10-10-2023
Салаватский автобус | |
Автобусная система | |
---|---|
Страна | |
Город | |
Дата открытия |
1950 |
Количество маршрутов |
16 |
Количество автопарков |
1 |
Типы эксплуатируемых автобусов |
ПАЗ, КАвЗ, JAС, ГАЗ |
Стоимость проезда |
15 рублей |
Компания-перевозчик |
Автокомбинат СПАТП |
Салаватский автобус — автобусная система в городе Салавате, Россия. Городской автобусный транспорт, а также электротранспорт в виде трамваев, является необходимым звеном в обеспечении жизнедеятельности города.
Содержание |
Городские маршруты обслуживают главным образом автобусы марки НефАЗ, микроавтобусы «Мерседес» (Mercedes-Benz Sprinter 413CDI). Устаревшие модели ПАЗ-3205, ПАЗ-32051, ПАЗ-3206 используют на нерентабельных маршрутах.
Рабочий посёлок при строительстве комбината № 18 застраивался по разработанному плану, включающему в себя разделение городской территории на промышленные, селитебные, лесопарковые зоны, в связи с чем жилые кварталы строились на значительном удалении от промышленных площадок. До пуска городского трамвая в 1957 году жители временных посёлков, примыкавшие к промышленной зоне (современная улица Молодогвардейцев) добирались на работу пешком, остальные пользовались попутными грузовыми машинами, грузотакси и даже гужевым транспортом.
После присвоения поселку Салават статуса города ситуация стала меняться к лучшему: наряду с грузотакси на базе ЗИС-150 и ГАЗ-51 на маршрут «Верх — Низ» (народное название маршрута, связывающего промышленные предприятия с располагавшимися ниже в пойме реки Белой жилыми зонами) выходят автобусы ПАЗ-651. А к концу 50-х годов в ГАТК (городскую автотранспортную контору) поступают первые в Салавате автомобили-такси — десять новеньких ГАЗ-М20 «Победа».
Автовокзал в городе находился на улице Первомайской.
В начале 60-х годов в Салавате вводится в строй новый автовокзал[1], от которого теперь начинаются не только междугородные, но и городские маршруты. В то время с площадки на Первомайской улице разбегались в разные стороны по городским улицам автобусы-красавцы ЗиЛ-158.
Автобусный парк обслуживает автоколонна №1831[2].
Шли годы, маршрутная сеть и автобусный парк росли, вышли на чистые просторные улицы молодого города новые машины ЛиАЗ-677 и Икарус-260. Старая территория городского автотранспортного хозяйства не могла вместить большое количество грузовиков, автобусов и другой техники. Назревала необходимость создания отдельного автобусного предприятия. И вот, в 1977 году, распахнул двери гаражей новый огромный комплекс Салаватского пассажирского автотранспортного предприятия. Здесь находились просторные крытые гаражи и профилакторий для автобусов, таксопарк, современно оборудованная ремонтная зона, а также бассейн, спортзал и профилакторий для работников предприятия.
Автобусный парк обслуживает Автокомбинат, переименованный в 1977 году в СПАТП (Салаватское автотранспортное предприятие)[3].
Начало восьмидесятых годов являло собой время наивысшего расцвета предприятия: по восьми городским маршрутам бегало более 80 автобусов, Салават был связан пригородными и междугородними маршрутами с большим количеством городов и населенных пунктов Башкирии и других областей. По улицам города бегали маршрутные такси РАФ-2203 и более 50 «Волг» с шашечками на бортах. Большое количество автобусов работало по заказам промышленных предприятий.
В 1989 году поступают первые ЛиАЗы новой модели 5256, а также более 20 автобусов ЛиАЗ-677М, ЛАЗ-42021 и единственный за всю историю предприятия Autosan H9.
В постперестроечный период, когда большинство автобусных парков страны влачили жалкое существование, Салаватскому ПАТП приходит помощь от ПО «Салаватнефтеоргсинтез» и руководства города. При их участии только за 1992 год в ПАТП поступило 46 новых автобусов Икарус-260 и ЛиАЗ-677М. В 1993 году поступает более 20 машин ЛиАЗ-677М и ЛиАЗ-5256.
С середины и до конца 90-х годов поступление новых автобусов резко сокращается, на линии выходят автобусы в режиме маршрутных такси без предоставления льгот пассажирам.
В эту пору на арену городских перевозок выходят частные предприятия, микроавтобусы ГАЗель становятся привычным явлением в городской жизни. Их число постоянно растет, они становятся важной частью транспортной инфраструктуры города.
