Год |
Название |
Оригинальное название |
Композитор |
Автор либретто, язык |
Изображение |
Первая постановка |
1707 |
«Митридат Евпатор» |
Il mitridate Eupatore |
Алессандро Скарлатти |
Джироламо Фриджимелика Роберти (итал.) |
|
5 января 1707
Театр Сан Джованни Кризостомо, Венеция |
1708 |
«Иссе» |
Issé |
Андре Кардиналь Детуш |
Антуан де ла Мотт (фр.) |
|
17 декабря 1697
Замок Трианон, Фонтенбло (1-я редакция в 3 д.)
14 октября 1708
Опера, Пале Рояль, Париж (окончательная редакция) |
1709 |
«Агриппина» |
Agrippina |
Георг Фридрих Гендель |
Винченцо Гримани (итал.) |
|
26 декабря 1709
Театр Сан Джованни Кризостомо, Венеция |
1710 |
«Венецианские празднества» |
Les fêtes vénitiennes |
Андре Кампра |
Антуан Данше (фр.) |
|
14 октября 1710
Опера, Пале Рояль, Париж (окончательная редакция) |
1711 |
«Ринальдо» |
Rinaldo |
Георг Фридрих Гендель |
Джакомо Росси (итал.) по сценарию Аарона Хилла по поэме Торквато Тассо «Освобождённый Иерусалим, или Гоффредо» (1575) |
|
7 марта 1711
Королевский театр Хаймаркет, Лондон
(1-я редакция)
6 апреля 1731
Королевский театр Хаймаркет, Лондон (2-я редакция) |
«Крёз» /
«Высокомерный, свергнутый и вновь возвысившийся Крёз» |
Der hochmütige, gestürzte und wieder erhabene Crösus |
Райнхард Кайзер |
Лукас фон Бостель (нем.) по либретто Николо Минато (итал.) к музыкальной драме Антонио Драги «Крёз» (1678, Вена) |
|
1711
Ярмарочный театр, Гамбург (1-я редакция)
1730
(2-я редакция) |
1718 |
«Триумф чести» |
Il trionfo dell'onore |
Алессандро Скарлатти |
Франческо Антонио Туллио (итал.) |
|
24 ноября 1718
Театр Деи Фиорентини, Неаполь |
1721 |
«Гризельда» |
Griselda |
Алессандро Скарлатти |
Франческо Мария Русполи (итал.) по либретто Апостоло Дзено для оперы Антонио Поллароло (1701) по книге новелл Джованни Боккаччо «Декамерон» (1350-1353) |
|
Январь 1721
Театр Капраника, Рим |
1722 |
«Девушки на галере» |
Li zite 'ngalera |
Леонардо Винчи |
Бернардо Саддумене (итал.) |
|
3 января 1722
Театр Деи Фиорентини, Неаполь |
1724 |
«Юлий Цезарь в Египте» |
Giulio Cesare in Egitto |
Георг Фридрих Гендель |
Никола Франческо Хайм (итал.) по либретто Джакомо Франческо Буссани к музыкальной драме Антонио Сарторио (1677, Венеция) |
|
20 февраля 1724
Королевский театр Хаймаркет, Лондон |
«Тамерлан» |
Tamerlano |
Георг Фридрих Гендель |
Никола Франческо Хайм (итал.) по либретто Агостино Пьовене к музыкальным драмам Франческо Гаспарини «Тамерлан» (1711, Венеция) и «Баязет» (1719, Реджо-Эмилия, переработка текста: Дзанелли) на основе трагедии Жака Прадона «Тамерлан, или Смерть Баязета» (1675) |
|
31 октября 1724
Королевский театр Хаймаркет, Лондон |
