20-09-2023
Симфония-концерт для виолончели с оркестром, op. 125 — одно из последних крупных сочинений С.С. Прокофьева. Концерт окончен в 1952 году. Впервые исполнен М.Л. Ростроповичем с Московским молодёжным оркестром под управлением С.Т. Рихтера[1] 18 февраля 1952 г. в Большом зале Московской консерватории[2].
Работа над музыкой началась в 1947 году с переделки виолончельного концерта op.58, написанного Прокофьевым в 1938 для Г.Пятигорского и признанного виолончелистами «неиграбельным», то есть невыигрышным для исполнителя[3]. В процессе переделки, при активном участии М.Л. Ростроповича (с 1950 года) сочинение переросло рамки «второй редакции» и, в конечном итоге, вылилось в 1952 году в самостоятельное крупное сочинение под отдельным опусом. На премьере сочинение было анонсировано как Второй концерт для виолончели. После премьеры Прокофьев ещё раз отредактировал своё сочинение (в основном, в сторону большей эффектности оркестровки) и поменял его заголовок на нынешний. Структура Второго концерта в крупном плане аналогична структуре Первого концерта, с изменением в третьей части, которая в Первом концерте была названа «Темой с вариациями», а во Втором — «Andante con moto», хотя по существу, это тоже вариации, но не на одну, а на две темы (так называемые двойные вариации)[4].
I. Andante
II. Allegro guisto
III. Andante con moto
К началу XXI века Симфония-концерт Прокофьева — стандартная часть виолончельного репертуара. Симфония-концерт относится к сочинениям высшей сложности и требует от виолончелиста серьёзной технической подготовки. В дискографии Симфонии-концерта — 4 записи Ростроповича: с К.Зандерлингом (1954), М.Сарджентом (1957, первая зарубежная запись сочинения), Г.Н.Рождественским (1964) и С.Одзавой (1987). Среди других известных исполнителей Йо-Йо-Ма, М.Майский, Л.Харрелл, А.Рудин, Г.Капюсон. В западной исполнительской практике сочинение иногда именуется на итальянский манер Sinfonia concertante.
|
Симфония-концерт для виолончели с оркестром.