03-06-2023
Boeing 767 | |
---|---|
Boeing 767-300ER авиакомпании S7 Airlines | |
Тип | пассажирский самолёт |
Разработчик | Boeing |
Производитель | Boeing |
Первый полёт | 26 сентября 1981 |
Начало эксплуатации | 1982 |
Статус | производится, эксплуатируется |
Основные эксплуатанты | Delta Air Lines (104) American Airlines (74) |
Годы производства | 1982 — н. в. |
Единиц произведено | 1036[1][2] |
Стоимость единицы | $124 — 169 млн |
Варианты | Boeing KC-767 Boeing E-767 |
Изображения на Викискладе |
Бо́инг 767 (англ. Boeing 767) — широкофюзеляжный авиалайнер, предназначенный для совершения полётов средней и большой протяжённости. Производится американской компанией Boeing с 1981 года.
Содержание |
Разработка экономичного двухмоторного реактивного авиалайнера, предназначенного для обслуживания линий средней и малой протяжённости, началась в 1978 году, когда авиакомпания Юнайтед Эйрлайнс (United Airlines) проявила заинтересованность в машине такого класса и разместила заказ на покупку сразу 30 самолётов. Первый 767, до сих пор находящийся во владении Боинг, был построен и вышел за ворота завода в Эверетте, штат Вашингтон, 14 августа 1981, и совершил первый полёт 26 сентября.
Разработка модели 767-400 началась в сентябре 1983. Эта модель имеет фюзеляж, который на 6,5 метра длиннее, чем у 767-200, что позволило увеличить количество пассажиров на 22 % (примерно 40 пассажиров) и количество перевозимого груза на 31 %. За основными моделями последовали варианты с увеличенной дальностью полётов.
Боинг 767 занимает промежуточное положение между более маленьким 757, имеющим фюзеляж обычных размеров, и большими широкофюзеляжными 747 и 777. Применение новейших технологий позволило значительно снизить эксплуатационные расходы и в то же время достичь такого уровня комфорта для пассажиров, которого не было на то время ни в одном другом авиалайнере мира. Конструкция 767 сочетает в себе высокую эффективность использования топлива, гибкость в использовании, низкий уровень шума и современные системы авионики, включая полностью цифровую систему управления полётом. Для его создания использовались самые современные на тот момент материалы, такие как новые алюминиевые сплавы и различные композитные материалы.
Пассажирский салон с двумя проходами следует тому стандарту пространства и комфорта, который был установлен 747, первым широкофюзеляжным авиалайнером. Исследования мнения пассажиров показали, что та схема посадочных мест, которая была применена в 767 (7 пассажирских сидений в ряду по схеме 2+3+2), наиболее полно отвечает запросам потребителей. При такой расстановке сидений 87 % мест находится либо у прохода, либо возле окна, а единственное место, находящееся в середине, отделяет от прохода всего одно кресло. Эти же исследования показали, что по общему уровню комфорта пассажиры ставят 767 на один уровень с 747.
Салон 767 почти на 1,5 метра шире, чем салоны самолётов более ранних конструкций, и в результате он мог вместить около 224 пассажиров в стандартной компоновке с тремя классами салонов, однако имеется много возможностей по увеличению количества пассажирских мест. Например для чартерных рейсов существует вариант 767-300 с салоном одного класса, способный вместить до 325 пассажиров.
Для багажа и груза также было выделено предостаточно места: вариант 767-200 способен вместить до 86,9 м³ груза, а вариант 767-300 — 114,2 м³ соответственно, что было на 45 % больше, чем подобный показатель для 707 модели, и больше, чем у любого другого коммерческого авиалайнера этого класса.
По приблизительным оценкам, 767 перевёз[когда?] 795 миллионов пассажиров и выполнил 4,8 миллионов коммерческих рейсов с того момента, когда он впервые вступил в строй 8 сентября 1982. Средняя продолжительность налётов за день для всех выпущенных машин составляет 10 часов.
