13-10-2023
Харьковское государственное авиационное производственное предприятие | |
Год основания | |
---|---|
Расположение | |
Ключевые фигуры |
Анатолий Мялица |
Отрасль |
Самолётостроение |
Сайт |
Харьковское государственное авиационное производственное предприятие (укр. Харківське державне авіаційне виробниче підприємство; ХГАПП, ранее — ХАПО, ХАЗ, 135-й завод) — предприятие авиационного машиностроения в городе Харькове.
Самый крупный авиазавод Украины.[1]
До 1992 года занимал одно из ведущих мест в самолётостроеннии СССР.[1] Выпускал пассажирские, транспортные, военные самолёты и крылатые ракеты; в настоящий момент — пассажирские, транспортные и военно-транспортные Ан. История завода богата множеством авиационных достижений. С ним связаны судьбы многих главных и генеральных конструкторов — Константина Калинина, Петра Грушина, Андрея Туполева, Сергея Ильюшина, Артёма Микояна, Александра Яковлева, Павла Сухого, Олега Антонова.
Испытания самолётов, выпускаемых и ремонтируемых заводом, производятся на аэродроме «Сокольники».
Содержание |
Список неполон. Дополняйте, пожалуйста!
Также заводом выпускались детали, узлы, фюзеляжи и крылья самолётов: Як-1, Як-3 (крылья), Як-7, Як-9, Ла-5, Ил-2, Ан-148.
В течение последних двадцати лет Харьковский авиазавод успешно сотрудничает с известным АНТК им. О. К. Антонова. Следом за серийным выпуском транспортных самолётов Ан-72 и Ан-72П было освоено производство самолёта Ан-74. В настоящее время создано и изготавливается семейство многоцелевых самолётов Ан-74: лёгкий транспортный самолёт Ан-74Т, грузопассажирский самолёт Ан-74ТК, административный самолёт Ан-74П-100, Ан-74ТК-200 и принципиально новая модификация Ан-74ТК-300. Самолёты этого семейства работают в условиях Арктики и Антарктиды, осуществляют полёты в труднодоступные высокогорные районы Южной Америки, обеспечивают транспортирование грузов и пассажиров в пустыне Сахара.
В конце 1990-х годов Харьковский авиазавод начал серийное производство регионального 52-местного пассажирского самолёта Ан-140. Он предназначен для пассажирских и грузовых перевозок и заменит в ближайшее время на авиалиниях самолёты Ан-24 и Ан-26.
Награды завода |
По данным АУБ (Ассоциации украинских банков), задолженность ХГАПП перед банками в 2008 году составляла 840 млн гривен. Ежемесячно с завода увольнялось до 50 человек. Причинами увольнений являлись невыплата зарплаты, непродуманная реструктуризация предприятия и хищение государственных средств[3] (в суде доказана растрата 48 миллионов гривен).
13 декабря 2010 года бывший директор предприятия Павел Науменко был приговорён Киевским районным судом города Харькова за растрату 48 миллионов гривен (9,5 миллиона долларов по курсу 2006 года) к десяти годам лишения свободы с конфискацией имущества.[3]
Объем реализации продукции ХГАПП в 2008 г. составил 104 миллионов грн., в том числе экспорт — 91 млн грн. Экспортировались в основном агрегаты самолета Ан-140-100 для компании HESA (Иран). В последнее время на ХГАПП ситуация улучшилась, много планов на будущее, и можно надеяться, что ХГАПП еще займет лидирующее место на Украине.
Это заготовка статьи об авиации. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её. |
Это заготовка статьи о Харькове. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её. |
Достопримечательности Харькова | ||
Харьковский авиазавод.