07-07-2023
46-й гвардейский Таманский Краснознамённый ордена Суворова 3-й степени ночной бомбардировочный авиационный полк | |
Награды: | |
---|---|
Почётные наименования: |
Таманский |
Войска: | |
Род войск: |
бомбардировочная авиация |
Сформирована: |
октябрь 1941 |
Расформирована (преобразована): |
октябрь 1945 |
46-й гвардейский Таманский Краснознамённый ордена Суворова 3-й степени ночной бомбардировочный авиационный полк (46-й гвардейский нбап, «ночные ведьмы») — женский авиационный полк в составе ВВС СССР во время Великой Отечественной войны.
Содержание |
Авиационный полк был сформирован в октябре 1941 года по приказу НКО СССР № 0099 от 08.10.41 «О сформировании женских авиационных полков ВВС Красной Армии»[1]. Руководила сформированием Марина Раскова. Командиром полка была назначена Евдокия Бершанская, летчик с десятилетним стажем. Под её командованием полк сражался до окончания войны. Порой его шутливо называли: «Дунькин полк», с намёком на полностью женский состав и оправдываясь именем командира полка.[2] Партийно-политическое руководство полком возглавила Мария Рунт.
Формирование, обучение и слаживание полка проводилось в городе Энгельс. Авиаполк отличался от прочих формирований тем, что был полностью женским. Созданные согласно тому же приказу два других женских авиаполка в ходе войны стали смешанными, но 588-й авиаполк до своего расформирования остался полностью женским: только женщины занимали все должности в полку от механиков и техников до штурманов и пилотов.
23 мая 1942 года полк вылетел на фронт, куда и прибыл 27 мая. Тогда его численность составляла 115 человек — большинство в возрасте от 17 до 22 лет. Полк вошёл в состав 218-й ночной бомбардировочной авиадивизии. Первый боевой вылет состоялся 12 июня 1942 года.
Приказом НКО СССР № 64 от 8 февраля 1943 года, за мужество и героизм личного состава, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками, полку было присвоено почётное звание «Гвардейский» и он был преобразован в 46-й гвардейский ночной бомбардировочный авиационный полк. Некоторое время начальником штаба полка была Фортус, Мария Александровна, затем — Ракобольская, Ирина Вячеславовна.
С 15 мая 1944 года входил в состав 325-й ночной бомбардировочной авиадивизии.
В ходе освобождения Крыма в мае 1944 года полк временно входил в состав 2-й гвардейской ночной бомбардировочной авиадивизии.
За бесстрашие и мастерство немцы прозвали лётчиц полка «ночными ведьмами».
15 октября 1945 года полк был расформирован, а большинство лётчиц демобилизовано.
За три года боёв полк ни разу не уходил на переформирование.
Полк был оснащён самолётами По-2. При формировании в полку было 20 самолётов, потом их численность возросла до 45. На окончание войны в строю было 36 боевых самолётов.
Ракобольская И. В., Кравцова Н. Ф. — «Нас называли ночными ведьмами»:
Наш учебный самолёт создавался не для военных действий. Деревянный биплан с двумя открытыми кабинами, расположенными одна за другой, и двойным управлением — для лётчика и штурмана. (До войны на этих машинах лётчики проходили обучение). Без радиосвязи и бронеспинок, способных защитить экипаж от пуль, с маломощным мотором, который мог развивать максимальную скорость 120 км/час. На самолёте не было бомбового отсека, бомбы привешивались в бомбодержатели прямо под плоскости самолёта. Не было прицелов, мы создали их сами и назвали ППР (проще пареной репы). Количество бомбового груза менялось от 100 до 300 кг. В среднем мы брали 150—200 кг. Но за ночь самолёт успевал сделать несколько вылетов, и суммарная бомбовая нагрузка была сравнима с нагрузкой большого бомбардировщика.
Управление было сдвоенным: самолётом возможно было управлять и пилоту и штурману. Были случаи, когда штурманы приводили на базу и сажали самолёты, после того, как пилот погибал. До августа 1943 года лётчицы не брали с собой парашюты, предпочитая взять вместо них ещё 20 кг бомб.
Пулемёты на самолётах также появились только в 1944 году. До этого единственным вооружением на борту были пистолеты ТТ.
В ходе боевых действий лётчицы авиаполка произвели 23 672 боевых вылета. Из них:
Перерывы между вылетами составляли 5-8 минут, порой за ночь экипаж совершал по 6-8 вылетов летом и 10-12 зимой.
Всего самолёты находились в воздухе 28 676 часов (1191 полных суток).
Лётчицами было сброшено 2 902 980 кг бомб, 26 000 зажигательных снарядов. По неполным данным, полк уничтожил и повредил 17 переправ, 9 железнодорожных эшелонов, 2 железнодорожные станции, 46 складов, 12 цистерн с горючим, 1 самолёт, 2 баржи, 76 автомобилей, 86 огневых точек, 11 прожекторов.
Было вызвано 811 пожаров и 1092 взрыва большой мощности. Также было сброшено 155 мешков с боеприпасами и продовольствием окружённым советским войскам.
Все военнослужащие полка отсортированы в списке по именам.[3]
Должность | Имя Фамилия |
---|---|
Командир полка |
|
Комиссар, заместитель командира полка по политической части | |
Заместитель командира полка по летной части | |
Начальник штаба полка | |
Начальник оперативного отдела штаба полка | |
Начальник строевого отдела штаба полка |
|
Начальник строевого отдела штаба полка |
|
Начальник шифровального отдела штаба полка |
|
Начальник химической службы |
|
Начальник связи | |
Начальник особого отдела |
|
Парторг полка | |
Комсорг полка | |
Писарь штаба |
|
Машинистка штаба |
|
Адъютант командира полка |
|
Врач полка |
|
Командир эскадрильи | |
Комиссар эскадрильи | |
Адъютант эскадрильи |
|
Заместитель командира эскадрильи | |
Командир звена |
|
Лётчик |
|
Штурман полка | |
Штурман эскадрильи | |
Штурман звена |
|
Штурман |
|
Cтарший инженер полка |
|
Старший техник эскадрильи |
|
Техник звена |
|
Механик |
|
Инженер полка по вооружению |
|
Старший техник эскадрильи по вооружению |
|
Мастер по вооружению |
|
Инженер полка по спецоборудованию |
|
Техник по спецоборудованию |
|
Мастер по оборудованию |
|
Укладчик парашютов |
|
Боевые потери полка составили 32 человека. Несмотря на то, что лётчицы гибли за линией фронта, ни одна из них не считается пропавшей без вести. После войны комиссар полка Евдокия Яковлевна Рачкевич на деньги, собранные всем полком, объездила все места, где гибли самолёты и разыскала могилы всех погибших.
Однако, помимо боевых, были и иные. Так, 22 августа 1943 года в госпитале от туберкулёза умерла начальник связи полка Валентина Ступина.[4]
А 10 апреля 1943 года уже на аэродроме после очередного вылета погибло 3 девушки: один самолёт, садясь в темноте, сел прямо на другой, только что приземлившийся.[5] Гибли экипажи и ещё до отправки на фронт, в катастрофах во время обучения.
За годы войны 23 военнослужащим полка было присвоено звание Героя Советского Союза:
В 1995 году звание Героя России получили ещё два штурмана полка:
Звания Герой Республики Казахстан удостоилась одна лётчица:
Ночные ведьмы.