1725 |
«Роделинда, королева лангобардов» |
Rodelinda, regina de'langobardi |
Георг Фридрих Гендель |
Никола Франческо Хайм (итал.) по либретто Антонио Сальви по трагедии Пьера Корнеля «Пертарит, король ломбардцев» (1652) |
|
13 февраля 1725
Королевский театр Хаймаркет, Лондон |
«Пимпиноне, или Неравный брак» |
Pimpinone oder Die ungleiche Heirath |
Георг Филипп Телеман |
Иоганн Филипп Преториус (нем.) и (итал.) по либретто Пьетро Париати к одноимённому интермеццо (1708, Венеция) Томмазо Джованни Альбинони |
|
27 сентября 1725
Гамбург |
1727 |
«Орландо» / «Неистовый Орландо» |
Orlando / Orlando furioso |
Антонио Вивальди |
Грацио Браччолли (итал.) к одноимённой опере Джованни Альберто Ристори (1713) по поэме Лодовико Ариосто «Неистовый Роланд» (1516) |
|
Ноябрь 1727
Театр Сан Анджело, Венеция |
«Опера нищего» |
The beggar's opera |
Джон Кристофер Пепуш |
Джон Гэй (англ.) |
|
29 января 1728
Лондон |
1729 |
«Узнанная Семирамида» |
La Semiramide riconosciuta |
Никола Порпора |
Пьетро Метастазио (итал.) |
|
1729
Театр Сан Джованни Кризостомо, Венеция (1-я редакция)
20 января 1739
Театр Сан Карло, Неаполь (2-я редакция) |
1733 |
«Орландо» |
Orlando |
Георг Фридрих Гендель |
Анонимная версия (итал.) либретто Карло Сигизмондо Капече к опере Доменико Скарлатти «Орландо» (1711, Рим) по поэме Лодовико Ариосто «Неистовый Роланд» (1516) |
|
27 января 1733
Королевский театр Хаймаркет, Лондон |
«Служанка-госпожа» |
La serva padrona |
Джованни Баттиста Перголези |
Дженнаро Антонио Федерико (итал.) |
|
28 августа 1733
Театр Сан Бартоломео, Неаполь |
«Ипполит и Арисия» |
Hippolyte et Aricie |
Жан-Филипп Рамо |
Симон-Жозеф Пеллегрен (фр.) |
|
1 октября 1733
Опера, Пале Рояль, Париж |
1734 |
«Ливьетта и Траколло» |
Livietta e Tracollo |
Джованни Баттиста Перголези |
Томмазо Мариани (итал.) |
|
25 октября 1734
Театр Сан Бартоломео, Неаполь |
1735 |
«Олимпиада» |
L'Olimpiade |
Джованни Баттиста Перголези |
Пьетро Метастазио (итал.) |
|
8 или 15 января 1735
Театр ди Тординона, Рим |
«Ариодант» |
Ariodante |
Георг Фридрих Гендель |
Анонимная версия либретто Антонио Сальви (итал.) «Гиневра, принцесса Шотландии» по поэме Лодовико Ариосто «Неистовый Роланд» (1516) |
|
19 января 1735
Ковент Гарден, Лондон |
«Альчина» |
Alcina |
Георг Фридрих Гендель |
Анонимная версия либретто Антонио Фанцалья (итал.) к «Острову Альчины» Риккардо Броски (1728) по поэме Лодовико Ариосто «Неистовый Роланд» (1516) |
|
16 апреля 1735
Ковент Гарден, Лондон |
«Галантные Индии» |
Les Indes galantes |
Жан-Филипп Рамо |
Луи Фюзелье (фр.) |
|
23 августа 1735
Опера, Пале Рояль, Париж
(1-я редакция без III и IV д.)
