Lt304888.ru

Туристические услуги

35К-020 (автодорога)

20-06-2023

Автодорога
Бахчисарай — Ялта
35К-020
Т-0117

Спуск с Ай-Петри.
Основная информация
Регион Крым[1]
Длина 69,9
Начало Бахчисарай
Через Ай-Петри
Конец Ялта
Дорожное покрытие асфальт
Медиафайлы на Викискладе

Автодорога Бахчисарай — Ялта — автомобильная дорога регионального значения соединяющая Бахчисарай с Ялтой[2][3]. Протяжённость трассы 69,9 километра[2][3], при этом в других источниках приводятся отличные от этого значения цифры: 77 км[4], 74[5], 73.3 километра[6].

Описание

Трасса начинается на 38-й километре автодороги Симферополь — Севастополь и через 4 километра спускается в Бельбекскую долину[7]. Сразу за спуском перед селом Танковое, вправо ответвляется шоссе Танковое — Оборонное[8]. По долине, до села Аромат, шоссе идёт по орфографическому правому берегу реки Бельбек[9], после Аромата пересекает по мосту Коккозку и следует по её левому берегу до начала реки[7]. У начала Коккозки (у слияния рек Аузун-Узень и Сары-Узень[10]) бывшая автобусная остановка «Большой каньон» и, соответственно, начало экскурсионного маршрута в Большой каньон Крыма[7][11]. За каньоном начинается серпантин подъёма на Ай-Петри, вначале по долине реки Аузун-Узень, затем, огибая гору Лысая, и перебирается в долину Сары-Узеня[8], точнее — одного её из притоков Алмалык-Узень (в верховье носящий название овраг Куру-Узень — «Сухой ручей»)[12]. Дорога ещё около километра идёт по днищу этого оврага, и достигает Ай-Петринской яйлы[8], преодолев перевал Ай-Петри — самую высокую точку шоссе — 1207 м[13]. 3—4 километра дорога идёт по ровному плато, от Ай-Петринской метеостанции начинается спуск в Ялту. После серпантина на южном обрыве шоссе петляет, огибая гору Могаби и достигает долины реки Учан-Су, по правому борту которой спускается до Южнобережного шоссе[8]. В снежные зимы дорогу нередко перекрывают (со стороны Соколиного и от водопада Учан-Су) из-за опасности схода лавин[14].

Отходящие дороги

История

Некие горные дороги, связывающие крупное торговое село Коккозы с Ялтой и южным берегом, и примерно совпадающие с современным шоссе существовали, видимо, с древнейших времён (дорога по долине Бельбека, вероятно, ещё древнее). Шарль Монтандон в своём «Путеводителе путешественника по Крыму, украшенный картами, планами, видами и виньетами…» 1833 года писал, что из Бахчисарая, поднимаясь по Бельбеку, можно напрямую добраться в Коккоз на любом виде экипажа. Также путешественник довольно подробно описывает некую верховую дорогу из Коккоз на яйлу[15], но, судя по контексту, она могла совпадать с современным просёлком через Чайный домик[16]. Эти пути обозначены на картах 1817[17], 1842 года[18] и 1865 года[19]. Прокладка полноценного шоссе из Ялты к вершине Ай-Петри началась в 1865 году и шла в неимоверно тяжелых условиях сильно пересеченной местности, к середине 1880-х годов едва достигнув водопада Учан-Су. Участок на подъёме к Ай-Петринской метеостанции, между 17 и 22 километрами, был особенно трудным — крутизна склонов достигает 60—80 градусов. На этом этапе к работам подключилось Кавказское военно-топографическое депо под командованием генерала Евгения Жданова. Съемку будущей трассы вёл капитан Чевылинский, начальником работ был инженер Руденко[20], производителем работ — инженер путей сообщения князь Дмитрий Александрович Мещерский, работал собственно на завершающем, наиболее опасном отрезке пути сапёрно-строительный батальон под командованием инженер-полковника Ивана Степановича Шишко[источник не указан 26 дней]. С тех пор профиль шоссе не менялся: дорога была лишь немного расширена в 1912—1913 годах и в послевоенное время заасфальтирована[11].

До революции мальпостного (одновременной перевозки пассажиров и почты) сообщения по дороге не было, курсировали извозчичьи экипажи «с платой 18—25 рублей»[21][22]. Уже в 1895 году у дороги, на плато Ай-Петри, появилась первая корчма с надписью «Милости прошу!» и была скромным деревянным бараком[23]. При советской власти, до ликвидации в 1930 году[24], автомобильные перевозки, по маршруту Симферополь — Бахчисарай — Ялта и обратно осуществляло акционерное общество «Крымкурсо». Работало два маршрута: № 33 и 35 (обратные номера 36 и 34) с остановками в Коккозах и на Ай-Петри[25].

После прорыва перекопских позиций в октябре 1941 года 11-я немецкая армия своими основными силами двинулась на Севастополь, на левом фланге в направлении Балаклавы действовала 72-я дивизия. В районе горы Ай-Петри на дороге Ялта-Бахчисарай её части встретили пограничники 456-го пограничного полка под командованием А. Е. Павленко. В ходе ожесточенного боя с противником, пограничники удерживали позиции в течение 7-9 ноября 1941 года. По решению Бахчисарайского райисполкома от 11 ноября 1971 года, на месте боя пограничников 456-го полка против немецко-фашистских оккупантов на 29/43 км шоссе в 1972 году был сооружен памятный знак[26].