Boeing 767 производился в трёх вариантах длины фюзеляжа.[3] Длина самолёта постепенно росла по мере того, как начиналось производство моделей 767-200, 767-300 и 767-400ER.[3][4] Фирма также предлагала модификации с большей дальностью полёта — 767-200ER и 767-300ER («ER» означает Extended Range, повышенная дальность).[4] Грузовой вариант 767-300F производился как грузовой самолёт и конвертировался из пассажирских моделей 767-200 и 767-300.[3]
При обозначении различных модификаций Boeing и авиакомпании-эксплуатанты часто соединяют название модели (767) и обозначение модификации (-200, −300 или −400) в один индекс (например, «762» или «763»[5]). При этом обозначение дальности (ER) зачастую опускается.[5][6] Система обозначения типа самолёта ИКАО предусматривает совмещение первой буквы названия производителя, индекс модели и обозначение модификации — Boeing 767-200 обозначается B762, 767-300 - «B763», 767-400ER как «B764.»[7]
Первый вариант самолётов семейства Boeing 767, 767-200 начал создаваться в 1978 году и первая машина этой модификации приступила к коммерческим полётам в 1982 году, когда начала обслуживать линии авиакомпании United Airlines. С самого начала основными заказчиками этого самолёта выступали так же авиакомпании Delta Air Lines и American Airlines, которые использовали 767-200 в основном на внутренних линиях США, между крупнейшими аэропортами страны, например такими центрами как Нью-Йорк и Лос-Анджелес. Обычная компоновка пассажирского отсека 767-200 имела три салона, различающихся по классам с общим количеством посадочных мест — 181 или два салона с общим количеством мест — 224. Все стандартные модели 767-200 имели максимальное количество пассажирских мест в количестве 255, из-за ограничений которой накладывало количество и расположение выходов в самолёт. Заказчики имели возможность заказать модификацию с количеством посадочных мест 290, но это требовало установки дополнительной двери и размещения всех пассажиров в одном салоне с компоновкой кресел по формуле 2-4-2.
Некоторое количество 767-200 были впоследствии переоборудованы в соответствии со спецификацией 767-200ER. В 1998 году Boeing объявил о начале проекта по переделке 767-200 в грузовой вариант с названием 767-200SF, предназначенного для замены на DC-8 на грузовых линиях. Всего за всё время было поставлено заказчикам 128 самолётов модификации 767-200, причём все предварительные заказы на самолёты этой серии были полностью выполнены. По состоянию на июль 2010 года в рабочем состоянии в различных авиакомпаниях оставалось 156 самолётов Boeing 767-200/-200ER/-200SF.
Основными конкурентами 767-200 были самолёты Airbus A300 и Airbus A310.
Первый самолёт с расширенным, по сравнению с моделью 767-200, радиусом полётов, и получивший обозначение 767-200ER (Extended Range), был поставлен авиакомпании El Al в 1984 году. Модель 767-200ER стала довольно популярной среди небольших авиакомпаний, которые хотели получить широкофюзеляжный самолёт способный летать на достаточно большие расстояния, но для которых не была нужна вместительность 747-го. 767-200ER стал первым самолётом в семействе 767, способным совершать беспосадочные трансатлантические полёты. 17 апреля 1988 года 767-200ER, принадлежащий авиакомпании Air Mauritius, установил рекорд дальности для реактивных самолётов с двумя двигателями, пролетев 16 162 километра между Галифаксом, Новая Шотландия, Канада и Порт-Луи, Маврикий.
Всего авиакомпаниям было поставлено 121 767-200ER. Несмотря на то, что непосредственная замена этой модели не разрабатывалась, считается, что новый самолёт компании Boeing 787-8, станет непосредственным преемником 767-200ER.
Модель Boeing 767-300, представляет собой удлинённый на 6,43 метра 767-200. Общая длина этой модели составляет 54.94 метра. Первый заказ на 767-300 поступил от авиакомпании Japan Airlines в 1983 году. Самолёт совершил свой первый полёт 30 января 1986 года и первая машина была передана заказчику 25 сентября того же года. Непосредственным конкурентом 767-300 является Airbus A330-200. Ожидается, что 767-300 будет постепенно заменяться по мере поступления нового самолёта Boeing 787-8. На настоящий момент было произведено и передано заказчикам 104 самолёта модели 767-300. Всего различных вариантов 767-300/-300ER/-300F по состоянию на июль 2010 года в различных авиакомпаниях насчитывалось 670 штук, что составляло примерно две трети от общего количества построенного за всё время выпуска.