10 марта 1736
Опера, Пале Рояль, Париж
(2-я редакция в IV д.) |
1737 |
«Кастор и Поллукс» |
Castor et Pollux |
Жан-Филипп Рамо |
Пьер-Жозеф Бернар (фр.) |
|
24 октября 1737
Опера, Пале Рояль, Париж
(1-я редакция)
11 января 1754
Опера, Пале Рояль, Париж
(2-я редакция без Пролога, с добавлением и перекомпоновкой действий) |
1738 |
«Ксеркс» |
Serse |
Георг Фридрих Гендель |
Анонимная версия (итал.) к опере Джованни Бонончини «Ксеркс» (1694, Рим) по либретто Николо Минато к одноимённой опере Франческо Кавалли (1654/55, Венеция) |
|
15 апреля 1738
Королевский театр Хаймаркет, Лондон |
1745 |
«Платея» |
Platée |
Жан-Филипп Рамо |
Адриан-Жозеф Ле Валуа д'Орвиль (фр.) по балету Жака Отро «Платея, или Ревнивая Юнона» на сюжет древнеримского пересказа Павсания |
|
31 марта 1745
Версаль |
1747 |
«Покинутая Дидона» |
Didone abbandonata |
Никколо Йоммелли |
Пьетро Метастазио (итал.) (1724) |
|
28 января 1747
Театр Арджентина, Рим |
1752 |
«Деревенский колдун» |
Le devin du village |
Жан-Жак Руссо |
Жан-Жак Руссо (фр.) |
|
18 октября 1752
Дворец Фонтенбло
(1-я редакция)
1 марта 1753
Опера, Париж
(2-я редакция)
20 апреля 1779
Опера, Париж
(3-я редакция) |
1754 |
«Китаянки» |
Le cinesi |
Кристоф Виллибальд Глюк |
Метастазио (итал.) |
|
24 сентября 1754
Дворцовый театр, Шлоссхоф (Австрия) |
«Деревенский философ» |
Il filosofo di campagna |
Бальдассаре Галуппи |
Карло Гольдони (итал.) |
|
26 октября 1754
Театр Сан Самуэле, Венеция |
1755 |
«Цефал и Прокрис» |
Цефал и Прокрис |
Франческо Арайя |
Александр Петрович Сумароков (рус.) по поэме Овидия «Метаморфозы» (VII книга) |
|
27 февраля 1755
Придворный театр, Санкт-Петербург |
1760 |
«Добрая дочка» / «Чеккина, или Добрая дочка» |
La cecchina ossia La buona figliola |
Никколо Пиччини |
Карло Гольдони (итал.) к одноимённой музыкальной драме Эджидио Ромуальдо Дуни (1756,Парма) по комедии Карло Гольдони «Памела, или Вознаграждённая добродетель» (1750) по одноимённому роману (1740) Сэмюэла Ричардсона |
|
6 февраля 1760
Театр Делле Даме, Рим |
1762 |
«Орфей и Эвридика» |
Orfeo ed Euridice |
Кристоф Виллибальд Глюк |
Раньери Симоне Франческо Мария де Кальцабиджи (итал.) |
|
5 октября 1762
Бургтеатр, Вена
(1-я редакция)
2 августа 1774
Опера, Париж
(2-я редакция с подзаголовком «Опера-трагедия») |
1763 |
«Бореады» |
Les boréades |
Жан-Филипп Рамо |
Луи де Каюзак (?) (фр.) |
|
14 апреля 1975
Лондон (концертное исполнение)
21 июля 1982
Экс-ан-Прованс
(соч. в 1763) |
1764 |
«Непредвиденная встреча» / «Пилигримы из Мекки» |
La rencontre imprévue |
Кристоф Виллибальд Глюк |
Луи Данкур (фр.) по либретто к водевилю Алена Рене Лесажа «Пилигримы из Мекки» (1726, Париж) |
|
7 января 1764
Бургтеатр, Вена |
1765 |
«Том Джонс» |
Tom Jones |
Франсуа-Андре Филидор |
Антуан Александр Анри Пуансине и Мишель Жан Седен (фр.) по роману Генри Филдинга «История Тома Джонса, найдёныша» (1749) |
|
27 февраля 1765
Итальянская комедия, Париж
(1-я редакция)
30 января 1766
Итальянская комедия, Париж
(2-я редакция) |
«Фея Юржель, или Что приятно дамам» |
La Fée Urgèle ou Ce qui plaît aux dames |
Эджидио Ромуальдо Дуни |
Шарль Фавар (фр.) по рассказу Вольтера (1763) и новелле Джерри Чосера (1380) |
|
26 октября 1765
Фонтенбло |
1767 |
«Альцеста» |
Alceste |
Кристоф Виллибальд Глюк |
Раньери Симоне Франческо Мария де Кальцабиджи (итал.)
(1-я редакция)
Франсуа дю Рулле (фр.)
