02-05-2023
Центро тежу (порт. Central Tejo) — это в прошлом действующая (между 1909 и 1972 гг.) тепловая электростанция, принадлежащая Компании, объединявшей газ и электричество (порт. СRGE), которая снабжала электричеством весь Лиссабон и его пригороды. Центротежу находится в районе Беленя. С 1951 г. использовалась как резервная электростанция. В течение этого времени изменялась и расширялась, проходя через различные периоды строительства и производства.
Первоначальная Центро тежу, строений которой уже нет, была построена в 1909 г и работала до 1921 г. В 1914 году началось строительство зданий котельни низкого давления и зала котлоагрегата, которые впоследствии расширялись несколько раз. Наконец-то в 1941году началось возведение здания котельни высокого давления, которое в 1951 г было расширено и вместило ещё один котлоагрегат, таким образом оказавшись самым большим зданием комплекса.
Несмотря на то, что в последний раз станция была в рабочем состоянии в 1972 официальное закрытие произошло в 1975 году. Центротежу стала важнейшим свидетелем археологическо-индустриального наследия Лиссабона и в 1986 году была классифицирована как уникальный экземпляр промышленного наследия. С 1990 года Центро тежу открыт как Музей электричества.
Содержание |
Здания, построенные в 1909 году (уже несуществующие), образовывали первоначальную Центро тежу, которая работала до 1921 года. Центро тежу была спроектирована инженером Люсьеном Неу (Lucien Neu) и построена фирмой Vieillard & Touzet (Ferdinand Touzet был учеником Г. Эйфеля).
Для усиления мощности электроцеха в течение многих лет менялось оборудование. В 1912 году, когда всё оборудование было установлено, на станции находилось 15 малых котлоагрегатов Belleville и 5 групп генераторов с мощностью 7,75 Мвт. С 1916 до момента прекращения действий в 1921 г. станция увеличила мощность благодаря новым котлоагрегатам, установленным в современном здании низкого давления, и до 1938 года эта часть станции служила для мастерских и хранилища, пока не была заменена новым зданием котлоагрегата высокого давления.
Строительство каркаса здания низкого давления началось в 1914 году и было закончено в 1930, проходя через три очень важные структурные фазы. Первая (с 1914 по 1928 г) охватывает строительство двух каркасов для котлоагрегатов, машинного зала и подстанции. Во второй фазе (с 1924 по 1928 г) зал котлоагрегатов был впервые расширен, была приобретена новая партия генераторов, был построен распределитель угля и две пристани для каналов цикла охлаждения. Наконец, в третьей фазе (с 1928 по 1930 г) зал котлоагрегата был увеличен в последний раз, в результате чего его каркас стал больше всех предыдущих. Так же были расширены машинный зал и подстанция.
Таким образом, в 1930 годах, залу котлоагрегата принадлежало одиннадцать котлов низкого давления, десять из них были фирмы Babcock & Wilcox и один — фирмы Humboldt. Машинному залу принадлежало пять групп генераторов разной мощности и разных фирм: Escher & Wiss, AEG (двух групп), Stal-Asea и Escher Wiss/Thompson.
С повышением мощности двух новых групп турбогенераторов AEG, смонтированных в 1934 году, появилась необходимость установки новых котлоагрегатов, которые бы использовали пар высокого давления. Для этого на землях, ранее занятых первоначальной Центро тежу, которая была разрушена в 1938 году, было возведено новое здание котлоагрегата высокого давления, которое стало самым впечатляющим зданием комплекса. Внутри находились три больших котлоагрегата высокого давления фирмы Babcock & Wilcox, которые начали свою работу в 1941 году.
С разрушением первоначальной Центро тежу и постройкой зданий котлоагрегатов высокого давления появилась необходимость новых мастерских и хранилищ. Компания, объединяющая Газ и Электричество, приобрела прилежащие к станции земли, которые ранее принадлежали сахарному заводу Senna Sugar Estates, Ltd. (собственность компании «Мозамбикский сахар»). Было необходимо построить вспомогательный зал для обработки воды. И в здании низкого давления после разборки двух первых котлоагрегатов это пространство было найдено.
В 1950 году здание котлоагрегатов высокого давления было расширено в последний раз, и через год здесь заработал ещё один котлоагрегат. Таким образом завершилось последнее расширение станции.
В 1944 г. вступил в силу законопроект 2002 — Закон о национальной электрификации, который передал полный приоритет в выработке энергии гидроэлектростанциям. В 1951 году была построена первая большая гидроэлектростанция — плотина Каштело Боде (Castelo do Bode), в результате чего Центро тежу стала резервной электростанцией.
Несмотря на это Центро тежу частично продолжала выработку энергии между 1951 и 1968, за исключением 1961 года. В 1972 году, вследствие покушения на режим Салазара, были разрушены высоковольтные линии, по которым энергия передавалась с гидроэлектростанции Каштело Боде в Лиссабон, и Центро тежу заработала вновь, возобновив выработку энергии в последний раз за свою историю. Официальное закрытие фабрики произошло в 1975 году.
