Lt304888.ru

Туристические услуги

Эстония (паром)

17-06-2023

Эстония
Estonia
Паром «Estonia»
Основная информация
Тип паром
Государство 1980-1993
1993–1994
Порт приписки 1980–1991: Мариехамн
1991–1993: Вааса
1993–1994: Таллин
Ледовый класс
Номер ИМО 7921033
Владелец EstLine
Верфь Meyer Werft Папенбург
 Германия
Спущено на воду 29 июня 1980
Введено в эксплуатацию 5 июля 1980
Выведено из состава флота 28 сентября 1994
Современный статус Затонувшее судно
Параметры
Длина 157,02 м
Ширина 24,2 м
Средняя осадка 5,56 м
Водоизмещение 15 566 т
Технические данные
Силовая установка 4 × MAN 8L 40 /45
Мощность 17 652 КВт
Скорость 21,2 узла
Экипаж 810
Пассажировместимость 1 190
Грузовместимость 15 566 GRT
2 800 DWT

59°23′00″ с. ш. 21°40′00″ в. д. / 59.383333° с. ш. 21.666667° в. д. (G) (O) «Estonia» (ранее «Viking Sally», «Silja Star», «Wasa King») — эстонский паром судоходной компании Estline, был построен в 1979 году в Германии на судоверфи Meyer Werft в Папенбурге. Затонул в ночь с 27 сентября на 28 сентября 1994 года, в результате крушения пропали без вести 757 человек и погибли 95 человек из 989 находившихся на борту пассажиров и членов экипажа.[1] Это крупнейшее в Европе кораблекрушение в мирное время[источник не указан 373 дня]. По своим последствиям и количеству жертв её можно сравнивать только с самой крупной морской трагедией в истории Эстонии, которая случилась 24 августа 1941 г., когда на выходе из Таллинского порта после атаки немецких самолётов получило пробоины и затонуло возле острова Прангли самое крупнотоннажное судно Эстонии, пароход Eestirand (рус. «Эстонское побережье»), на котором перед наступавшим немецким вермахтом покидало Таллин несколько тысяч человек.[2]

Содержание

История парома

Паром был изначально построен для компании «Viking Line» и был назван «Viking Sally». Он должен был курсировать между Турку, Мариехамном и Стокгольмом. В 1986 году его продали компании «Silja Line» и переименовали в «Silja Star», оставив его на прежнем маршруте. В 1991 г. паромом стала управлять компания «Wasa Line», которая полностью находилась в собственности «Silja Line», и паром, теперь под именем «Wasa King», стал курсировать между финским городом Вааса и шведским городом Умео. В январе 1993 г. для обеспечения паромного сообщения между Таллином и Стокгольмом шведская компания «Nordström & Thulin» и принадлежащая эстонскому государству «Estonian Shipping Company» («Эстонская судоходная компания», сокращённо — «ESCO») создали совместное предприятие «Эстлайн» («EstLine A/S»), которое приобрело паром «Wasa King», переименовав его в «Эстония» («Estonia»).

Крушение

Estonia покинула Таллинский порт вечером 27 сентября 1994 г., когда в море бушевал шторм, а скорость ветра превышала 20 метров в секунду. В полночь «Эстония» разминулась в море с паромом Викинг Лайн «59°22′ с. ш. 21°40′ в. д. / 59.381783° с. ш. 21.676683° в. д. (G) (O) (глубина 83 м).

Спасательная операция

На помощь поспешили находящиеся в ближайших водах паромы сообщения Хельсинки-Стокгольм: «Силья Симфония», Silja Europa (Силья Европа), «Изабелла», «Мариэлла», немецкий пассажирский «Finnjet». Поблизости был ещё эстонский грузовой корабль, но он продолжил свой путь на юг. В дальнейшем на место прибыли финские сторожевики «Tursas» и «Valpas» и тральщик «Uusimaa» со своими водолазами. На месте крушения был такой сильный шторм, что прибывшие первыми паромы не смогли спасти всех оказавшихся в воде. Оставшихся в живых были вынуждены собирать с поверхности силами ныряльщиков береговой охраны и воздушных сил Финляндии и Швеции, вертолётами спасательного отряда Хельсинки, и вертолётами частных лиц только с наступлением утра.