(2-я редакция) |
|
26 декабря 1767
Бургтеатр, Вена
(1-я редакция)
23 апреля 1776
Опера, Париж
(2-я редакция) |
1768 |
«Аптекарь» |
Lo speziale |
Йозеф Гайдн |
Карло Гольдони (итал.) |
|
Осень 1768
Замок Эстерхаза |
«Пирам и Фисба» |
Piramo e Tisbe |
Иоганн Адольф Хассе |
Марко Кольтеллини (итал.) по поэме Овидия «Метаморфозы» |
|
Осень 1768
Вена |
«Бастьен и Бастьена» |
Bastien und Bastienne |
Вольфганг Амадей Моцарт |
Фридрих Вильгельм Вайскерн и Иоганн Генрих Мюллер (нем.) по водевилю Шарля Симона и Мари Жюстин Фавар «Любовь Бастьена и Бастьены» (1753) |
|
2 октября 1890
Берлин (соч. в 1768) |
1769 |
«Дезертир» |
Le déserteur |
Пьер-Александр Монсиньи |
Мишель Жан Седен (фр.) |
|
6 марта 1769
Опера Комик, Париж |
«Мнимая простушка» |
La finta semplice |
Вольфганг Амадей Моцарт |
Марко Кольтеллини (итал.) по либретто Карло Гольдони к одноимённой опере Сальваторе Перилло (1764, Венеция) |
|
1769
Зальцбург (?) |
1770 |
«Митридат, царь Понта» |
Mitridate re di Ponto |
Вольфганг Амадей Моцарт |
Витторио Амедео Чинья-Санти (итал.) к опере-seria Куиринио Гаспарини (1767, Турин) по трагедии Жана Батиста Расина «Митридат» (1673) |
|
26 декабря 1770
Театр Реджо Дукале, Милан |
1771 |
«Земира и Азор» |
Zémire et Azor |
Андре Эрнест Модест Гретри |
Жан-Франсуа Мармонтель (фр.) |
|
9 января 1771
Королевский театр, Фонтенбло |
1772 |
«Антигона» |
Antigona |
Томмазо Траэтта |
Марко Кольтеллини (итал.) |
|
11 ноября 1772
Придворный театр, Санкт-Петербург |
«Луций Сулла» |
Lucio Silla |
Вольфганг Амадей Моцарт |
Джованни Де Гамерра (итал.) |
|
26 декабря 1772
Театр Реджо Дукале, Милан |
1774 |
«Ифигения в Авлиде» |
Iphigénie en Aulide |
Кристоф Виллибальд Глюк |
Дю Рулле (фр.) по трагедии Жана Батиста Расина «Ифигения» (1674) |
|
19 апреля 1774
Опера, Париж |
1775 |
«Мнимая садовница» |
La finta giardiniera |
Вольфганг Амадей Моцарт |
1-я редакция - Джузеппе Петроселлини (?) (итал.) к одноимённой опере Паскуале Анфосси (1774, Рим)
2-я редакция (зингшпиль) - Франц Йозеф Штирле (?) (нем.) |
|
13 января 1775
Театр Санкт Сальватор, Мюнхен
(1-я редакция)
Май 1780
Аугсбург (2-я редакция) |
1777 |
«Лунный мир» |
Il mondo della luna |
Йозеф Гайдн |
Анонимная обработка либретто Карло Гольдони (итал.) к одноимённой опере Бальдассаре Галуппи (1750, Венеция) |
|
3 августа 1777
Замок Эстерхаза |
«Армида» |
Armide |
Кристоф Виллибальд Глюк |
Филипп Кино (фр.) к «Армиде» Жан-Батиста Люлли (1686) по поэме Торквато Тассо «Освобождённый Иерусалим» (1580) |
|
23 сентября 1777
Опера, Париж |
1779 |
«Мельник - колдун, обманщик и сват» |
Мельник - колдун, обманщик и сват |
Михаил Соколовский |
Александр Онисимович Аблесимов (рус.) |
|
20 января 1779
Театр Меддокса, Москва |
«Ифигения в Тавриде» |
Iphigénie en Tauride |
Кристоф Виллибальд Глюк |
Никола Франсуа Гийяр (фр.)