После закрытия электростанции и национализации электрических компаний было решено дать Центро тежу новую жизнь, используя её в культурных целях. В 1986 была собрана первая группа людей, ответственных за подготовку и создание музея, который открылся в 1990 году. Между 2001 и 2005 Музей был полностью перестроен, начиная с архитектурного достояния и заканчивая музейной экспозицией. Музей вновь открылся в 2006, но в этот раз с новой музейной программой, более педагогической и динамичной.
После всех структурных трансформаций в течение многих лет архитектурный комплекс Центро тежу сохранился в отличном состоянии, представляя собой огромный фабричный комплекс первой половины XX века.
В постройке всех зданий комплекса использована единая железная конструкция, которая облицована кирпичом. Благодаря этому весь комплекс отличается гармонией эстетического единства, несмотря на разные стили зданий низкого и высокого давления.
Принцип работы теплоэлектостанции основан на сжигании топлива для получения энергии, которая в свою очередь приводит в действие электрический генератор. Теоретически это лёгкий процесс, но на практике необходим сложный комплекс разных механизмов.
Основное топливо на Центро тежу — это уголь, который доставляли морским путём и разгружали на одноимённую площадь, чтобы потом раздробить и отправить в распределители. После этого уголь оказывался на распределительной дорожке в верхней части здания, откуда он доставлялся внутрь котлоагрегата на дорожку сжигания. Там он сжигался под температурой в 1200 °C. Тепло, полученное таким образом, превращало в пар воду, которая проходила по внутренним трубам, и полученный пар отправлялся в турбоальтернатор. Использованная здесь вода должна быть чистой и без химических добавок. Для предотвращения повреждений оборудования электростанции вода очищалась и фильтрировалась.
Таким образом, пар путешествовал в трубах высокого давления (38 кг/см²) до группы генераторов, где турбина трансформировала тепловую энергию в механическую, и альтернатор преобразовывал механическую энергию, которую получал через турбину, в электрическую энергию, производя трёхфазный электрический ток в 10.500 V с частотой в 50 Hz, который после прохождения через подстанцию распределялся потребителям.
Пар в свою очередь после переработки в турбинах отправлялся в конденсаторы, где преобразовывался в воду для повторной утилизации в котлоагрегатах. Теплый пар опять превращался в воду, контактируя с холодными стенками внутренних труб конденсатора, по которым проходила речная вода. Речная вода никогда не входила в контакт с очищенной водой, которая использовалась для работы. Из конденсатора вода возвращалась в котлоагрегаты, таким образом заключая цикл.
Функционирование станции было бы невозможно без людей, которые там работали в течение многих поколений. Было необходимо строгое разделение поручений и система работы по сменам, что гарантировало непрекращающееся функционирование электостанции. Около пятисот рабочих находились на фабрике в течение двадцати четырёх часов и выполняли более сорок пяти различных функций, начиная с разгрузчиков угля, рабочих котлоагрегатов, мастеров по дереву, кузнечного горна и заканчивая техниками и инженерами.
Самой тяжелой была работа в залах котлоагрегата и в зольнике, так как персонал должен был переносить высокие температуры из-за сжигания топлива внутри котлоагрегатов, а также переносить пыль, золу и постоянный шум в течение всего рабочего времени. Несмотря на тяжёлые условия труда в этих залах работало самое большое количество рабочих. Именно там находились главный инженер, инженеры — техники, кабельщики, кочегары, наблюдатели за золой и зольщики. Все работали в тяжелейших условиях работы, особенно последние.
Центротежу представляет собой большую государственную ценность, не только с точки зрения архитектуры или археологии, но также с точки зрения истории, общества, антропологии и экономии. Наследие, оставшееся со времени деятельности электростанции, является неоспоримым. Электростанция была самой крупной и важной в Лиссабоне и во всей Португалии до середины ХХ века. Её мощности хватало на весь город и и на район Вале До Тежу (близлежайщий район Лиссабона), она освещала улицы, дома и поставляла энергию фабрикам. Без Центро тежу история Лиссабона была бы совершенно другой. Она была невидимой частью развития города в ХХ веке, была невидимой частью индустриализации регионов и благодаря станции была построена первая электрическая железная дорога в стране (Лиссабон — Кашкайш).
В то же время Центро тежу сыграло решающую роль для модернизации Лиссабона. Различные поколения рабочих работали и мучались под котлоагрегатами, чтобы остальные могли включить свет в домах, прогуливаться по ночным освещённым улицам и спокойно передвигаться в электрическом транспорте, который поднимался по улицам города. Кроме этого внутри электостанции существует нетронутый комплекс наследия, который помог этой тепловой электростанции пережить деиндустриализацию района Белень, оставаясь единственной во всей стране и может быть Европе.
Также в машинном зале находятся: установка охлаждения, выключатели, измерительная аппаратура. В зале воды: очистители, механические фильтры, барабаны и дистилляторы (все 40х годов), ковшовый элеватор для угля, вагончики, угольные ямы, плотницкие материалы и.т.д. В резерве и на открытом воздухе, можно увидеть группы генераторов других электростанций, регуляторы скорости, клапаны и другие различные элементы общественного освещения Лиссабона, а также как, бытовую технику всех времён, типов и классов.
Центро тежу.