05-07-2023
Произвводственное объединение «Таллэкс» | |
Тип | |
---|---|
Год основания | |
Расположение |
Эстонская ССР: города Таллин, Мыйзакюла, Пайде, Вильянди и другие |
Отрасль | |
Продукция |
Производственное объединение «Та́ллэкс» (до 1975 года Таллинский экскаваторный завод) — предприятие, располагавшееся в Эстонской ССР, основной продукцией которого являлись цепные траншейные экскаваторы и экскаваторы-дреноукладчики. Головное предприятие нвходилось в Таллине. «Таллэкс» был одним из немногих предприятий в СССР, разрабатывавшем и производившем продукцию этого вида.[1]
Головным предприятием производственного объединения являлся Таллинский ремонтный завод, который был основан в 1944 году. Главный корпус завода был закончен в 1947 году, тогда же завод приступил к ремонту автомобилей и двигателей. Вскоре завод стал заниматься ремонтом тракторов и изготовлением запасных частей. В начале 1950-х годов завод приступил к серийному изготовлению водяных насосов, в 1952 году началось производство токарных станков.[1][2]
В 1956 году на базе Таллинского ремонтного завода был образован Таллинский экскаваторный завод, который начал подготовку к производству многоковшовых экскаваторов для дренажных мелиоративных работ. В этом же году были изготовлены первые траншейные экскаваторы ЭТН-142, производство которых было передано с киевского завода «Красный октябрь». Экскаватор изготавливался на базе трактора ДТ-54. Вскоре завод приступил к выпуску экскаватора ЭТН-171, который стал основой для последующих моделей. С завода «Красный октябрь» также было передано производство цепного траншейного экскаватора ЭТН-122 на базе колесного трактора МТЗ-5 «Беларусь».[1][3]
В 1965 году началось производство серии экскаваторов ЭТЦ-202, которая была создана на базе ЭТН-171 и производилась, с некоторыми усовершенствованиями конструкции, до конца советского периода. У на базе модели ЭТЦ-202 производилась общестроительная модификация ЭТЦ-201, предназначенная для рытья траншей глубиной до 2 метров.[1][4]
В 1960 году завод был объединен с Вильяндиским механическим заводом, в 1961 году с Механическим заводом Мыйзакюла, а в 1962 году — с Пайдеским заводом дорожных машин, выпускавшем автогрейдеры серии В.[5] Вскоре пайдеский завод перешел на производство автогрейдера Д-512, который после объединения с таллинским предприятием выпускался до 1966 года под маркой «Таллэкс». Всего в 1962—1966 годах было выпущено 1675 автогрейдеров Д-512. В 1966 году производство автогрейдеров было прекращено, в дальнейшем пайдеский цех занимался производством комплектующих для таллинского предприятия.[1][6][7]
В 1961 году в Мыйзакюла началось производство траншейного экскаватора ЭТН-124 на основе трактора МТЗ-5ЛС, которые уже оснащались закрытой кабиной, в отличие от базовой модели МТЗ-5. Глубина копания составляла 1,2 метра. В 1964 году завод в Мыйзакюла приступил к производству траншейного экскаватора ЭТЦ-161 на базе трактора МТЗ-50; благодаря более мощному двигателю глубина копания повысилась до 1,6 метра. Производство этой модели продолжалось до 1978 года. К тому времени на базе трактора МТЗ-80 уже было начато производство модели ЭТЦ-165. Последней моделью траншейных экскаваторов, производившихся в Мыйзакюла, стала модификация ЭТЦ-165А.[1][3]
В 1975 году на базе Таллинского экскаваторного завода было образовано производственное объединение «Таллэкс». К тому времени количество работников предприятия составляло приблизительно 1800 человек, из которых 1200 работали на таллинском предприятии. Головным предприятием объединения оставался Таллинский ордена Трудового Красного Знамени экскаваторный завод имени 50-летия СССР. К 1977 году объединение произвело 11 тыс. экскаваторов, с помощью которых было обработано 4 млн гектаров полей. Продукция предприятия экспортировалась в 33 страны. К началу 1980-х годов объединение производило более половины из общего числа экскаваторов непрерывного действия, производившихся в СССР. Четверть продукции шла на экспорт; в результате каждый четвертый траншейный экскаватор в мире выпускался на «Таллэксе». Объединение организовывало ежегодные курсы, на которые приглашались механизаторы со стороны предприятий-пользователей продукции объединения.[1][2][8]
Во второй половине 1970-х годов было начато производство экскаватора-дреноукладчика ЭТЦ-206 на базе трактора Т-130БГ-3 Челябинского тракторного завода. Экскаватор был разработан совместно с ленинградским СКБ «Земмаш». За период 1977—1987 было выпущено 152 единиц этого дреноукладчика.[9] С конца 1970-х годов началось производство унифицированного семейства траншейных экскаваторов ЭТЦ-208.[10]
В 1980-х годах была предпринята попытка начать производство малых тракторов для нужд небольших хозяйств по образцу производившихся в Чехословакии тракторов TZ-4K-14 (чешск.)русск.. Была изготовлена небольшая пробная партия, однако распад СССР не позволил довести дело до серийного производства.[1]
Благодаря усилиям долговременного директора предприятия Э. Инноса, при производственном объединении был создан хоккейный клуб «Таллэкс», дважды побеждавший в эстонской хоккейной лиге (в 1978 и 1981 годах) и игравший на 43-м чемпионате СССР во второй лиге. Вблизи таллинского завода был построен искусственный каток для хоккейных тренировок.
В связи с процессами, происходившими при восстановлении независимости Эстонии, началась приватизация находившихся в республике предприятий. В конце 1990 года «Таллэкс» перешел в подчинение ЭССР, и по договоренности с Председателем Совета Министров ЭССР Э. Сависааром началась подготовка к приватизации объединения. Руководство завода во главе с П. Трейером желало сохранить ПО «Таллэкс» в качестве государственного акционерного общества, но в результате конкурентной борьбы приватизацию осуществило акционерное общество Eesti Talleks. Вслед за приватизацией последовало судебное разбирательство, в котором Государственный суд Эстонии признал приватизацию незаконной. Однако вскоре Верховный Совет Эстонии (эст.)русск. особым решением снова продал завод в пользу АО Eesti Talleks.[1]
Таллэкс.