Модификация 767-300ER представляет собой версию 767-300 с увеличенной дальностью полёта. Головным заказчиком стала авиакомпания American Airlines, получившая первые самолёты в 1988 году.[8] Большая дальность полёта достигнута увеличением объёма топлива на борту за счет повышения максимальной взлётной массы до 185 тонн. К 1993 работы над совершенствованием конструкции самолёта позволили поднять МВМ до 187 тонн. На самолёт устанавливались двигатели Pratt & Whitney PW4000, General Electric CF6 или Rolls-Royce RB211. Типичными маршрутами для этой модификации стали Лос-Анджелес — Франкфурт, Москва — Пекин и т. п.[9] Увеличенная пассажировместимость и большая дальность сделали −300ER самой популярной модификацией модели. На август 2011 года поставлено 552 самолёта, 26 заказов ещё не выполнены.[10] На июль 2011 года авиакомпании эксплуатировали 511 самолётов этой модификации.[11] Основным конкурентом этой модификации является Airbus A330-200.[12]
Один из Boeing 767-300ER был приобретён известным российским бизнесменом Романом Абрамовичем для личного пользования. За характерную окраску самолёт получил прозвище «Бандит».[13]
Модификация 767-300F является заводской грузовой версией 767-300ER. Головным заказчиком в 1995 году выступила компания UPS Airlines . 767-300F вмещает 24 стандартных паллеты размером 2200×3200 мм на верхней палубе и до 30 контейнеров LD2 на нижней. Общий объём перевозимого груза составляет 438 куб. м.[3] Самолёт оснащён большим грузовым люком на верхней палубе, рядом с дверью для экипажа. Нижняя палуба загружается и разгружается через три двери — две с левой стороны и одна справа. Версия для основного рынка с бортовыми погрузочными и швартовочными устройствами, системой поддержания микроклимата и отсеками для отдыха экипажа была впервые поставлена авиакомпании Asiana Airlines 23 августа 1996 года. На август 2011 года было поставлено 64 самолёта модификации 767-300F.[10] На июль 2011 года 59 из них находились в коммерческой эксплуатации.[11]
В 2008 году в Пайя Лепар, Сингапур, компания ST Aerospace Services начала программу конверсии пассажирских 767-300 в грузовые под названием 767 PTF (Passenger To Freighter — «пассажирский в грузовой»).[14] Подобные программы конверсии Боинг-767 в грузовую модификацию также предлагают компании Israel Aerospace Industries и Wagner Aeronautical.[15]
Модификация 767-400ER стала результатом двойного удлинения фюзеляжа базовой модели. Головным заказчиком стала авиакомпания Continental Airlines в 2000 году.[8][16] Модификация на 6,43 м длиннее модификации 767-300 и имеет длину 61,4 м.[17] Размах крыла увеличен на 4,36 м за счет более длинных и скошенных законцовок. Кроме этого, было внедрено новое пилотажное оборудование, пересмотрена конструкция шасси и установлен интерьер салона Signature Interior, впервые появившийся на Boeing 777[18]. На самолёте устанавливаются двигатели Pratt & Whitney PW4000 или General Electric CF6 повышенной мощности.
Федеральное авиационное агентство США (FAA) сертифицировало 767-400ER по правилам ETOPS 180 ещё до начала эксплуатации. Такая сертификация позволяет эксплуатировать самолёт на авиатрассах, находящихся не более чем в 180 минутах полёта от запасных аэродромов.[19] Запас топлива не был увеличен, поэтому дальность полёта модификации 767-400ER меньше, чем у −300, и составляет 10 418 км.[20][21] Типичным маршрутом для данной модификации является Лондон-Токио.[21] В 2000 году предлагалась модификация 767-400ERX с увеличенной дальностью полёта, однако спустя год она была убрана из прайс-листа производителя.[22][23] Авиакомпании Continental Airlines и Delta Air Lines были единственными корпоративными заказчиками модификации и получили 37 самолётов.[10] На июль 2011 года все они находятся в эксплуатации.[11] Ещё один экземпляр был произведён для военных и позднее был передан частному заказчику.[24] Ближайшим конкурентом модификации является Airbus A330-300.[25]
Потери самолётов На 18 июля 2012 года было потеряно 15 самолётов типа Boeing 767, в катастрофах погиб 851 человек[26].