по одноимённой трагедии (1757)
де Ла Туша |
|
18 мая 1779
Опера, Париж
(1-я редакция)
23 октября 1781
Бургтеатр, Вена
(2-я редакция) |
1781 |
«Идоменей» |
Idomeneo |
Вольфганг Амадей Моцарт |
Джамбаттиста Вареско (итал.) по либретто Антуана Данше к одноимённой лирической трагедии Андре Кампра (1712, Париж) |
|
29 января 1781
Резиденц-театр (Кувилье-театр), Мюнхен |
«Скупой» |
Скупой |
Василий Пашкевич |
Яков Борисович Княжнин (рус.) |
|
1781 (?)
Театр Книппера, Санкт-Петербург |
1782 |
«Похищение из сераля» |
Die Entführung aus dem Serail |
Вольфганг Амадей Моцарт |
Иоганн Готлиб Стефани-младший (нем.) по либретто Кристофа Фридриха Брецнера к зингшпилю Иоганна Андре «Бельмонт и Констанца, или Похищение из сераля» (1781) |
|
16 июля 1782
Бургтеатр, Вена |
«Между двух ссорящихся третий радуется» |
Fra i due litiganti il terzo gode |
Джузеппе Сарти |
Анонимная обработка либретто Карло Гольдони (итал.) к опере Бальдассаре Галуппи «Свадьба» (1755, Болонья) |
|
14 сентября 1782
Ла Скала, Милан |
«Севильский цирюльник, или Тщетная предосторожность» |
Il barbiere di Siviglia ovvero La precauzione inutile |
Джованни Паизиелло |
Джузеппе Петроселлини (итал.) по одноимённой комедии (1775, 1-я ч. трилогии) Пьера Огюстена Карона де Бомарше |
|
15 сентября 1782
Эрмитажный театр, Санкт-Петербург |
«Как поживешь, так и прослывешь» /
«Санктпетербургский гостиный двор» |
Как поживешь, так и прослывешь / Санктпетербургский гостиный двор |
Василий Пашкевич |
Михаил Алексеевич Матинский (рус.) |
|
1782
Театр Книппера, Санкт-Петербург
(1-я редакция «Как поживешь, так и прослывешь»)
2 февраля 1792
Эрмитажный театр, Санкт-Петербург
(2-я редакция «Санктпетербургский гостиный двор») |
1784 |
«Данаиды» |
Les danaïdes |
Антонио Сальери |
Мари Франсуа Луи Леблан дю Рулле и Луи Теодор де Чуди (фр.) по либретто Раньери Симоне Франческо Мария де Кальцабиджи «Гиперместра, или Данаиды» (1778) |
|
26 апреля 1784
Опера, Париж |
«Ричард Львиное Сердце» |
Richard cœur de Lion |
Андре Эрнест Модест Гретри |
Мишель Жан Седен (фр.) |
|
21 октября 1784
Опера Комик, Париж |
1786 |
«Эдип в Колоне» |
Œdipe à colone |
Антонио Саккини |
Никола Франсуа Гийяр (фр.)
по одноимённой трагедии
(401 до н. э.) Софокла |
|
4 января 1786
Версаль |
«Директор театра» |
Der Schausieldirektor |
Вольфганг Амадей Моцарт |
Иоганн Готлиб Стефани-младший (нем.) |
|
7 февраля 1786
Дворец Шёнбрунн, Вена |
«Импрессарио в затруднении» |
L'impresario in angustie |
Доменико Чимароза |
Джузеппе Мария Диодати (итал.) |
|
7 февраля 1786
Театр Нуово, Неаполь |
«Сначала музыка, потом слова» |
Prima la musica, poi le parole |
Антонио Сальери |
Джамбаттиста Касти (итал.) |
|
7 февраля 1786
Дворец Шёнбрунн, Вена |
«Свадьба Фигаро» |
Le nozze di Figaro |
Вольфганг Амадей Моцарт |
Лоренцо Да Понте (итал.) по комедии «Безумный день, или Женитьба Фигаро» (1784, 2-я часть трилогии) Пьера Огюстена Карона де Бомарше |
|
1 мая 1786
Бургтеатр, Вена |
«Доктор и аптекарь» |
Doktor und Apotheker |
