29-06-2023
Яков Петрович Голядкин | |
Создатель: | |
---|---|
Произведения: | |
Пол: |
мужской |
Яков Петрович Голядкин — главный герой повести «Двойник» русского писателя XIX века Фёдора Михайловича Достоевского.
Созданию образа Голядкина способствовали различные предчувствия и фантомы самого Достоевского, а также выключенность из жизни. Его врач, Степан Дмитриевич Яновский, позже вспоминал, что в то время писателя мучила «страшная подозрительность». Знакомые описывали Достоевского как больного человека, но понимающего это и способного использовать в своих целях. Сам Достоевский в сентябре 1845 года пишет своему брату Михаилу: «Я теперь настоящий Голядкин. Голядкин выиграл от моего сплина. Родились две мысли и одно новое положение»[1].
Ощущая себя Голядкиным, писатель мог изнутри изучить данного персонажа и управлять им[1]. Панаева и Яновский также отмечали у Достоевского наличие мании преследования, беспочвенное чувство вины, мизантропию и катастрофические предчувствия. Всё это писатель сумел использовать при создании образа Голядкина, о чём позже вспоминал литературный критик Николай Страхов: «С чрезвычайной ясностью обнаружилось в нём особенного рода раздвоение, состоящее в том, что человек предается очень живо известным мыслям и чувствам, но сохраняет в душе неподдающуюся и неколеблющуюся точку, с которой смотрит на самого себя, на свои мысли и чувства. Он сам иногда говорил об этом свойстве и называл его рефлексиею»[2].
Яков Петрович Голядкин — мелкий одинокий чиновник, страшится окружающих и ощущает презрение сослуживцев. Тем не менее им движет жажда признания, заставляющая его бросаться навстречу людям. Оказавшись не в силах выносить своё положение, он собирается на обед к знакомым, чтобы доказать окружающим, что он такой же как и они. Однако, на него странно смотрят и сторонятся, а его желание «быть признанным» заканчивается конфузом[3].
После конфуза в обществе Голядкин не может больше сносить одиночество и отчаяние. В это время появляется новый Голядкин, внешне его полный двойник, но по характеру полностью противоположный прежнему чиновнику. Ему легко даётся общение и сближение с окружающими, что быстро позволяет обрести Голядкину-младшему признание в обществе. Одновременно этот новый Голядкин ещё больше изолирует от общества Голядкина-старшего, тем самым переходя в категорию его врагов[4].
Новый Голядкин — это идеальный образ старого Голядкина. Любые попытки бороться с ним обречены на неудачу. В результате, окружающие обращают внимание на его странные поступки и речи и отправляют в психиатрическую лечебницу[4].
Психологию Голядкина объяснил сам Достоевский. В своей «Петербургской летописи» автор пишет: «Коль неудовлетворён человек, коль нет средств ему высказаться и проявить то, что получше в нём (не из самолюбия, в вследствие самой естественной необходимости человеческой сознать, осуществить и обусловить свое Я в действительной жизни), то сейчас же и впадает он в какое-нибудь самое невероятное событие; то, с позволения сказать, сопьется, то пустится в картеж и шулерство, то в бретерство, то, наконец, с ума сойдет от амбиции, в то же самое время презирая про себя амбицию…»[5].
По Достоевскому, признание в обществе важно для любого человека. Среди героев произведений писателя можно обнаружить множество одиноких людей разного благосостояния и общественного положения, общая трагедия которых в непризнанности, из-за чего с ними и случаются «самые невероятные события». Поступками таких персонажей движет исключительно желание не быть одинокими, реализовать себя, предъявить окружающим то хорошее, что заключено в них[6].
Исследователь творчества Достоевского Кэнноскэ Накамура отмечает, что совершенство психологической драматургии «Двойника» заключено в изображении отчаявшегося реализовать себя человека при помощи точного и детального описания его слов и поступков[6]. На пороге самоубийства к такому человеку является двойник, вымышленный враг, признающий его существование и тем самым в какой-то мере решающий проблему. Таким образом, писатель показывает, что враг человека — это нереализованные мечты и стремления[1].
Согласно толковому словарю Даля слово «голядка» означает «голыш», «бедняк». Лев Успенский оспаривает этимологию Даля, но также соглашается, что слово выражает «ничтожность, нищету, бесконечную слабость». Именно такая фамилия соответствует Буткову, жившему в крайней нищете и умершему в больнице, в палате для нищих[7].
Основным прототипом Голядкина филолог Моисей Альтман называет писателя Якова Петровича Буткова[7]. С одной стороны, Бутков представлял собой вечно забитого, запуганного человека, над которым висела вечная угроза быть сданным в солдаты, но с другой, внутренне бунтующий, чрезвычайно близок к герою «Двойника»[7]. Также в пользу Буткова, как прототипа Голядкина, говорит и совпадение его имени и отчества с персонажем. Для Достоевского было характерно наделять своих героев именами их прототипов[7].
Из воспоминаний писателя Александра Петровича Милюкова и врача Достоевского, Степана Дмитриевича Яновского, следует, что Достоевский интересовался творчеством Буткова, давал ему советы, а достаточно скрытный Бутков в ответ доверял Фёдору Михайловичу[8]. Оба писателя принадлежали к «гоголевской школе», что объясняло сходство тематики мелких чиновников и «маленьких людей», изобразительных приемов и стиля[9]. Этим же объясняется тот факт, что Голядкину также подобны многие герои произведений Буткова[7].
Литературным прообразом Голядкина можно назвать Макара Девушкина из предшествующего романа Достоевского «Бедные люди». Оба персонажа являются мелкими и бессильными чиновниками, испытывающими страх от общения с людьми и ощущающими, что окружающие их презирают[3]. Исследователь творчества Достоевского Кэнноскэ Накамура полагает, что Достоевскому было интересно проследить эволюцию подобного типажа, поэтому Голядкин представляет собой Девушкина, оставшегося в одиночестве после отъезда Вареньки в деревню[4].
Яков Петрович Голядкин.