В послевоенные годы был запущен маршрут автобуса Бахчисарай — Ялта через Ай-Петри, но в 1980-е годы на участке дороги в 2 километрах выше Соколиного произошёл оползень и самый живописный автобусный маршрут Крыма закрыли[11].

Достопримечательности

Примечания

  1. Этот объект расположен на территории Крымского полуострова, бо́льшая часть которого является объектом территориальных разногласий между Россией, контролирующей спорную территорию, и Украиной, в пределах признанных большинством государств — членов ООН границ которой спорная территория находится. Согласно федеративному устройству России, на спорной территории Крыма располагаются субъекты Российской ФедерацииРеспублика Крым и город федерального значения Севастополь. Согласно административному делению Украины, на спорной территории Крыма располагаются регионы Украины — Автономная Республика Крым и город со специальным статусом Севастополь.
  2. ↑ оригинала 27 января 2018 года.
  3. ↑ Постанова Кабінету міністрів України "Про затвердження переліку автомобільних доріг загального користування державного значення" від 16 вересня 2015 р (укр.). rada.gov.ua. Дата обращения: 2018-4-10. Архивировано 11 октября 2018 года.
  4. Дорога Бахчисарай — Ялта. Расстояние, маршрут, карта. Карта Крыма автомобильная. Подробная карта автомобильных дорог Крыма с расстоянием между населенными пунктами. Дата обращения: 2018-4-10. Архивировано 15 декабря 2010 года.
  5. Расстояние от Бахчисарая до Ялты. Каталог АЛЬЯНС. Дата обращения: 2018-4-10.
  6. Т0117 Бахчисарай - Ай-Петри - Ялта. gpslib.ru. Хостинг GPS треков. Дата обращения: 2018-4-10.
  7. ↑ Бахчисарай — Ай-Петри // Путеводитель Ай-Петри. — Симферополь: Таврия, 1986. — 112 с. — 50 000 экз. Архивировано 20 февраля 2020 года.
  8. ↑ Бахчисарай - Ай-Петри - Ялта // Крым / С. К. Сосновский. — Симферополь: Таврия, 1979. — (Путеводитель).
  9. ↑ Путь в Ялту из Бахчисарая через Ай-Петри. Ялта, путеводитель. Дата обращения: 2018-4-13. Архивировано 9 июня 2018 года.
  10. Крым. Географические названия: Краткий словарь. — Симферополь: Таврия-Плюс, 1998. — Архивировано 17 октября 2020 года.
  11. ↑ Дорога Ялта — Ай-Петри — Бахчисарай. Ялта, путеводитель. Дата обращения: 2018-4-12. Архивировано 30 марта 2018 года.
  12. Горный Крым. ЭтоМесто.ru (2010). Дата обращения: 2018-4-13.
  13. Туристическая карта Крыма. ЮБК. ЭтоМесто.ru (2007). Дата обращения: 2018-4-13.
  14. Дорога Ялта - Бахчисарай в Крыму перекрыта из-за схода лавины. Интерфакс. Дата обращения: 2018-4-17. Архивировано 12 октября 2017 года.
  15. Архивировано 8 января 2021 года.
  16. Горный Крым. ЭтоМесто.ru (2010). Дата обращения: 2021-1-13.
  17. Военная топографическая карта полуострова Крым, составленная [[Мухин, Семён Александрович|Мухиным]]. ЭтоМесто.ru (1817). Дата обращения: 2018-4-13.
  18. Топографическая карта полуострова Крым. Военно-топографическое депо. ЭтоМесто.ru (1842). Дата обращения: 2018-4-13.
  19. Карта Шуберта - Крым (Таврическая губерния). Военно-топографическое депо - 3 версты. ЭтоМесто.ru (1865). Дата обращения: 2018-4-13.
  20. Архивировано 30 января 2021 года.
  21. Архивировано 28 января 2021 года.
  22. История ялтинского автовокзала. Старая Ялта. Дата обращения: 2018-4-18. Архивировано 19 апреля 2018 года.
  23. Двухдневные экскурсии. Ай-Петри. Бабуган-Яйла // Путеводитель по Крыму. — Москва: Товарищество И.Н. Кушнерев и Ко, 1905. — С. 293—297. — 416 с.
  24. 1886-1944: Первые попытки организации пассажирских перевозок. Общество "Крымкурсо". Транспорт Севастополя. Дата обращения: 2018-4-19. Архивировано 20 апреля 2018 года.
  25. Крымское общество естествоиспытателей и любителей природы. Крым. Путеводитель, 3-е издание / Пузанов, И. И.. — Симферополь.: Крымгиз, 1929. — С. 18. — 614 с.
  26. ↑ Архивировано 25 апреля 2021 года.
  27. О Больнице Чёрные Воды. Официальный сайт. Дата обращения: 2018-4-13. Архивировано 14 апреля 2018 года.
  28. Серебряная беседка. Ялта, путеводитель. Дата обращения: 2018-4-3. Архивировано 31 марта 2018 года.

35К-020 (автодорога).

© 2020–2023 lt304888.ru, Россия, Волжский, ул. Больничная 49, +7 (8443) 85-29-01