Карл Диттерс фон Диттерсдорф |
Иоганн Готлиб Стефани-младший (нем.) |
|
11 июля 1786
Бургтеатр, Вена |
«Сокол» |
Le faucon |
Дмитрий Бортнянский |
Франц-Герман Лафермьер (фр.) по новелле из книги Джованни Боккаччо «Декамерон» (1350-1353, 5-й день, 9-я новелла) |
|
11 октября 1786
Дворцовый театр, Гатчина |
«Редкая вещь, или Красота и добродетель» |
Una cosa rara ossia Bellezza ed onestà |
Висенте Мартин-и-Солер |
Лоренцо Да Понте (итал.) |
|
17 ноября 1786
Бургтеатр, Вена |
1787 |
«Дон Жуан» /
«Наказанный распутник, или Дон Жуан» |
Il dissoluto punito ossia Don Giovanni |
Вольфганг Амадей Моцарт |
Лоренцо Да Понте (итал.) |
|
29 октября 1787
Национальный театр (театр им. Тыла), Прага |
«Ямщики на подставе» / «Игрище невзначай» |
Ямщики на подставе / Игрище невзначай |
Евстигней Фомин |
Николай Александрович Львов (рус.) |
|
8 ноября 1787
Санкт-Петербург |
1788 |
«Аксур, царь Ормуза» / «Тарар» |
Axur re d'Ormus / Tarare |
Антонио Сальери |
Лоренцо Да Понте (итал.) по либретто Пьера Огюстена Карона де Бомарше к опере «Тарар» |
|
8 января 1788
Бургтеатр, Вена (Другая версия: «Тарар» - 8 июня 1787,
Опера, Париж) |
«Мельничиха, или Любовный спор» |
La molinara ossia L'amor contrastato |
Джованни Паизиелло |
Джузеппе Паломба (итал.) |
|
Лето 1788
Театр Деи Фиорентини, Неаполь |
1789 |
«Нина, или Безумная от любви» |
Nina ossia La pazza per amore |
Джованни Паизиелло |
Джузеппе Антонио Карпани (итал.) по либретто к одноимённой опере Никола Далейрака (1786, Париж) |
|
25 июня 1789
близ Казерты (1-я редакция в 1 д.)
1790
Театр Деи Фиорентини, Неаполь (2-я редакция)
1794
Парма, (3-я редакция с речитативами) |
1790 |
«Так поступают все женщины, или Школа влюбленных» |
Cosi fan tutte ossia La scuola degli amanti |
Вольфганг Амадей Моцарт |
Лоренцо Да Понте (итал.) |
|
26 января 1790
Бургтеатр, Вена |
1791 |
«Лодоиска» |
Lodoïska |
Луиджи Керубини |
Клод-Франсуа Фийет-Лоро (фр.) |
|
18 июля 1791
Театр Фейдо, Париж |
«Милосердие Тита» |
La clemenza di Tito |
Вольфганг Амадей Моцарт |
Катерино Томмазо Маццола (итал.) по dramma per musica (1734) Пьетро Метастазио |
|
6 сентября 1791
Национальный театр, Прага |
«Волшебная флейта» |
Die Zauberflöte |
Вольфганг Амадей Моцарт |
Эмануэль Шиканедер (нем.) |
|
30 сентября 1791
Фрайхаустеатр ауф дер Виден, Вена |
«Душа философа, или Орфей и Эвридика» |
L'anima del filosofo ossia Orfeo ed Euridice |
Йозеф Гайдн |
Карло Франческо Бадини (итал.) |
|
9 июня 1951
Флоренция (соч. в 1791) |
1792 |
«Тайный брак» |
Il matrimonio segreto |
Доменико Чимароза |
Джованни Бертати (итал.) |
|
7 февраля 1792
Придворный театр, Вена |
1797 |
«Медея» |
Médée |
Луиджи Керубини |
Франсуа-Бенуа Офман (фр.) по Еврипиду и Пьеру Корнелю |
|
13 марта 1797
Театр Фейдо, Париж
(1-я редакция с разговорными диалогами)
6 ноября 1802
Кернтнертортеатр, Вена
(2-я редакция с речитативами) |
1800 |
«Водовоз» / «Два дня» |
Les deux journées |
Луиджи Керубини |
Жан Никола Буйи (фр.) |
|
16 января 1800
Театр Фейдо, Париж |