Дата | Бортовой номер | Место катастрофы | Жертвы | Краткое описание |
---|---|---|---|---|
02.91 | 9K-AIB | Мосул | 0/0 | Захвачен у Кувейта, уничтожен во время «Бури в пустыне». |
02.91 | 9K-AIC | Мосул | 0/0 | Захвачен у Кувейта, уничтожен во время «Бури в пустыне». |
26.05.91 | OE-LAV | восток Таиланда | 223/223 | Упал с эшелона. Левый двигатель перешёл на реверс. |
06.04.93 | N767TA | Гватемала | 0/236 | Вылетел за пределы ВПП при посадке на большой скорости. |
23.11.96 | ET-AIZ | Коморские Острова | 125/175 | Рейс Аддис-Абеба — Найроби захвачен террористами, потребовавшими лететь в Австралию. Исчерпав топливо, самолёт совершил аварийную посадку в 500 м от побережья одного из Коморских островов. |
31.10.99 | SU-GAP | Атлантический океан | 217/217 | Пилот, ранее получивший дисциплинарные санкции, со словами «Полагаюсь на Аллаха» отключил двигатели и направил самолёт в пике. Египетские власти настаивают на версии отказа автопилота. |
22.09.00 | N654US | Филадельфия | 0/3 | При проверке после техобслуживания левый двигатель взорвался. |
11.09.01 | N334AA | Нью-Йорк | 1530+92/92 | Рейс 11 American Airlines, Бостон (Логан) — Лос-Анджелес. Террористы направили самолёт на северную башню ВТЦ. |
11.09.01 | N612UA | Нью-Йорк | 612+65/65 | Рейс 175 United Airlines, Бостон (Логан) — Лос-Анджелес. Террористы направили самолёт на южную башню ВТЦ. |
15.04.02 | B-2552 | Пусан | 129/166 | Разбился при заходе на посадку из-за ошибок экипажа. |
26.06.02 | JA8254 | Симодзи | 0/3 | Разбился при тренировочном полёте. |
02.06.06 | N330AA | Лос-Анджелес | 0/0 | Пожар двигателя в ходе наземного обслуживания. |
28.06.08 | N799AX | Сан-Франциско | 0/2 | Пожар на борту стоящего самолёта. Машина списана. |
01.11.11 | SP-LPC | Варшава | 0/231 | Во время полёта борта авиакомпании LOT произошёл отказ гидравлических систем. При посадке не вышли шасси. Пилоты совершили посадку на "брюхо".[27] |
767-200 | 767-200ER | 767-300 | 767-300ER | 767-300F | 767-400ER | |
---|---|---|---|---|---|---|
Длина | 48.51 м |
54.94 м |
61.4 m |
|||
Размах крыла | 47.57 м | 51.9 м |
||||
Пассажиры | от 181 до 255 | от 218 до 295 | — | от 245 до 375 | ||
Груз | 81.4 м³ |
106.8 м³ |
454 м³ |
129.6 м³ |
||
Дальность | 9 400 км | 12 200 км | 9 700 км | 11 305 км | 6 050 км | 10 450 км |
Крейсерская скорость | M 0,80 (870 км/ч) | |||||
Двигатели | Два турбовентиляторных двигателя; обычно применяются General Electric CF6-80A, (ранние 767-200 и 767-300 кроме ER) или General Electric CF6-80C2 (обычно 65,000 lbf), или Пратт & Уитни PW4062 (обычно 63,000 lbf);очень ограничено использование двигателей Rolls-Royce RB211 (обычно 60,000 lbf) |
Boeing 767-33P/ER авиакомпании Uzbekistan Airways.
Boeing 767-300ER ГТК «Россия»
Boeing 767-300ER авиакомпании Air New Zealand
Boeing - 767-300 Аэрофлота. Назван в честь Николая Некрасова
Boeing - 767ER авиакомпании British Airways
Boeing 767 авиакомпании Alitalia. Посвящён памяти пилота Альберто Нассетти.
Boeing - 767-300ER авиакомпании Condor Airlines
|
---|
Boeing 707 | Boeing 717 | Boeing 727 | Boeing 737 (Boeing 737 MAX) | Boeing 747 (Boeing 747SP) (Boeing 747-400) (Boeing 747-8)| Boeing 757 | Boeing 767 | Boeing 777 | Boeing 787 |
Boeing 767-300.