, вайшешика.
Мнения разных школ оттеняют и подчёркивают позицию сарвастивады. Нередко в дискуссиях итоги не подводятся, а оставляется разнообразие мнений.
Школа сарвастивада в Кашмирском царстве опиралась на Махавибхашу как на основное сочинение, поэтому кашмирских философов называли также “вайбхашиками”. Предположительно, оригинальные тексты кашмирских вайбхашиков не сохранились и лишь частично представлены в сочинениях сторонников сарвастивады в Гандхаре и других странах.[5] Во времена Васубандху Махавибхаша считалась сводом всех основных учений.
Много материала из Махавибхаши связано с доктринами махаяны.[6] Уже в Махавибхаше используется разделение учения на три колесницы — Шравакаяна, Пратьекабуддаяга и Боддхисатваяна.[7] Там же обсуждается соотношение между Хинаяной и Махаяной в выражениях, принятых позднее в махаянистской традиции.[8] Учения Махаяны описываются в Махавибхаше также под названием Вайпулья:[9]
Махавибхаша.