В настоящее время в городе работает около 120 автобусов НефАЗ и «Мерседес» Салаватского ПАТП и более 200 микроавтобусов частных перевозчиков. Расширилась маршрутная сеть, интервалы движения в «часы пик» не превышают нескольких минут.
№ маршрута | Название остановок |
---|---|
1[5] | А.Вокзал — Рынок — 1 школа — Швейная фабрика — ул. Строителей — СПАТП (ул. Монтажников) — Магазин Олеся — Стадион (Ул. Пархоменко) — Поликлиника СМЗ — ул. Чекмарёва — Узел связи (ул. Октябрьская) — Мебельный маг. — Обелиск — 15-я школа (б. Космонавтов) — Маг. Комфорт (Белая техника) — Драм. театр — Титаник (Губкина) — Училище — Институт — Хирургия — Магазин Уют (Ленинградская) — 4-й магазин — Буратино (Островского) — Дом Быта — Аврора — Витта — МСЧ-20 — Чекмарёва — Поликлиника СМЗ — Маг. Олеся — СПАТП — Ул. Строителей — Швейная фабрика 1-я школа — Рынок — Автовокзал |
2 | Автовокзал — ул. Юлаева |
3 | А. Вокзал — Рынок — 1-я школа (ул. Строителей) — Швейная фабрика — ул. Строителей — ул. Б. Хмельницкого — поликлиника СМЗ — ул. Чекмарёва — маг. Адонис (пр-т Нефтяников) — 33-й маг-н — Мебельный — Узел связи — Витта — Аврора — Кооператор — дом быта — 4-й маг. — Уют — Хирургия — Институт — Леон — маг. Золотой телёнок — кафе Гузель — Ортикон (перекрёсток Уфимская-Калинина) — 8-я школа — гор. Водоканал — А.вокзал |
5[6] | А.Вокзал — ул. Уфимская — ул. Октябрьская — ул. Ленина — б-р С. Юлаева (ост. Велес) — ул. Островского (ост. Д.быта) — маг-н Дружба — ул. Ленинградская — ул. Губкина — Институт — ул. Калинина — маг. Золотой теленок — ул. Островского — маг. Вита — Обелиск — Банк — 33-й магазин — ДК Нефтехимик — ул. Гагарина (ост. Столовая) — ул. Чапаева (поликлиника СМЗ) — 20-й маг. — Ост. Оранжерея — ул. Строителей — ул. Автовокзал |
6[7][8] | Автовокзал — Площадь Ленина — ул. Ленина — б-р С. Юлаева (Велес) — поликлиника Строителей — маг. Цветы — Институт — ул. Калинина — маг. Золотой телёнок — кафе Гузель — ул. Ленина — Гостинный двор — Банк — 33-й магазин — ДК Нефтехимик — ул. Гафури — ул. Строителей — ул. Первомайская (ост. Автошкола) — Д. О.К. — Автовокзал |
7 | Автовокзал — Кладбище |
8 | Рынок — Автовокзал — ул. Уфимская — ул. Октябрьская — ул. Ленина — б-р С. Юлаева — ул. Уфимская — ул. Ленинградская — ул. Островского (Буратино) — Дом быта — Аврора — Вита — Драм. Театр — ул. Губкина — ул. Октябрьская — МСЧ-20 — ул. Чекмарёва — ул. Чапаева (поликлиника СМЗ) — 20-й маг. — ул. Северная — ул. Уфимская — Рынок |
9 | Рынок — Автовокзал — ул. Октябрьская — Мебельный — Узел связи — 10 школа — ул. Губкина — Драм. театр — 17 школа — Золотой теленок (ул. Калинина) — ул. Островского — Садко — Кооператор — Дом быта — Дружба — ул. Ленинградская — Водолей — ул. Уфимская — Ленинградский — Арфей — Эль Рам — ул. Салавата Юлаева — Гребешок — ул Ленина — Сбербанк — Ленина — Гостиный двор — Банк (Березка) — ул. Октябрьская — ул. Уфимская — Водоканал — Автовокзал — Рынок |
На летний период в Салавате вводятся дополнительно семь маршрутов автобусов до расположенных в разных местах салаватских садов и огородов[9].
По городу проходят круглосуточные корпоративные маршруты автобусов, доставляющие салаватцев на работу.
Проезд для пенсионеров в городских автобусах бесплатный.
C 1976 года директор автокомбината (c 1977 года — СПАТП) почётный гражданин города Салавата Рябов Геннадий Трофимович[10].
Фотогалерея автобусов Салаватского ПАТП
Это заготовка статьи об автобусе или автобусной системе. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её. |
Автобусные системы на территории России | |
---|---|
|
Салаватский автобус.