Находящиеся на месте корабли, большей частью на «Мариэллу», спасли всего 38 человек. Финские вертолёты, главным образом борт береговой охраны «Super Puma», спасли 49 человек. Шведские вертолёты — 50. Всего над «Эстонией» летало 13 шведских, 12 финских, два датских и один российский вертолёт. С накренившейся «Эстонии» не успели спустить множества имевшихся спасательных шлюпок, но самонадувающихся резиновых плотов на волнах было множество. Проблемой было то, что сильный ветер быстро уносил спасательные плоты с места крушения, где плавали в ночных рубашках пассажиры. Из 989 находившихся на борту (803 пассажира и 186 членов экипажа) спасли 137 человек (94 пассажира и 43 члена экипажа). При этом пропали без вести 757 человек (651 пассажир и 106 членов экипажа), и были опознаны 95 погибших (58 пассажиров и 37 членов экипажа). Среди погибших оказался популярный эстонский певец Урмас Алендер. 852 погибших (включая пропавших) были гражданами 17 государств.

Расследование причин трагедии

В ноябре 1994 года носовой визор «Эстонии» был поднят с помощью дистанционно управляемого робота для исследования. В начале декабря норвежская компания Rockwater, специализирующаяся на подводных работах, исследовала затонувший корабль на средства шведского государства. В этих действиях использовали в качестве базового судна паром «Semi 1», с которого погружения выполняли с помощью подводного колокола и специальной газовой смеси. Главной задачей водолазов было найти бортовой компьютер и доставить его следственной комиссии. Компьютер не был найден, предположительно его вырвало и смыло штормом из окна, и он затерян где-то в донном иле. Это дало дополнительную пищу жёлтой прессе, например, в прессе звучали версии о том, что паром мог пойти на дно из-за специально организованного взрыва на борту, что кто-то пытался провезти на нём контрабандный груз или это мог быть взрыв советской военной техники.

Возможность подъёма судна отвергли позднее, в декабре, и решили оставить его на месте, запечатав бетоном. Погружение к останкам корабля запрещено, исполнение запрета возложено на финские власти. Судно лежит на боку в 35 километрах на юго-юго-восток от финского острова Утё за пределами финских территориальных вод на глубине около 60 метров. Согласно официальному заключению эстонско-финско-шведской комиссии, причиной гибели парома стали недостатки в конструкции судов типа «Ролкер» (также называемые «ro-ro»). 19 февраля 2009 года правительство Эстонии распустило комиссию по расследованию причин трагедии после её четвёртого отчёта. В качестве наиболее вероятной причины гибели парома были названы его конструктивные недостатки (отрыв носового визора) и тяжёлые погодные условия[3].

Документальное кино

  • Тайны века: Кто утопил «Эстонию»? — Первый канал, 2006
  • Гибель парома «Эстония» — Петербург — 5-й канал, 2008
  • «The Case Estonia», Juta Rabe

Примечания

  1. Раздел 7.6 отчёта эстонско-финско-шведской следственной комиссии  (англ.)
  2. Историки и военные Эстонии отмечают 70-летие самой крупной морской трагедии в истории страны
  3. Правительство Эстонии распустило комиссию

Фотографии

Ссылки

  • http://www.hylyt.net/hylky.jsp?id=estonia
  • Hylkyjä Suomenlahdella ja Saaristomerellä, Vaheri-Hyvärinen-Saari, Karisto Oy, Hämeenlinna 1996
  • Helsingin Sanomat 29.9-14.10.1994
  • Helsingin Sanomat 13.12.1994
  • Официальный отчёт эстонско-финско-шведской следственной комиссии  (англ.)
  • Глубоко под водой
  • Энциклопедия кораблей. «Эстония»
  • Загадка балтийского «Титаника»
  • 15 лет назад: хроника
  • Историки и военные Эстонии отмечают 70-летие самой крупной морской трагедии в истории страны


Эстония (паром).

© 2020–2023 lt304888.ru, Россия, Волжский, ул. Больничная 49, +7 (8443) 85-29-01