Lt304888.ru

Туристические услуги

Симфония-концерт для виолончели с оркестром

20-09-2023

Перейти к: навигация, поиск

Симфония-концерт для виолончели с оркестром, op. 125 — одно из последних крупных сочинений С.С. Прокофьева. Концерт окончен в 1952 году. Впервые исполнен М.Л. Ростроповичем с Московским молодёжным оркестром под управлением С.Т. Рихтера[1] 18 февраля 1952 г. в Большом зале Московской консерватории[2].

Краткая характеристика

Работа над музыкой началась в 1947 году с переделки виолончельного концерта op.58, написанного Прокофьевым в 1938 для Г.Пятигорского и признанного виолончелистами «неиграбельным», то есть невыигрышным для исполнителя[3]. В процессе переделки, при активном участии М.Л. Ростроповича (с 1950 года) сочинение переросло рамки «второй редакции» и, в конечном итоге, вылилось в 1952 году в самостоятельное крупное сочинение под отдельным опусом. На премьере сочинение было анонсировано как Второй концерт для виолончели. После премьеры Прокофьев ещё раз отредактировал своё сочинение (в основном, в сторону большей эффектности оркестровки) и поменял его заголовок на нынешний. Структура Второго концерта в крупном плане аналогична структуре Первого концерта, с изменением в третьей части, которая в Первом концерте была названа «Темой с вариациями», а во Втором — «Andante con moto», хотя по существу, это тоже вариации, но не на одну, а на две темы (так называемые двойные вариации)[4].

I. Andante
II. Allegro guisto
III. Andante con moto

Рецепция

К началу XXI века Симфония-концерт Прокофьева — стандартная часть виолончельного репертуара. Симфония-концерт относится к сочинениям высшей сложности и требует от виолончелиста серьёзной технической подготовки. В дискографии Симфонии-концерта — 4 записи Ростроповича: с К.Зандерлингом (1954), М.Сарджентом (1957, первая зарубежная запись сочинения), Г.Н.Рождественским (1964) и С.Одзавой (1987). Среди других известных исполнителей Йо-Йо-Ма, М.Майский, Л.Харрелл, А.Рудин, Г.Капюсон. В западной исполнительской практике сочинение иногда именуется на итальянский манер Sinfonia concertante.

Примечания

  1. Единственное публичное выступление Рихтера в качестве дирижёра симфонического оркестра.
  2. Аудиозапись премьерного исполнения не сохранилась.
  3. Петухова С.А. Ростропович, Мясковский, Прокофьев, Шостакович: виолончельное, с. 99.
  4. Согласно биографу Прокофьева И.Вишневецкому, одна из вариаций содержала цитату из популярной песни одного из гонителей Прокофьева В.Г. Захарова «И кто его знает, чего он моргает»..., изложенную скерцозно, с намеренными искажениями мелодического контура. На предварительном прослушивании Концерта Захаров (в то время ответственный чиновник Союза композиторов СССР) опознал свою тему. Разразился скандал, после чего Прокофьев был вынужден заменить тему Захарова собственной (столь же скерцозной) темой. См.: Вишневецкий И. Сергей Прокофьев. М., 2009, с.656-657.

Литература

  • Блок В.М. Симфония-концерт для виолончели с оркестром соч. 125. В кн.: Блок В.М. Виолончельное творчество Прокофьева: Исследование. М.: Музыка, 1973, с. 109–155.

Ссылки

  • Петухова С.А. Ростропович, Мясковский, Прокофьев, Шостакович: виолончельное, с. 98.

Симфония-концерт для виолончели с оркестром.

© 2020–2023 lt304888.ru, Россия, Волжский, ул. Больничная 49, +7 (8443) 85-29-01